Такие ошибки
Основатели Ozon были не согласны лишь с одним условием сделки: продажей контрольного пакета. «Если у Аркадия (основатель «Яндекса» Аркадий Волож) был устойчивый источник финансирования и он смог отстоять «Яндекс», то у нас не хватило сил. Ozon был в выжатом состоянии. Через неделю переговоров мы плюнули и согласились». Рудаков и Егоров продали инвесторам контрольный пакет акций. Это предопределило дальнейшую историю компании.
Новое руководство усиленно продвигало свои идеи. Для инвесторов главным было выйти на окупаемость. Пошёл уклон в коммерческую сторону в ущерб интеллектуальному контенту Ozon. Контентная команда, отвечающая за наполнение сайта, в полном составе покинула проект из-за конфликта интересов. Похожая ситуация произошла и с основателями Ozon. В 2002 году им было всё труднее находить общий язык с инвесторами.
Такой кризис
В августе 1998 года в России начался экономический кризис. Из-за резкого падения курса рубля обанкротились тысячи производств. Курс доллара с 6 рублей поднялся до 21 рубля. Издательство Николая Ютанова, работающее только с российскими покупателями, обанкротилось и продало свою долю (40%) компании Reksoft.
Кризис по-разному повлиял на партнёров. Из-за дефолта доходы Reksoft выросли в разы: выручка компании была в валюте. Александр Егоров вспоминал это время так: «Я не видел нашего финансового директора более счастливым. Он приходил на работу, узнавал курс, умножал наши доходы и шёл пить кофе с улыбкой на лице».
Экономический кризис спас проект. Он создал на стороне Reksoft серьёзную финансовую подушку, которая позволила самостоятельно развивать стартап до 1999 года.
Как связаться с техподдержкой OZON Travel
Горячая линия Ozon Travel не работает, обращаться круглосуточно без выходных можно в чат – перейдите в раздел «Сообщения» и выберите вкладку «Билеты, туры, отели». Если вопрос касается оформленного заказа, необходимо назвать его номер.
Здесь также существует приоритетная очередь обработки вопросов. Она распространяется на клиентов:
- забронировавших отель;
- корпоративных;
- владельцев оплаченных пакетов «Приоритет» или «Всё включено»;
- тем, кому до начала поездки осталось менее суток.
Запросы остальных пользователей обрабатывают в порядке общей очереди.
Кроме того, в ваучерах и билетах, которые сформированы в электронном формате и находятся в профиле, указывается персональный номер телефона службы поддержки Озон, но обратиться нужно только с того номера телефона, что написан в заказе.
Минус один аналог «Авито»
Российская торговая площадка Ozon приняла решение о закрытии сервиса «Ozon объявления», запуск которого состоялся в августе 2022 г. Проект продержался всего восемь месяцев, но за это время заработал лишь в трех регионах России.
По своей сути новый сервис Ozon не отличался от «Авито» или «Юлы». Он позволял размещать объявления о продаже новых, уцененных или подержанных вещей. Воспользоваться такой возможностью могли как продавцы Ozon, так и обычные пользователи. Также сервис позволял отдавать вещи даром.
На 6 апреля 2023 г. на сервисе было размещено около 283 тыс. объявлений.
Сервис «Ozon объявления» будет отключен полностью, и у пользователей есть всего несколько дней на экспорт своих объявлений – текстов и фотографий. Сделать это нужно не позднее 12 апреля 2023 г. – в этот день личный кабинет будет отключен, а на следующие сутки «Ozon объявления» прекратит существование.
Жизнь сервиса прервется всего через неделю
При этом за неделю до закрытия сервиса пользователи лишились доступа к разделу «Ozon объявления» как на сайте маркетплейса, так и в фирменном мобильном приложении. Новые объявления создавать нельзя, как и новые чаты с покупателями или продавцами. Ранее открытые беседы будут доступны вплоть до окончательного закрытия сервиса.
Основной и единственный конкурент
В сегмент классифайдов стремятся войти многие игроки российского интернет-рынка, в особенности крупные. Например, «Яндекс» запустил свой сервис объявлений в начале декабря 2020 г, назвав его «Яндекс объявления». Как сообщал CNews, на старте проект был укомплектован поиском по данным «Маркета» и рейтингом активности продавца и покупателя в сервисах «Яндекса». Эта информация помогала быстрее оценивать объявления и принимать решение о совершении сделки с тем или иным продавцом.
Для максимально быстрого продвижения проекта «Яндекс» встроил его и веб-версию своей главной страницы, а также в фирменное мобильное приложение. Также велась разработка отдельных утилит для iOS и Android.
Вторая больница в России получила международный сертификат за цифровизацию медпомощи
Цифровизация
Основной игрок на российском рынке классифайдов – «Авито». Добиться этого сервису удалось, в том числе, за счет солидного для любого интернет-ресурса возраста – «Авито» работает с октября 2007 г. и скоро отметит свое 16-летие.
Главный конкурент «Авито» – сервис «Юла» из экосистемы холдинга VK, ранее известного как Mail.ru Group. Но силы этих соперников, если судить по статистике Similar Web, не равны. Для примера, количество посещений «Юлы» в феврале 2023 г. составило 15,3 млн против 330,4 млн у «Авито».
В топ-50 самых популярных в России с айтов «Авито» находится на 10 строчке. «Юла» в этот топ не входит, хотя сайт VK.com (соцсеть «Вконтакте», принадлежит VK) занимает шестое место.
Темная история
На момент публикации материала Ozon не уточнял, что именно послужило причиной закрытия «Объявлений». «В своем решении мы руководствовались бизнес-логикой и стратегией развития маркетплейса», – сообщили CNews представители Ozon.
Фото: Ozon
Высвободившиеся ресурсы Ozon перенесет на другие проекты
С момента своего запуска сервис «Ozon объявления» был доступен исключительно пользователям из Воронежской и Ростовской областей, а также из Ставропольского края – другие регионы до него не допускались. При этом, как сообщили CNews представители маркетплейса, спросом сервис пользовался: «За время работы сервисом воспользовались до 60% аудитории в этих регионах, пользователи разместили объявления о продаже 145 тыс. товаров», – утверждают они.
В Ozon сообщили CNews, что сервис все эти месяцы работал в тестовом режиме. Когда маркетплейс планировал полноценный запуск, остается неизвестным. «Остановив работу над сервисом, мы перераспределим ресурсы и направим фокус на ускоренное развитие наших сервисов для продавцов. Это поможет привлечь на платформу больше предпринимателей и расширить ассортимент», – заявили CNews представители Ozon.
Результат восьми месяцев работы классифайда всего в трех регионах России
По их словам, работавшие над сервисом специалисты будут перераспределены на другие проекты маркетплейса. В частности, они будут помогать в развитии платформы Ozon для собственной доставки товаров продавцами (так называемый RFBS или real fulfillment by seller). Такая схема подразумевает, что продавец сам отвечает за хранение и доставку товара.
Как связаться со службой поддержки Озон
Если нужно позвонить оператору Озон и решить вопрос с сотрудником напрямую, можно использовать номер телефона. Для письменных обращений подойдёт онлайн-чат, почта и соцсети площадки.
Телефон горячей линии Озон
Телефон горячей линии Озон работает круглосуточно и предназначен для обращений как покупателей, так и продавцов. Компания предлагает несколько номеров:
- московский телефон Озон +7 495 232−10−00 – подходит для обращения жителей столицы и Московской области, также на него можно обратиться, находясь за границей;
- номер поддержки для Санкт-Петербурга – 7 (812) 494−06−06;
- единый номер поддержки Озон 8 (800)234−70−00 – дозвониться по этому номеру практически невозможно, хотя он предназначен для бесплатных звонков из всех городов РФ.
Позвонить в службу поддержки Озон можно и с городского, и с мобильного. Звонки могут тарифицироваться в зависимости от условий вашего оператора.
Чат на сайте и в мобильном приложении
Поскольку телефон поддержки Озон доступен не всегда, большинство клиентов компании для обращения пользуются онлайн-чатом. Чтобы написать в него, нужно:
- авторизоваться в своём профиле на маркетплейсе;
- перейти в раздел «Помощь», в нём из левой боковой панели в раздел «Контакты»;
по ссылке перейти в онлайн-чат;
откроется диалоговое окно – сразу написать оператору нельзя, пользователь должен выбрать тему запроса (доставка, возвраты и др.), при необходимости выбрать заказ, по которому нужно получить консультацию, и только после этого появится строка для отправки обращения специалисту.
Чтобы оставить вопрос в онлайн-чате через приложение:
- в нижней информационной панели справа нажмите кнопку «Мой Ozon»;
- нажмите на значок уведомлений;
- выберите раздел «Поддержка Ozon»;
- далее действуйте, как и в предыдущем случае – выберите тематику вопроса, номер заказа и напишите вопрос консультанту.
Запросы в чат принимают круглосуточно, поэтому сюда удобнее обращаться, если номер телефона Озон не активен. Среднее время ответа специалиста – 5–10 минут, в некоторых случаях дольше, например, когда вопрос требует дополнительного изучения.
Электронная почта
Запросы можно отправлять не только с помощью номера горячей линии Озон, но и через электронную почту компании. Существуют несколько сервисов:
- основной, которым могут пользоваться селлеры и покупатели, работает круглосуточно – help@ozon.ru;
- для инвесторов предусмотрен адрес ir@ozon.ru;
- почта для связи с общественностью – pr@ozon.ru;
- специальный адрес для вопросов по покупке и доставке товаров из-за рубежа – marketplace. crossborder@ozon.ru.
Социальные сети
Для обращения в поддержку Озон подойдёт и телефон горячей линии, и соцсети маркетплейса. Сейчас работает только страница (https://vk.com/ozon) ВКонтакте – это официальная группа, где на вопросы отвечают администраторы и модераторы. Чтобы увеличить шансы на получение ответа, в комментариях и постах пишут отметки и упоминания.
В каких вопросах поддержка сможет помочь
В поддержке селлеры и покупатели могут решить такие вопросы:
- оформление покупки товаров;
- возвраты (не пришел товар или не поступили деньги на счет), подача претензий;
- оформление и получение карты;
- оплата со счета и карты;
- доставка – способы, расчёт стоимости при крупных заказах и др.;
- отслеживание заказов;
- график работы пунктов;
- действие скидок и акций;
- гарантия на товары;
- начисление и расходование бонусов;
- прием жалоб;
- регистрация и работа профиля, безопасность.
Поддержка онлайн-магазина участвует в решении спорных моментов и конфликтов, которые могут возникать между покупателями и продавцами. Поэтому при обращении нужно максимально четко описать ситуацию и прикрепить необходимые документы.
Такие ссоры
В книге про историю Ozon Алекса Экслера написано о «концептуальном конфликте», произошедшем между Николаем Ютановым и Дмитрием Рудаковым. В личном разговоре (подробнее в подкасте «Секрета фирмы») с Ютановым выяснилось, что никакого конфликта не было.
Серьёзные разногласия начались после инвестиций. Проект развивался, и нужно было привлекать новую аудиторию. Совет директоров решил заказать рекламный ролик у маркетингового агентства и транслировать его по телевидению. По сюжету голый парень ночью блуждал по магазину и выбирал товары. В конце клипа появлялся слоган Ozon: «Найдётся всё». На эту рекламу выделили $300 000. Основатели не понимали, откуда взялась такая огромная сумма, но решили, что инвесторы знают лучше.