Возникновение и становление педагогической профессии в обществе

Тема 1: педагогическая профессия и ее роль в современном обществе презентация, доклад, проект

Какой предмет выбрать для преподавания

Педагогическая профессия имеет много направлений, которые постоянно дополняются новыми предметами. Их появление зависит от развития системы высшего образования, а также потребностей рынка труда.

В настоящее время в педагогических учебных заведениях можно пройти обучение по следующим специальностям:

  • педагогика и психология;
  • дошкольная педагогика и психология;
  • филология;
  • иностранные языки;
  • биология и химия;
  • физика, технология и информационные системы;
  • математика;
  • география;
  • история и политика;
  • физическая культура, спорт и здоровье;
  • изобразительное искусство.

А также:

  • социально-гуманитарное образование;
  • дефектология;
  • журналистика и коммуникации;
  • международное образование;
  • и т.д.

Этапы становления педагогической профессии

Педагогическая профессия представляет собой трудовую деятельность, которая является источником существования специально обученных людей, и имеет цель создать условия для становления и развития другой личности.

Педагогическая деятельность — это, безусловно, труд. Но профессионального уровня эта деятельность достигла не сразу.

После появления школы Пифагора стало понятно, что вести образовательные и воспитательные беседы с детьми может далеко не каждый взрослый, а только тот, кто обладает специальными знаниями и опытом, и в силу особенностей своих личностных качеств может передать их другим.

Таким образом, появились первые признаки необходимости педагогической деятельности на профессиональном уровне.

Становление педагогической профессии можно разбить на этапы:

Допрофессиональный Существовал в первобытный период развития человека. В те времена появились первые проявления признаков религии и упорядочение брачно-семейных отношений. Образовательно-воспитательные беседы проводили старейшины, знатные члены рода, воины, шаманы и родители ребенка. В их процессе передавался жизненный опыт, религиозные ценности, навыки труда, ведения боя и самозащиты.
Условно-профессиональный Появился в Средние века при рабовладельческом строе (7-16 вв.). Как ни странно, но на этом этапе педагог был рабом, который сопровождал ребенка в школу. Письменность только появилась. В те времена владели грамотой, письменностью, а также умели обучить только священники, монахи и ученые. Педагогическая деятельность полностью зависела от религии. При церкви проходила подготовка учителей.
Профессиональный Возник с появлением промышленности и развитием индустриального общества. Для этого периода характерно появление специалистов, прошедших специальное педагогическое обучение. Профессиональная деятельность приобретает различные направления. Педагогическая профессия обретает широкие масштабы. Полностью отражает интересы правящего класса (капитализма или социализма).
Современный Отражает эпоху постиндустриального общества. Работники образования (педагоги, учителя) получают разные уровни профессионального педагогического образования. Трудятся в различных учебных заведениях. Деятельность педагога нацелена на всестороннее развитие личности, адаптации в социуме, формирование навыков общей культуры, формирование базовых ценностей, овладение навыками профессии.

На сегодняшнем этапе становления педагогической профессии нельзя сказать, что предел совершенства достигнут. С дальнейшим развитием общества педагогическая профессия неизбежно будет продолжать совершенствоваться.

Функции педагогической профессии

Профессиональные функции профессии педагога:

  1. Воспитательная. Основная, непрерывная, постоянная как процесс деятельность, охватывает людей разных возрастных групп. Посредством воспитания происходит формирование, становление и развитие всесторонне развитой гармоничной личности, способной адаптироваться в социуме.

  2. Обучающая. Обучение, как развитие у учеников интеллектуальных и познавательных способностей, формирование нравственного и правового сознания, эстетического восприятия мира, экологической культуры, патриотизма, трудолюбия, духовного мира. Знания в разных предметных областях, развитие навыков и умений использовать полученные знания.
  3. Коммуникативная. Общение на основе открытых доверительных отношений, способное воздействовать на воспитанников, обмениваться опытом с коллегами, взаимодействовать с родителями учеников, полностью координировать учебно-воспитательный процесс.
  4. Организаторская. Правильная организация урока, мероприятия, участия учеников в соответствии с их способностями и желаниями обеспечивает хороший результат в обучении и воспитании.
  5. Коррекционная. Отслеживание, мониторинг и оценка промежуточных результатов позволяет вовремя скорректировать процесс обучения и воспитания.

Благодаря этим функциям роль педагога в воспитании во все времена имела большое значение и по значимости занимает второе место после семьи.

С чего следует начать?

Профессия учителя – это призвание, а любовь к преподаванию – это уже стиль жизни. Если вы в детстве давали уроки своим куклам, а в школьном сочинении на тему «Моя будущая профессия» написали, что мечтаете стать учителем, это отличный знак. Говорят, детские мечты – самые настоящие, и если вы про них забыли, то мы напоминаем.

Наличие профильного образования для учителя обязательно. Оно может быть средне-специальным или высшим, исходя из личных предпочтений и возможностей. В колледжах можно получить специальность, которая позволит работать в дошкольных организациях, освоить педагогику дополнительного образования или выучиться на учителя начальных классов. По окончанию учебного заведения молодой специалист может сразу трудоустроиться или продолжить повышать свой уровень знаний в университете.

В вузах гораздо больше направлений обучения для будущих учителей. Здесь есть возможность выучиться на дошкольного педагога, учителя начальной, средней или старшей школы, получить специальность психолога и дефектолога или стать преподавателем конкретного предмета: химии, физики, русского языка, литературы и т.д.

Высшие учебные заведения предлагают своим студентам получить статус бакалавра, магистра или профессора, закончив аспирантуру. Чем выше уровень полученных знаний, тем больше шансов занять хорошее место в престижном образовательном учреждении.

При поступлении берутся во внимание результаты ЕГЭ по русскому языку и профильному предмету (каждый вуз устанавливает свои проходные баллы) и индивидуальные достижения (например, победы в конкурсах и олимпиадах). Если вы решили получить высшее образование, получив средне-специальное, вас ожидают вступительные испытания в выбранном вами вузе

На данный момент лучшими вузами страны, где можно получить соответствующую специальность, считаются:

  • Высшая школа экономики (НИУ «ВШЭ»).
  • Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова.
  • Казанский федеральный университет.

Не стоит расстраиваться, если не удается поступить именно в них. Выбирайте учебное заведение, исходя из преподавательского состава, наличия соответствующих дисциплин и помните, что не статус вуза определяет успех студента, а его добросовестное отношение к учебе и тяга к знаниям.

Советуем проявлять ответственность к обучению с самого начала, ведь хороших студентов с удовольствием берут на практику в школу, детский сад и другие образовательные учреждения, где можно зарекомендовать себя и зацепиться за место.

Некоторые преподаватели предпочитают работать в онлайн-школах и дополнительно давать индивидуальные уроки на дому, что тоже хороший вариант, ведь онлайн-формат охватывает гораздо больше учеников, чем привычная очная форма.

Причины возникновения педагогической профессии

Педагогика развивается вместе с человечеством

Зарождение педагогики произошло еще в древнем мире. Это тесно связано с появлением и развитием человека.

Он охотился, добывал пищу, вынужден был защищаться от животных и холода, мастерить орудия труда и охоты, разводить огонь и укреплять укрытие.

Потребность выжить в окружающем мире требовала передачи полученного жизненного опыта подрастающему поколению.

С развитием цивилизации развивалась и древняя педагогика, которая вышла за пределы дома. Обучать стало проще, если собирать сразу всех детей селения и доверять проведение бесед на различные темы старейшинам.

Первая известная школа в привычном понимании появилась  в древней Греции. Ее создателем стал известный во всем мире философ и ученый Пифагор (прозвище, в переводе означает «умеющий убеждать»).

Пифагорейская школа обучала медицине, гимнастике, наукам и музыке. Кроме того, в обучение входили беседы о других странах и смысле жизни.  В годы юности Пифагор много путешествовал  по миру в поисках  истины, он  обучался в одном из египетских храмов и приобрел много новых знаний.

Позднее школы распространились по всей Греции и занятия проводились не на свежем воздухе, как раньше, а в специально отведенном для бесед помещении.

Особенности педагогической профессии

Все эти социальные функции проявляются в комплексе и конкретизируются в профессиональных функциях учителя. Профессиональные функции учителя — это те, которые непосредственно связаны с педагогической деятельностью. Выделяют следующие профессиональные функции:

  • информационная функция: учитель передает ту или иную информацию.
  • развивающая функция: учитель развивает познавательные процессы, речь, навыки и т.д.
  • направляющая функция: учитель ориентирует учеников в разнообразной информации, ценностях и т.д.

Первые три функции в совокупности составляют собственно образовательную и воспитательную функции, которые являются основными.

  • Коммуникативная функция выражает сущностную характеристику педагогической профессии и педагогической деятельности. Педагогическая деятельность невозможна без общения с учащимися, их родителями, коллегами и другими участниками педагогического процесса.
  • Организационная функция: педагогическая деятельность предполагает управление деятельностью учащихся и, следовательно, ее организацию. Кроме того, учитель организует деятельность других учителей, родителей, собственную деятельность (уроки, внеклассные мероприятия и т.д.).
  • исследовательская функция: способность изучать личность ученика (воспитанника), группы учащихся, уровень их обученности и воспитанности, умение организовывать и проводить педагогические исследования.
  • коррекционная функция: связана с предыдущей. На основе диагностики учитель оценивает результаты образовательного процесса и вносит коррективы в свою деятельность и деятельность учащихся.
  • конструктивная функция: учитель разрабатывает урок, внеклассное мероприятие, индивидуальные задания для учащихся и т.д.
  • стимулирующая (мобилизующая) функция: стимулирует (мобилизует) учащихся к выполнению заданий, упражнений, деятельности и т.д.

Очевидно, что все функции взаимосвязаны, дополняют друг друга, проникают друг в друга и могут быть разделены лишь условно.
Как и любая другая, профессия учителя имеет свои особенности. К ним можно отнести

это:

1) сукцессивно-перспективный характер деятельности педагога. Зная опыт прошлых поколений, педагог должен хорошо ориентироваться в современной жизни и проектировать развитие личности в будущем, исходя из контуров будущей жизни;

2) концентрическое расположение содержания и организации воспитательной работы: базовая культура личности (нравственная, физическая, эстетическая, гражданская и др.) воспитывается у дошкольников, младших школьников, подростков и старшеклассников, но на более высоком уровне;

3) «объектом» педагогической деятельности является ученик или группа учеников, которые одновременно являются субъектами собственной деятельности и, следовательно, имеют свои потребности, цели, мотивы, интересы, ценности и т.д., которые регулируют их деятельность и поведение. Учитель должен «адаптировать» свою деятельность к особенностям учащихся. По сути, взаимодействие между преподавателем и студентами носит не субъект-объектный, а субъект-субъектный характер;
4) педагогическая деятельность носит групповой (коллективный) характер. В других профессиях группы «человек-человек» (врач, продавец, библиотекарь и т.д.) результат, как правило, является продуктом деятельности одного человека. В педагогической профессии трудно выделить вклад каждого учителя, семьи и т.д. в процесс и результат воспитания ученика. В педагогике существует понятие совокупного субъекта педагогической деятельности. В широком смысле это педагогический коллектив школы или другого учебного заведения, в узком — круг тех учителей, которые имеют отношение к группе учащихся или отдельному ученику. В настоящее время актуальной остается мысль В.А. Сухомлинского о том, что там, где нет педагогического коллектива, нет и коллектива учащихся.

О профессии

Учитель – это специалист, который занимается обучением и воспитанием детей, а также профессиональной подготовкой взрослых. Речь идет не только о преподавании, но и о наставничестве, психологической поддержке и партнерстве, ведь сегодняшние реалии развития детей и молодежи обязывают быть универсальным специалистом.

Эта одна из немногих сфер деятельности, которую приравнивают к призванию, относят к благородным и особенно ответственным.

Учитель выполняет несколько функций:

  1. Обучающую: помогает учащимся развить в себе интеллектуальные и познавательные способности, осваивать материал, прививает стремление к получению новых знаний.
  2. Воспитательную: влияет на становление личности, ее развитие, помогает адаптироваться к окружающим условиям и формирует поведение в различных ситуациях.
  3. Коммуникативную: обучение – это, в первую очередь, общение между учителем и учеником, родителями воспитанника, постоянное взаимодействие внутри коллектива, которое основывается на доверии и взаимопонимании.
  4. Организаторскую: учитель проводит обучающие и учебно-воспитательные мероприятия, вовлекая в них учащихся.
  5. Коррекционную: специалист анализирует качество информации, которую доносит до учеников, мониторит их успеваемость и постоянно совершенствует учебный процесс.

Учитель обязан не только обучать, но и постоянно повышать свою квалификацию, ведь научно-техническое развитие происходит стремительно, совершенствуются методики образования и подачи информации, а вместе с этим появляется много актуального и полезного материала и его необходимо вовремя доносить до учеников.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации утвердило профессиональный стандарт для преподавателей, в котором подробно описывается функционал специалиста в зависимости от его специализации и уровня квалификации.

Согласно данным справочно-правового сайта base.garant.ru, учитель должен выполнять следующие функции:

  1. Разрабатывать и реализовывать учебные дисциплины.
  2. Планировать и проводить учебные занятия.
  3. Контролировать успеваемость учеников, организовывать оценку уровня знаний.
  4. Принимать участие в разработке и реализации мероприятий, способствующих развитию образовательной организации.
  5. Мотивировать учеников к обучению и т.д.

Профессиональный стандарт обязывает иметь высшее или средне-специальное образование в педагогической сфере или в той области, которая близка к преподаваемой дисциплине (например, изобразительное искусство). Также в нем перечисляются профессиональные навыки, необходимые для осуществления преподавательской деятельности. К ним относятся:

  1. Владение различными методиками обучения.
  2. Знание и умение применять различные психолого-педагогические технологии, которые способствуют развитию личности и формированию поведения.
  3. Организация различных внеурочных мероприятий.
  4. Использование социального подхода к обучению, который помогает адаптировать к процессу учащихся различного уровня подготовки, состояния здоровья и т.д.

Но чтобы стать профессионалом, мало соответствовать тем требованиям, которые выдвигает законодательство, несмотря на то, что их список достаточно большой

Важно обладать личностными качествами, о которых мы и поговорим далее

Роль педагога в обществе

Хорошо подготовленный в профессиональном плане педагог не всегда справится с поставленными целями и задачами без собственной внутренней готовности отдавать собственные знания, установить доверительные отношения и проникнуть во внутренний мир ученика.

От того, насколько велика степень душевности педагога, зависит готовность ученика впитывать, узнавать, творить, меняться самому и стараться изменить мир к лучшему. Педагог должен быть новатором, вносить что-то свежее и новое в свои уроки. Мотивировать учеников на продуктивную работу, не давать заскучать им в процессе обучения.

Учитель – это еще и психолог, так как помогает не только со школьными предметами, но и в различных жизненных ситуациях. Также педагог – это человек, который не осуждает и относится ко всем на равных. Он идет в ногу со временем, участвует в воспитании детей, прививании им полезных привычек и в становлении личности.

Профессия педагога останется одной из самых востребованных во все времена. Педагог – это тот, кто остается в сердцах 3-4 поколений. Только представители этой профессии в год получают около 300 великолепных букетов, а может даже и больше.

Педагог – это тот, кто встречает на пороге школы и провожает из нее в долгий жизненный путь.

В этом видео вы ознакомитесь с лекцией о становлении педагогики как науки:

Основные задачи и функции педагогической профессии

Педагогическая профессия имеет ряд важных задач и функций, которые направлены на обеспечение качественного образования и воспитания студентов. Рассмотрим основные из них:

Обучение

Одной из основных задач педагогической профессии является обучение студентов. Педагоги помогают студентам освоить знания и навыки, необходимые для успешной жизни и деятельности. Они разрабатывают и проводят уроки, лекции, практические занятия, используя различные методы и подходы, чтобы сделать обучение интересным и эффективным.

Воспитание

Помимо обучения, педагогическая профессия также включает в себя функцию воспитания. Педагоги помогают студентам развить социальные навыки, этические ценности и моральные установки. Они помогают формировать личностные качества, такие как ответственность, толерантность, уважение к другим и самоуважение. Педагоги также помогают студентам развить творческий потенциал и самореализацию.

Диагностика и оценка

Педагогическая профессия включает в себя функцию диагностики и оценки уровня знаний и навыков студентов. Педагоги проводят различные формы контроля и оценки, чтобы определить прогресс студентов и выявить их сильные и слабые стороны. На основе результатов оценки, педагоги могут корректировать свою работу и предлагать индивидуальные подходы к каждому студенту.

Сопровождение и поддержка

Педагогическая профессия также включает в себя функцию сопровождения и поддержки студентов. Педагоги помогают студентам преодолевать трудности и проблемы, которые могут возникнуть в процессе обучения. Они создают доверительные отношения с каждым студентом, слушают их проблемы и предлагают поддержку и решения. Педагоги также помогают студентам развивать навыки самоорганизации, самоконтроля и саморегуляции.

Профессиональное развитие

Педагогическая профессия требует постоянного профессионального развития. Педагоги должны быть в курсе последних научных и практических достижений в области педагогики. Они должны постоянно совершенствовать свои методы и подходы к обучению и воспитанию, а также повышать свою квалификацию. Педагоги также должны быть готовы к изменениям в образовательной системе и адаптироваться к новым требованиям и вызовам.

Таким образом, педагогическая профессия имеет множество задач и функций, которые направлены на обеспечение качественного образования и воспитания студентов. Педагоги играют важную роль в формировании и развитии нового поколения, а также в создании условий для их профессионального роста и развития.

Требования к педагогической профессии в современном обществе

Профессиональные знания и навыки

Современная педагогическая профессия требует от педагогов обладания глубокими и актуальными знаниями в своей области. Педагог должен быть хорошо знаком с теоретическими основами педагогики, психологии, методик преподавания и оценки знаний. Он должен уметь применять эти знания на практике и адаптировать их к конкретным условиям и потребностям студентов.

Педагогические навыки и умения

Педагогическая профессия требует от педагогов наличия определенных навыков и умений. Они должны уметь организовывать учебный процесс, планировать и проводить уроки, взаимодействовать с учащимися и родителями, адаптировать методики обучения к разным стилям обучения и индивидуальным особенностям студентов.

Коммуникативные навыки

Педагогическая профессия требует от педагогов хороших коммуникативных навыков. Они должны уметь ясно и доступно объяснять материал, слушать и понимать студентов, устанавливать доверительные отношения с ними, эффективно взаимодействовать с коллегами и родителями. Коммуникативные навыки помогают педагогам эффективно передавать знания и воспитывать у студентов навыки коммуникации.

Гибкость и адаптивность

Современная педагогическая профессия требует от педагогов гибкости и адаптивности. Они должны быть готовы к изменениям в образовательной системе и адаптироваться к новым требованиям и вызовам. Педагоги должны быть готовы к работе с разными типами студентов, учитывать их индивидуальные особенности и потребности, адаптировать методики обучения и оценки знаний.

Постоянное профессиональное развитие

Современная педагогическая профессия требует от педагогов постоянного профессионального развития. Они должны быть готовы к изучению новых методик и технологий обучения, участвовать в профессиональных конференциях и семинарах, читать специализированную литературу и повышать свою квалификацию. Педагоги также должны быть готовы к изменениям в образовательной системе и адаптироваться к новым требованиям и вызовам.

Таким образом, педагогическая профессия имеет множество требований, которые направлены на обеспечение качественного образования и воспитания студентов. Педагоги должны обладать профессиональными знаниями и навыками, педагогическими навыками и умениями, коммуникативными навыками, гибкостью и адаптивностью, а также быть готовыми к постоянному профессиональному развитию.

Еще немного истории

О важности профессии учителя можно говорить бесконечно, но лучше привести несколько примеров, которые еще раз доказывают, что это не просто работа, а дело особой значимости, способное изменить жизнь всего человечества:

Мария Монтессори – врач и педагог родом из Италии. Она разработала уникальную методику свободного воспитания ребенка, которая исключает любое воздействие на него и основывается на развитии природных данных. Система получила популярность по всему миру и широко применяется на курсах и занятиях для детей по сей день.

Антон Семенович Макаренко – писатель, советский педагог-новатор

Он разработал методику, согласно которой дети должны воспитываться в коллективе и труде и соблюдать принципы дисциплины: уважение, искренность, открытость, знание, внимание, забота и т.д. Его система оказала влияние на отечественную и мировую педагогику.

Лев Семенович Выготский – ученый, который первым связал педагогику с психологией, в результате чего появились такие направления, как коррекционная педагогика и педология

Он изучал психологию детей и считал, что культурное развитие личности влияет на ее психологические процессы; отсюда зародилась культурно-историческая теория психики и поведения человека.

Стоит только представить, что учителя с мировым именем тоже когда-то стояли на пороге выбора своей деятельности. Что же помогло им достичь такого успеха и известности? Думаем, огромная любовь к своему делу и высокая цель во благо развития человечества.

История и эволюция учительства

Слово «педагог» подарили нам древние греки. Так назывался раб, который нянчился с детьми и передавал им свои умения.

Первые люди не знали разделения труда и все делали вместе. Младшие члены общины наблюдали за тем, что делают старшие. Старейшины делились опытом. Рукастые обучали неумех. Знатоки удовлетворяли интерес любознательных. Человечество училось всегда, начиная с момента своего появления.

Вскоре человек начал задумываться о духовном росте своих потомков, нравственном воспитании детей, интеллектуальном развитии, подготовке к жизни в социуме. Так появились первые учителя-воспитатели, выполняющие те же функции, которые сейчас берут на себя воспитатели детского сада.

Постепенно стали выделяться люди, которые успешно обучали детей. Их наделяли особыми полномочиями и позволяли заниматься только педагогическим родом деятельности.

В обиходе у древних греков появилось слово “схоле”, от которого произошел термин «школа». Он имеет значение «отдых, досуг». Дело в том, что жители древних Афин считали — человек отдыхает, когда учится. Знакомая нам письменность и счет появились в средневековых монастырях. Монахи вообще считались лучшими учителями. Они приглашались к детям богатых людей и обучали их за определенную плату.

В Европе с развитием школы выросла потребность в людях, способных передавать знания большим группам детей. Возникла необходимость в специальных обучающих методиках. Профессия учителя постепенно становилась отдельной дисциплиной, а диапазон преподаваемых предметов значительно расширялся.

Подведем итог

Сколько же важных ролей совмещает в себе учитель?! Это и преподаватель важных дисциплин, некоторые из которых обязательно становятся любимыми, и психолог, и воспитатель, и даже друг, с которым хочется поделиться самым важным.

Быть учителем значит, взять на себя ответственность за тех, кто доверился тебе. Настоящий профессионал своего дела обязательно займет место в сердце воспитанника как мудрый, справедливый, грамотный и отзывчивый наставник.

Если вы твердо решили посвятить свою жизнь этому благородному делу, то будьте готовы к многозадачности, серьезной нагрузке, большому количеству общения и постоянному самосовершенствованию, ведь важно подавать правильный пример любви к знаниям своим ученикам. Да, найти общий язык с детьми и подростками, а также их родителями, учитывая то, что каждый из них имеет свои особенности характера и темперамент, задача не из легких и этому действительно стоит поучиться

Освоить самые эффективные коммуникативные техники вам поможет наша онлайн-программа «Лучшие техники коммуникации», которые обязательно пригодятся вам в работе учителя. Рекомендуем!

Да, найти общий язык с детьми и подростками, а также их родителями, учитывая то, что каждый из них имеет свои особенности характера и темперамент, задача не из легких и этому действительно стоит поучиться. Освоить самые эффективные коммуникативные техники вам поможет наша онлайн-программа «Лучшие техники коммуникации», которые обязательно пригодятся вам в работе учителя. Рекомендуем!

Если наша статья убедила вас сделать первый шаг на пути к данной профессии или помогла ответить на какие-то вопросы, значит, наша миссия выполнена. Остальное уже зависит от вас.

Желаем вам успехов!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Лесные поляны
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: