Как перевозят сельскохозяйственную продукцию автомобильным транспортом

Перевозка - сельскохозяйственный груз
 - большая энциклопедия нефти и газа, статья, страница 1

Используемый транспорт для перевозки

Выделяется несколько основных видов машин:

  1. Бортовые грузовики. Применяются для зерновых культур, насыпных и навалочных грузов, не требующих особых условий хранения. Для мелкого насыпного груза вроде зерна перед загрузкой требуется проверить целостность и герметичность кузова. Ёмкость должна быть сухой и не иметь посторонних запахов. Выгрузка осуществляется специальными механизмами, вручную, либо с помощью самосвальной системы.
  2. Самосвалы. Наиболее актуальные машины для зерна, насыпных и навалочных грузов. Позволяют практически без участия человека осуществить выгрузку продукции.
  3. Зерновозы. Это специальные машины, которые созданы для транспортировки сыпучего груза. Представляют собой грузовики, на шасси которых устанавливаются бункеры или цистерны из стали.
  4. Автоцистерны. Причём обязательно пищевые. С их помощью перевозят масло, молоко и другие сельскохозяйственные жидкие грузы.
  5. Рефрижераторы. Необходимы для тех видов товаров, которые нуждаются в поддержании постоянной температуры и влажности. Широко применяются для скоропортящейся продукции.
  6. Изотермические фургоны. Также подходят для продуктов с особым режимом хранения при перевозке. Только здесь не предусмотрено наличие холодильного оборудования.
  7. Скотовозы. Специальные грузовые машины, прицепы или полуприцепы, спроектированные для транспортировки животных и крупного рогатого скота. Имеют ёмкости для питья и корма, систему вентиляции, элементы для фиксации скота, системы сбора отходов и так далее.
  8. Птицевозы. Также особый вид транспорта, который ориентирован на перевозку живой птицы. Имеет соответствующую организацию внутреннего пространства.

То есть практически под каждый вид сельхозпродукции, куда входит скот, птица и прочие товары, требуется соответствующий вид грузового автомобильного транспорта.

Классификация сельхозпродукции

Если говорить про существующие виды продукции, участвующие в процессе перевозок, то в сельском хозяйстве принято классифицировать их по следующим признакам.

  1. Физические параметры. Если ориентироваться по физическим параметрам, то в сельском хозяйстве можно выделить следующие виды перевозок в зависимости от этих свойств. Груз может быть твёрдым, жидким, сыпучим и тарным. При этом минимум 2/3 от всех перевозимых сельхозпродуктов являются насыпными и навалочными.
  2. Срочность и периодичность перевозки. Тут всё зависит от того, насколько быстро может испортиться товар. Опираясь на эти показатели, различают товары с разной степенью срочности. Такие продукты как фрукты, ягоды и молоко нуждаются в срочной доставке. А вот зерновые, бобовые культуры или тот же картофель может доставляться за более продолжительный период.
  3. Условия перевозки. Здесь идёт разделение на обычные товары без особых условий и требований, скоропортящиеся, продукты с резким запахом (используются спецмашины), антисанитарные, а также животные. Под каждый вид сельскохозяйственного товара необходимо создавать соответствующие условия. Исключением выступают лишь обычные товары.

Перевозчику, как и грузоотправителю, необходимо разбираться во всех этих нюансах классификации. Это позволяет подобрать подходящий транспорт, создать нужные условия, применить необходимые инструменты и оборудование для проведения погрузочно-разгрузочных работ.

Links

  • Espacenet
  • Discuss
  • 239000007789
    gas
    Substances

    0.000

    title

    claims

    abstract

    description

    27

  • 238000009826
    distribution
    Methods

    0.000

    claims

    abstract

    description

    13

  • 239000000126
    substance
    Substances

    0.000

    abstract

    1

  • 238000010438
    heat treatment
    Methods

    0.000

    description

    10

  • 238000007710
    freezing
    Methods

    0.000

    description

    6

  • 238000004642
    transportation engineering
    Methods

    0.000

    description

    5

  • 235000016068
    Berberis vulgaris
    Nutrition

    0.000

    description

    3

  • 241000335053
    Beta vulgaris
    Species

    0.000

    description

    3

  • 241000219310
    Beta vulgaris subsp. vulgaris
    Species

    0.000

    description

    2

  • WYTGDNHDOZPMIW-UHOFOFEASA-O
    Serpentine
    Natural products

    O=C(OC)C=12((C)OC=1)C1c(c3c4c(c3cc1)cccc4)C2
    WYTGDNHDOZPMIW-UHOFOFEASA-O
    0.000

    description

    2

  • 238000010276
    construction
    Methods

    0.000

    description

    2

  • 238000005265
    energy consumption
    Methods

    0.000

    description

    2

  • 238000004519
    manufacturing process
    Methods

    0.000

    description

    2

  • 210000004544
    DC2
    Anatomy

    0.000

    description

    1

  • 235000007201
    Saccharum officinarum
    Nutrition

    0.000

    description

    1

  • 240000000111
    Saccharum officinarum
    Species

    0.000

    description

    1

  • 239000000969
    carrier
    Substances

    0.000

    description

    1

  • 238000002485
    combustion reaction
    Methods

    0.000

    description

    1

  • 239000002826
    coolant
    Substances

    0.000

    description

    1

  • 238000005516
    engineering process
    Methods

    0.000

    description

    1

  • 238000003306
    harvesting
    Methods

    0.000

    description

    1

  • 239000011810
    insulating material
    Substances

    0.000

    description

    1

  • 230000002530
    ischemic preconditioning
    Effects

    0.000

    description

    1

  • 238000000034
    method
    Methods

    0.000

    description

    1

  • 239000011435
    rock
    Substances

    0.000

    description

    1

  • 238000000926
    separation method
    Methods

    0.000

    description

    1

  • 238000003860
    storage
    Methods

    0.000

    description

    1

Info

Publication number
RU2783007C1

RU2783007C1

RU2022109211A

RU2022109211A

RU2783007C1

RU 2783007 C1

RU2783007 C1

RU 2783007C1

RU 2022109211 A

RU2022109211 A

RU 2022109211A

RU 2022109211 A

RU2022109211 A

RU 2022109211A

RU 2783007 C1

RU2783007 C1

RU 2783007C1

Authority
RU
Russia

Prior art keywords

exhaust gases
heated
base
registers
dump

Prior art date
2022-04-07

Application number
RU2022109211A
Other languages

English (en)

Inventor
Алексей Семенович Дорохов
Алексей Викторович Сибирёв
Александр Геннадьевич Аксенов
Максим Александрович Мосяков
Николай Викторович Сазонов
Original Assignee
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ»(ФГБНУ ФНАЦ ВИМ)
Filing date
2022-04-07
Publication date
2022-11-08

2022-04-07Application filed by Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ»(ФГБНУ ФНАЦ ВИМ)
filed

Critical

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ»(ФГБНУ ФНАЦ ВИМ)

2022-11-08Application granted
granted

Critical

2022-11-08Publication of RU2783007C1
publication

Critical

patent/RU2783007C1/ru

Опции в помощь

По мнению Андрея Горгодзе, гендиректора «Завода гидромеханических передач» Минск), аграрию при выборе техники для перевозки сельхозпродукции нужно, прежде всего, четко понимать, куда будет отправляться продукция: на хранение, переработку или в торговые точки. Например, прямые поставки в торговые сети или на склад фруктов или овощей требуют более бережного отношения к транспортировке, замечает специалист, а следовательно, в этом случае целесообразно выбирать бортовые КамАЗы, затем прицепы и только потом вагоны. В целом же при выборе техники для перевозки сельхозпродукции стоит опираться на принцип «не повреди поверхность сырья», то есть не побей, не подави и пр., советует Горгодзе.

Действительно, выбор техники главным образом определяется типом перевозимого груза, соглашается Юрий Нырков, руководитель отдела региональных продаж компании Schmitz Cargobull Russland («Шмитц Каргобулл Руссланд»). Так, для зерновозов необходима комбинированная задняя дверь с шибером для точечной разгрузки на некоторых элеваторах, считает специалист

А выбирая технику для перевозки овощей, нужно обращать внимание на условия загрузки и разгрузки, высоту хранилищ, плечо перевозки, на то, есть ли весовые контроли, и т. д

Николай Лапшов из KÖGEL считает, что для транспортировки скоропортящейся сельхозпродукции лучше применять контейнеры или вагоны типа рефрижераторов, а овощная или плодово-ягодная культура может перевозиться либо навалом, либо упакованной в сетки, мешки или ящики. Горгодзе замечает, что перевозка навалом (особенно в металлическом кузове) любой сельхозпродукции, будь то картофель, свекла, яблоки, приведет к повреждению плодов. Чтобы этого не произошло, применяют специальные ленты (парашюты), а поверхность кузова выстилают резиново-тканевыми полосами, говорит специалист. Также при выгрузке между кузовом и лотком должен быть «фартук», добавляет он.

Денис Кривцов, генеральный директор машиностроительного завода «Тонар» не сомневается, что травмирования овощей или фруктов можно избежать только в случае использования специализированного транспорта. Так, с помощью цепного конвейера, установленного на специальный полуприцеп для перевозки картофеля, можно загружать продукт в поле и выгружать на складе, исключая лишние перегрузки и повреждение картофеля.

В случае же перевозки скоропортящихся товаров и продукции, требующей поддержания температурного режима, автотранспорт должен быть оборудован холодильными установками, подчеркивает Виталий Момот, президент Ассоциации операторов рефрижераторного подвижного состава (АСОРПС). По словам Лапшова из KÖGEL, такой транспорт помимо холодильно-отопительной установки может быть оснащен специальным освещением для загрузки/выгрузки, метками-идентификаторами, системой параллельного движения транспортного средства, оборудованием для автоматического рулевого управления, видеокамерой, оборудованием для мониторинга техники (датчики наклонов, замер моточасов, контроль объема сыпучих материалов и т. д.).

В незаменимости автоматизированной системы мониторинга убедились в ГК «Русагро». Весь грузовой автотранспорт компании (и собственный, и наемный) оснащен специальными системами мониторинга, позволяющими в режиме on-line отслеживать как текущее местоположение/скорость техники, так и другие важные технические характеристики (расход топлива, работу под нагрузкой и пр.). «Если с транспортом на линии происходит что-то незапланированное (длительная остановка, отклонение от маршрута и т. д.), то в соответствующие службы и подразделения нашей компании автоматически поступает информация о зафиксированном инциденте. После чего на основании уточнения и анализа данной информации специалистами «Русагро» принимаются необходимые решения», — поясняет Басов. Кстати, замечает он, ценность автоматизированной системы мониторинга, помимо сохранности продукции, еще и в том, что она позволяет проводить тщательный анализ транспортной работы и разрабатывать мероприятия, направленные на повышение эффективности логистики перевозок продукции.  

«Ненадежная» деталь

При перевозках готовой продукции могут возникать проблемы, не зависящие от человеческого фактора, например, неблагоприятные погодные условия, которые заставляют вносить коррективы в планирование маршрутов, изменять схемы погрузки и транспортировки. К сожалению, случаются и аварийные ремонты, когда транспортное средство задействовано в технологическом процессе. Такие ремонты, в зависимости от сложности, могут устраняться на месте, либо в условиях ремонтной мастерской. В сельскохозяйственном бизнес-направлении ГК «Русагро» машины приводятся в исправное состояние в максимально короткие сроки без привлечения сторонних организаций.

Наиболее частыми причинами выхода из строя транспортного средства являются изнашивание поверхностей, при котором выходят из строя подшипники приводов и колес, цепные и шестеренчатые приводы, нарушаются посадки в соединениях деталей, перечисляет Лапшов. Кроме того, в процессе эксплуатации деформируются или ломаются участки основной рамы с полной утратой работоспособности. Специалист уверен, что эти деформации и разрушения являются следствием силовых (статических и динамических) воздействий, вызывающих увеличение напряжений в материале деталей, превышающих допустимые значения. «Частой причиной отказов сельхозтехники являются разрушения деталей из-за усталостных деформаций и снижения прочности, изменения размеров, формы и взаиморасположения деталей вследствие изнашивания поверхностных слоев, деформация деталей и заклинивание подвижных сопряжений, разрушение и повреждение деталей под действием коррозии и износных явлений», — поясняет Лапшов. По его словам, коррозионному или деформационному разрушению подвержены узлы, выполненные из тонколистовой стали или из таких материалов, как нержавеющая лента или металлы жестких закалок.

Помимо прочего, в сельскохозяйственных машинах часто возникают отказы из-за нарушения регулировок и повреждения креплений отдельных деталей. Чаще всего ломаются те детали, которые подвержены нагрузке или трению, соглашается с Лапшовым Горгодзе. Такого же мнения придерживается и Кривцов. По его словам, особенно остро стоит вопрос с осевыми нагрузками при перевозках зерна, т.к. появляется все больше пунктов весового контроля. Для решения данной проблемы специалист предлагает использовать полуприцепы с донной выгрузкой, имеющие самый низкий собственный вес, а также самосвалы с алюминиевым кузовом.

Также причиной поломки может быть пренебрежение руководством рекомендаций по эксплуатации техники, отсутствие профессионального техобслуживания, превышение нормативных допусков (это касается и техники, дополнительного оборудования). К большим поломкам приводит несвоевременная замена вышедших из строя деталей, а также некорректное натяжение ремней шкивов, эксплуатация техники в неподходящих погодных условиях, игнорирование предупредительных сигналов (световых и звуковых), передача с/х техники в аренду неквалифицированным сотрудникам, перечисляет Лапшов.

По мнению президента АСОРПС, одной из основных причин поломки транспортного средства можно назвать неквалифицированные кадры. Момот считает, что, поскольку техника становится все более сложной в эксплуатации, руководителям необходимо изыскивать средства на повышение квалификации своих кадров. Однако далеко не все готовы тратиться на переобучение персонала, что в свою очередь ведет к поломкам и нарушениям графиков уборки продукции.

Перевозка — сельскохозяйственный груз

Перевозки сельскохозяйственных грузов подразделяются на две основные группы: внехозяйственные и внутрихозяйственные перевозки.

Автомобиль со съемными кузовами.

Для перевозки сельскохозяйственных грузов используют бортовые автомобили, автомобили-самосвалы и автопоезда. Автомобили-самосвалы, предназначенные для перевозки зерна и других сельскохозяйственных грузов, имеют грузовую платформу с более высокими бортами и увеличенной емкости. Платформа может закрываться складывающейся крышкой.

Для перевозки сельскохозяйственных грузов ( зерна и других продуктов) применяют автопоезда с кузовом увеличенной емкости.

Специфика перевозок сельскохозяйственных грузов заключается в сезонности, в больших колебаниях дальности, в особых свойствах перевозимых грузов.

Автопоезд-зерновоз грузоподъемностью 7 т.

При перевозках сельскохозяйственных грузов применяют автомобили-самосвалы, имеющие деревянно-металлическую платформу и верхнюю складную крышку ( рис. 159), а для погрузки и выгрузки — бункера, зерно — и свеклопогрузчики и автомобиле-подъемники, позволяющие разгружать автомобиль и прицепы за 3 — 4 мин.

Автопоезд-зерновоз грузоподъемностью 7 т.

При перевозках сельскохозяйственных грузов применяют автомобили-самосвалы, имеющие деревянно-металлическую платформу и верхнюю складную крышку ( рис. 161), а для погрузки и выгрузки — бункера, зерно — и свеклопогрузчики и автомобиле-подъемники, позволяющие разгружать автомобиль и прицепы за 3 — 4 мин.

Автомобиль-самосвал ГАЗ-53Б для перевозки сельскохозяйственных грузов.

На перевозках сельскохозяйственных грузов занято значительное количество подвижного состава автомобильного транспорта. Непрерывно увеличивается количество автомобилей, принадлежащих непосредственно колхозам и совхозам.

Предназначены для перевозки сыпучих промышленных и сельскохозяйственных грузов, рассчитаны на эксплуатацию в составе автопоезда по дорогам, допускающим осевую нагрузку до 98 кН ( 10 тс), вне дорог с твердым покрытием и на технологических дорогах при температуре окружающего воздуха от минус 45 до плюс 40 С и относительной влажности воздуха до 80 % при плюс 15 С.

Учитывая необходимость перевозок сельскохозяйственных грузов в кратчайший срок, максимально механизируются погрузочно-разгру-зочные работы. Для большей механизации погрузки и выгрузки свеклы, картофеля и других овощей широко применяют контейнеры, которые грузят на автомобиль и снимают с него при помощи подъемных механизмов.

Для осуществления перевозки различных сельскохозяйственных грузов ежегодно автотранспортными предприятиями создаются автомобильные колонны ( автоотряды), которые при организации ТО и ремонта руководствуются специальной нормативно-технологической документацией, учитывающей особенности организации и технологии технического обслуживания и ремонта автомобилей, работающих в отрыве от базы.

Очень острой остается проблема перевозок сельскохозяйственных грузов. Их объемы постоянно растут, а парк автомобилей на селе увеличивается медленно. К тому же село получает автомобили, как правило, не приспособленные для перевозки сельскохозяйственных грузов. Проблему транспорта для села, как бы ни было трудно, пора решать кардинальным образом.

Особенности сельскохозяйственных перевозок автомобилями

Представляем некоторые ключевые особенности:

  1. Сезонность. Объёмы перевозок такой продукции во многом зависят от сезонности. Потребность в организации грузоперевозок в течение года сильно меняется.
  2. Расположение и качество дорог. Сельские хозяйства могут располагаться на разном удалении от крупных городов и основных автомагистралей. Иногда они находятся далеко. И для проезда к ним приходится преодолевать дороги порой очень плохого качества. С такой задачей справится не любая машина. Этот фактор во многом влияет на процесс организации грузоперевозок.
  3. Период уборки урожая. В это время загруженность транспорта находится на пике. Некоторым перевозчикам приходится работать круглосуточно, при максимально загрузке водителей, а также при использовании всего доступного автопарка.
  4. Езда по полям. Чтобы собрать урожай, машинам часто приходится выезжать непосредственно на поля. Такая задача не каждому автомобилю по силам.
  5. Заправка, отдых, обслуживание и ремонт. Для повышения эффективности перевозок сельскохозяйственной продукции, необходимо грамотно организовать заправку машин топливом, отдых для водителей, условия для обслуживания и ремонта. Поэтому во время сбора урожая часто создают специальные временные пункты. Причём располагают их непосредственно на поле, либо рядом с ним.
  6. Логисты и диспетчеры. Это важные компоненты цепочки сбора и доставки урожая, либо другой сельхозпродукции конечному потребителю. Диспетчеры и логисты отвечают за обеспечение эффективного взаимодействия всех людей и техники, необходимой для работы и транспортировки.

Все эти особенности дают наглядно понять, что организация перевозки сельскохозяйственной продукции — далеко не самый простой процесс. Здесь есть множество нюансов, сложностей и подводных камней.

Одно дело просто приехать на склад, загрузить товар и отправиться в рейс. И совсем другое, когда нужно начинать с места непосредственного сбора или производства сельхозтоваров, проходить ряд дополнительных этапов и только потом доставлять груз на переработку, обработку или конечному потребителю.

Самая надежная

Наиболее популярная техника в сегменте перевозки сельхозпродукции, по версии Ткачика из «Скания-Русь», это автомобиль с колесной формулой 6х2 или 6х4, оснащенный 440-сильным двигателем. «Это, как правило, или зерновоз, или автопоезд от 11 до 16 м3», — считает он. Как замечает Ткачик, клиент может заказать любой автомобиль, имеющий наиболее релевантный для его бизнеса набор качеств и характеристик. Это может быть и развозной автомобиль, в том числе и виде автопоезда, и седельный тягач с полуприцепами на все случаи жизни. Кстати, автомобиль в таком исполнении можно использовать для решения более широкого спектра транспортных задач, подчеркивает Ткачик.

А в ГК «Русагро» уверены, что грузовой транспорт производства «КАМАЗ» соответствует всем их ожиданиям и требованиям. Поскольку компании приходится перевозить грузы насыпью, навалом и в таре, то со стороны конструктивных особенностей наиболее предпочтительным вариантом для «Русагро» является самосвал с трехсторонней разгрузкой в сцепке с самосвальным прицепом. «Сервисных пунктов для обслуживания автомобилей на шасси у «КАМАЗа» и «МАЗа» больше, чем у ста фирменных прочих иностранных брендов, — уверен Басов. — Да и запчасти для отечественной техники дешевле, а при необходимости несложный ремонт можно выполнить своими силами, без посещения дилерского центра».

Свое предпочтение продукции «КАМАЗа» отдают и в ГК «Русский Дом». «С учетом того, что надо выезжать на полевые дороги и иметь возможность самосвальной выгрузки, мы считаем наиболее оптимальным вариантом для наших условий эксплуатации и видов перевозимых грузов автомобиль самосвал КАМАЗ-552900 на шасси, КАМАЗ-65115 и прицеп самосвальный 852901», — делится Кананыхин.

Однако Горгодзе замечает, что рачительные хозяева свой урожай вывозят тракторами с прицепами на колесах низкого давления. Вся остальная техника, включая КАМАЗы, уплотняет почву, говорит специалист, что впоследствии требует рекультивации, глубокорыхления и щелевания, чтобы восстановить плодородие почвы после переуплотнения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Лесные поляны
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: