Динамика процессов внд

Глава  2. основные закономерности развития высшей нервной деятельности

Доминантный принцип деятельности коры головного мозга

А. А. Ухтомский выдвинул и обосновал доминантную Деятельность центров коры головного мозга. Доминантой он назвал сильный очаг возбуждения в одном из нервных центров, к которому идут возбуждения из других нервных центров. В результате при одновременном воздействии разных раздражителей появляется один, наиболее сильный, т. е. доминантный очаг возбуждения. Доминанта может быть различной в зависимости от расположения наиболее сильного очага возбуждения в коре головного мозга.

Известно, что при прикосновении груди матери к губам ребенка он открывает рот, производит сосательные движения и выделяет слюну. Эти рефлексы являются безусловными, врожденными и не требуют индивидуального опыта, обучения для своего формирования. В данном случае в коре головного мозга ребенка в связи с кормлением возникает сильный очаг возбуждения. Одновременно на ребенка может воздействовать и другой раздражитель в виде похлопывания или поглаживания кожи. Этот дополнительный раздражитель, не связанный с кормлением, казалось бы, должен отвлечь ребенка от сосания и ослабить пищевой рефлекс, а потому ослабить и его очаг возбуждения в коре головного мозга. Однако процессы в коре головного мозга протекают иначе. Раздражитель в виде похлопывания не только не ослабляет, а, напротив, еще более усиливает очаг возбуждения, связанный с кормлением. В результате младенец начинает сосать активнее. Объясняется это тем, что в коре головного мозга очаг возбуждения, связанный с безусловным пищевым рефлексом, оказывается настолько сильным, что как бы притягивает к себе импульсы других раздражителей (похлопывание, поглаживание) и за их счет усиливает собственный очаг возбуждения. Такой процесс в коре головного мозга обозначается как пищевая доминанта. Нередко матери пользуются таким приемом — слегка теребят щеки ребенка, активизируя этим сосание.

Вестибулярная доминанта связана с полукружными каналами (органы равновесия, расположенные во внутреннем ухе). Если плачущего ребенка покачивать или быстро изменить положение его тела, то он перестает плакать. Возбуждение, возникшее в коре головного мозга в связи с изменением положения тела или покачиванием, оказалось сильнее, чем возбуждение, вызвавшее плач ребенка.

Для успокоения ребенка пользоваться подобным способом не следует — необходимо выяснить причину, вызвавшую беспокойство, и устранить ее.

Слуховая доминанта появляется на 2-й неделе и заключается в том, что при возникновении необычного звука ребенок сразу умолкает, перестает двигаться, как бы прислушиваясь.

Зрительная доминанта появляется на 3-5-й неделе. При появлении в поле зрения какого-нибудь яркого предмета ребенок перестает двигаться и устремляет взгляд на этот предмет.

Доминантный принцип деятельности коры головного мозга,- его еще называют принципом сосредоточения,- имеет большое значение, так как в дальнейшем выработка условных рефлексов, без которых жизнь невозможна, происходит на основе этих и других безусловных рефлексов.

Особенности развития нервной системы ребенка

К моменту рождения головной мозг ребенка внешне почти не отличается от мозга взрослого, но он еще не оформлен окончательно. Мозг новорожденного весит 380-390 г, что примерно в 3-4 раза меньше массы мозга взрослого. Масса мозга в первые годы жизни нарастает очень быстро, уже к году она удваивается, а к трем годам становится равной 1100-1200 г. После этого темп нарастания массы мозга замедляется и заканчивается к 21 году. Значительный темп увеличения массы мозга ребенка в первые годы жизни свидетельствует о той огромной роли, которую играет период раннего детства в его умственном развитии.

К моменту рождения у ребенка число нервных клеток головного мозга равно числу нервных клеток мозга взрослого. В дальнейшем масса мозга ребенка продолжает увеличиваться и это происходит не за счет количества клеток, а в результате нарастания объема каждой из них. С возрастом у ребенка меняется и внутреннее строение нервных клеток мозга, т. е. оформляется клеточная структура каждого слоя коры. Клетки приобретают свойственную каждому корковому слою форму. В разных участках мозга эти процессы происходят крайне неравномерно. Например, области зрительного анализатора формируются очень рано, так как они начинают усиленно работать с момента рождения ребенка, тогда как некоторые области двигательного анализатора формируются лишь к 12 годам.

Растут нервные волокна: дендриты и невриты — эти волокна обеспечивают самые разнообразные и многочисленные связи между клетками, центрами и зонами различных отделов головного мозга.

Нервные волокна объединяются в пучки, благодаря чему многообразные и различные нервные импульсы передаются с периферии в мозг и в обратном направлении.

Нервные волокна покрываются белой мякотной миелиновой оболочкой — миелинизируются, что обеспечивает проводимость нервного возбуждения по волокну. Миелинизация начинается еще в период внутриутробной жизни, продолжается после рождения и этот процесс происходит неравномерно. Раньше других покрываются миелиновой оболочкой сенсорные нервные волокна, например, к 2 годам заканчивается миелинизация зрительно-слуховых нервных путей. Волокна двигательного анализатора миелинизируются позже, а в некоторых случаях лишь к 10 годам.

Безусловные рефлексы

Безусловные рефлексы осуществляются низшими отделами центральной нервной системы (спинным мозгом и мозговым стволом), являются врожденными и отличаются постоянством. Так, новорожденный, который наследует безусловные рефлексы, соответственно реагирует на различные раздражители: при резком звуке (раздражитель) — вздрагивает (ответная реакция — безусловный рефлекс), при ярком свете — жмурится, при прикосновении к ресницам — закрывает глаза, при прикосновении к губам — производит сосательные движения.

У новорожденного имеется безусловный ориентировочный рефлекс. Например, при появлении в поле зрения ребенка какого-либо необычного предмета, ребенок сразу перестает двигаться, присматриваясь к этому предмету. Такую реакцию И. П. Павлов назвал «что такое?»

Благодаря правильному использованию этого рефлекса у ребенка в дальнейшем можно воспитать любознательность.

Реакция на раздражение у новорожденного существенно отличается от реакции взрослого. Например, если при раздражении подошвы взрослый тотчас же отдергивает ногу (дифференцированная реакция), то новорожденный, кроме отдергивания ноги, одновременно проявляет и общее двигательное беспокойство, плачет — эту реакцию называют недифференцированной. У несведущих родителей подобная реакция ребенка вызывает необоснованую тревогу («нервный ребенок»).

Безусловными, являются также рефлексы пищевой, сосательный, оборонительный и др.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Лесные поляны
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: