Летопись

Летопись – что это такое

Первая древнерусская летопись

Фото с сайта hostingkartinok

Древнейшая русская летопись называлась «Повесть временных лет»». Создана в 12 веке. Это последовательное хронологическое описание событий на территории Руси, место создания – город Киев. Было переделано неустановленное количество раз, но коренных изменений не вносили. Во всяком случае, официально считают такую версию правильной.
Содержит описания до 1137 года, но берет начало с 852 года. Состоит из большого числа статей разных по характеру. И в каждой идет описание конкретного года. Число статей совпадает с числом описанных лет. Как правило, каждый раздел начинается с фразы в форме: “В лето такое-то” и дальше описания, выдержки из важных документов или в виде сказаний идет описание. Название получило из-за фразы, что фигурирует в начале – “Повесть временных лет”.

Автор – монах Нестор – древнерусский летописец  , он был инком в Киево – Печерском монастыре на рубеже XI-XII веках. Описан в качестве первого летописца. Хотя автором заявлен только в поздних версиях.

Самый древний летописный свод,  указанной древнейшей русской летописи  , «Повесть временных лет», которому удалось дойти до наших дней, был переписан монахом Лаврентием и датируется XIV веком. Оригинал летописи, к сожалению, утрачен навсегда. Сейчас найдены поздние версии с различными доработками других авторов.
На данный момент много версий истории летописи. Если верить им, то она закончена в 1037 году, и автором все также является монах Нестор. Ее даже при Несторе переписывали, потому что он внес туда изменения ради добавления христианской идеологии, также были внесены добавки политического характера. Идеология даже в те времена являлась важным инструментом для усиления княжеской власти. В других версиях говорится, что датой создания является 1100 год. Принято считать, что  древнейшей русской летописью начала XII в. является  «Повесть временных лет».

Отличительная черта в том, что оно несет в себе структурированное описание событий, не пытается истолковывать их на свой лад. На первом месте стояла Воля Божья, ее существование объясняло многие события. Причинно-следственная связь не была интересна и не отражалась в произведении. Жанр Повести временных лет был открытым, туда могло входить все, что угодно, от различных сказаний до сводок погоды. Летопись имела юридическую силу наравне со сводом официально принятых документов.

Цель написания первой древнерусской летописи, называемой «Повесть временных лет» – выяснение корней русского народа, философия христианства и описание доблестной княжеской власти. Начинается с рассказа и рассуждения о происхождении и расселении. Русский народ показан как потомок сына Ноя, Иафета. Основа, которой подчинена большая часть, состоит из легенд о правлении Ярослава Мудрого, о войнах и храбрых героях. Концовка состоит из рассказов о сражениях из некрологов князей.
«Повесть временных лет» – первый важный документ, где была описана история Руси с самого её начала. Она сыграла очень большую роль в дальнейших исторических исследованиях и является очень важным источником знаний о наших предках.

Социальная структура средневекового общества

Средневековое общество было организовано в социальную иерархию, которая была четко разделена на несколько слоев. Верхняя часть социальной структуры состояла из дворянства и духовенства, которые обладали особыми привилегиями и властью.

Дворянство: Дворяне составляли знатные слои общества и обычно являлись военными или аристократами. Они обладали землями и крестьянами, которые работали на них. Дворяне имели важную роль в средневековых войнах и политике.

Духовенство: Духовные лица, такие как священники, монахи и епископы, составляли второй слой верхней части социальной структуры. Они были отвечали за религиозные обязанности и обладали большим влиянием на политику и народ.

Ниже верхнего слоя находилось городское население и ремесленники. Городское население состояло из купцов, ремесленников и рабочих. Они занимались различными профессиями и торговлей, их благосостояние зависело от рыночной сферы.

Следующим слоем были крестьяне. Они работали на земле дворянства и платили ренту или давали часть своего урожая в качестве налога.

Нижний слой социальной структуры составляли рабы, которые были полностью зависимы от своих владельцев и не имели никаких прав. Рабы выполняли тяжелую работу на земле или в домашних хозяйствах своих владельцев.

В общем, социальная структура средневекового общества была своеобразной пирамидой, где каждый слой общества имел свое место и обязанности. Верхние слои обладали большей властью, привилегиями и богатством, в то время как низшие слои были полностью зависимы от верхних слоев.

Киево-Печерский монастырь – центр летописания

Фото с сайта hostingkartinok

Это место всегда было главной святыней и гордостью. Именно здесь жили, облачаясь в иноков, после подстрига, отстраняясь от мирской суеты и жизненных благ, полностью отдав себя делам божьим, многие светлейшие и достойнейшие люди. Это не только святыня, но и сосредоточение просвещения. А позже – главное сосредоточение летописания. Именно в этих стенах длительное время составлялась и записывалась летопись «Повесть временных лет». А инок Нестор, создавший это и целый ряд иных значимых произведений, прожил здесь, сделав немало святых дел, 41 год. Он вместе с другими иноками составил писание о старорусской церкви, описал все важные церковные события и дал описание ее особенностям на Руси. После его кончины нетленное тело перенесено и до сих пор покоится в пещере Лавры.
Особую роль играет и Выдубецкий монастырь. В стенах Выдубецкой святыни иегумен Матфей занимался ведением Киевского свода, в нем хронолизировал события в период 1118-1198 года. Дал им очень точное описание и раскрытие, без искажения фактов. Это произведение тоже одно из письменных памятников, которое играет важную роль в изучении истории наших предков. Стало логическим продолжением ведения летописи «Повесть временных лет».

Киевский образец ведения лег в основу создания и применения принципов в написании летописей. Именно здесь основаны правила и методы.

Как назывались центры летописания в Древней Руси:

  • Новгородский
  • Владимиро-Суздальский
  • Галицко-Волынский

Новгородский центр летописания

Новгород был крупнейшим городом с развитой структурой, поэтому стал центром ведения летописей. Описание города можно увидеть в «Повести древних лет» за 859 год. В XI веке Ярослав Мудрый, взойдя на престол, пребывал не в Киеве, 10 лет его двор провел в Новгороде. Все это время город считался фактически столицей Руси.

Составление началось в XI веке с написания первой Новгородской летописи. Всего их создали четыре, но остальные написаны позднее. В нее были включены:

  • Краткое описание «Русской правды»
  • Краткое описание юридического сборника
  • Описание происходящих событий и процессов

Здесь также вели своды, вел их посадник Остромир. Но никакой информации о нем история нам не оставила.

Владимиро-Суздальский центр летописания

Владимирский храм – место, где занимались ведением летописей, вели работу иноки. Летописные своды, самые ранние из дошедших до нас, их два, составлены с 1177-1193 года, описывают «Летописец Переяславля Русского». В них освещали политику, церковную жизнь, описывали жизнь и основные события при княжеском дворе. Все было представлено и истолковано с точки зрения церкви. Только, в начале XII, летописание стало вестись при княжеском дворе.

Галицко-Волынский центр летописания

Для этих земель всегда противостояние княжеской и боярской власти было большой проблемой. Летописи создавались при дворе, поэтому основной идеей при написании была сильная и справедливая княжеская власть, и полная противоположность – боярская. Возможно, летопись писали дружинники. Они описывали события как отдельные фрагменты и описания. Они стояли на стороне княжеской власти, поэтому через летопись проходит идея борьбы с боярами, отрицательное описание их стремления к власти.

Галицко-Волынская летопись относится к более позднему периоду, примерно к 1201-1291 года. Она вошла в Ипатьевский свод. Уже позднее ее оформили в виде хронологии, до оформления состояла из частей:

  1. Галицкая летопись, составлена в Галиции в 1201-1261 года.
  2. Волынская летопись, составлена на Волыни 1262-1291 года.

Основная особенность: церковные события и уклад не описывались.

Классификация средневековой истории

Средневековая история охватывает период с падения Римской империи в V веке и до Великих географических открытий в конце XV века. Этот период можно подразделить на несколько основных эпох.

Раннее средневековье (V–X века)

  • Возникновение феодализма. В этот период процесс распада Римской империи ведет к возникновению нового социально-экономического уклада – феодализма. Важнейшим элементом феодализма была личная зависимость и вассальные отношения.
  • Варварские королевства. После развала Римской империи на территории Западной Европы возникло множество варварских королевств. Крупные государства также сложились во Византии и на Аравийском полуострове.

Высокое средневековье (XI–XIII века)

  • Расцвет феодализма. В это время феодализм достигает своего расцвета. Наиболее важным является развитие рыночных отношений и городского хозяйства.
  • Крестовые походы. В XI–XIII веках христианский Запад организовал серию войн – крестовые походы – против мусульманского Востока, в основном против Сельджукской и Османской империй.

Позднее средневековье (XIV–XV века)

  • Экономический кризис. К концу XIV века наступает период кризиса, связанного с эпидемией чумы, недостатком пищи и социальными потрясениями.
  • Великие географические открытия. В конце XV века начинается эра Великих географических открытий, которая изменяет положение Европы в мире и завершает средневековый период истории.

В целом, классификация средневековой истории помогает понять основные проблемы, события и тенденции, характерные для каждого периода этой эпохи.

Древнерусские летописцы

Фото с сайта hostingkartinok

В наше время информация о летописцах собирается по крупицам. Центрами их написания были, как правило, храмы. Летописцы Древней Руси, имена : Нестор и иегумен Матфей. Это одни из первых летописцев, позднее появились и другие. Первоначально почти везде летописи писались только в храмах, а позднее -при княжеских дворах. К сожалению, о жизни иегумна Матфея ничего не известно, кроме как, что летописанием он занимался в Выдубецком монастыре.

О Несторе летописце нам известно немногим больше. Еще семнадцатилетним подростком он получил от Феодосия Печерского иноческий сан. Пришел в монастырь уже грамотным и образованным человеком, в Киеве было много учителей, которые могли обучать его. Нестор кроме «Повести временных лет» оставил нам очень много трудов, одно из них: “Жизнеописание Феодосия Печерского”, которого он часто видел, будучи послушником. В 1196 году, он был свидетелем разорения Киево-Печерской Лавры. В последних своих трудах он поднимал темы о единении Руси христианством. Смерть настигла летописца в возрасте 65 лет.

Культура и искусство эпохи средневековья

В период средневековья, культура и искусство тесно связаны с религиозными представлениями и христианством. Большую роль играли церковь и монастыри, которые собирали и сохраняли произведения искусства, а также вносили свой вклад в их создание.

Одним из характерных проявлений средневекового искусства была скульптура. Она часто представляла собой изображения святых или библейских сюжетов. Скульптурные произведения устанавливались в храмах, монастырях или на улицах городов.

Также важным элементом средневекового искусства было живопись. Живописные произведения, выполненные на деревянных панелях или на стенах церквей, часто изображали религиозные сцены или святых. Распространенным видом живописи были иконы, которые имели особую религиозную силу.

Архитектура также играла значительную роль в средневековой культуре. Характерной чертой были готические соборы, которые отличались высокими сложными строениями и величественными фасадами. Кроме того, важную роль играли замки и крепости, которые служили оборонительными сооружениями.

В музыке средневековья перевесным являлся религиозный характер. Хоровые песнопения и религиозные гимны исполнялись при проведении религиозных церемоний, а также в монастырских хорах. Хоровая музыка была написана на латыни и использовала песнопения и мелодии, распространенные в римско-католической церкви.

Значительное влияние на культуру и искусство оказали также рыцарский этикет и поэзия – канцона и трубадуры. Канцона – это стихотворное произведение, написанное на романском или народном языке. Зачастую они были посвящены любовным переживаниям. Трубадуры же исполняли песни на темы рыцарства и любви, которые пользовались большой популярностью в рыцарском обществе.

Таким образом, культура и искусство эпохи средневековья были тесно связаны с религиозными представлениями и христианством. Их проявления включали в себя скульптуру, живопись, архитектуру, музыку и стихию. Они играли значительную роль в создании культурной и духовной обстановки того времени.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Лесные поляны
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: