Презентация, доклад на тему индивидуальное развитие. постэмбриональный период (10 класс)

Период старения

Согласно
современной классификации людей в процессе старения можно разделить на
следующие группы:

  • 60 — 76 лет — пожилые люди,
  • 75 — 89 лет,
  • Более 90 лет — долгожители.

Есть
определенные признаки старения:

  • Поседение волос, которое, надо отметить, у населения начинается после 30 лет и постоянно прогрессирует;
  • Изменения текстуры кожи и ее внешнего вида;
  • Изменение осанки;
  • Потеря мышечной силы;
  • Потеря зубов;
  • Уменьшается размер внутренних органов;
  • Кровеносные сосуды теряют эластичность и изменяется артериальное давление;
  • Снижает иммунитет, способность к регенерации, выработку тепла;
  • Ухудшается слух и снижается острота зрения; 
  • Укорачивается время реакции, ослабевает память и снижается производительность.

Эмбриональный период

Эмбриональный период развития или эмбриогенез наступает с создания зиготы.Прекращение этого периода при всевозможных типах онтогенеза связано с различными моментами развития и наступает в разные этапы. Так личиночный эмбриогенез завершается с выходом из яйцевых оболочек, неличиночный – с покиданием зародышевых оболочек, внутриутробный – с момента рождения.

Эмбриональный период делится на несколько стадий. Познакомимся с ними на рисунке.

1. Начальный этап развития зиготы, представляющей собой одну клетку,  именуется дробление. В этот момент она подвергается митотическому делению с приумножением численности клеток. В последствие каждой стадии дробления число клеток увеличивается в два раза. Образовавшиеся в процессе дробления клетки получили название бластомеры. Причем их объем с всяким новым делением не увеличиваются, а наоборот, уменьшаются. Соответственно, вследствие дробления клеток зиготы общий объем массы зародыша не изменяется. У человека данный этап эмбрионального периода длится в течении 6 суток.

2. После этапа дробления наступает стадия бластулы. При этом бластомеры выстраиваются в один слой, и происходит образование полого  шарообразного зародыша –бластулы. Внутри этого шарика находится жидкость, а полость получила название бластоцель.

На 7 сутки шарообразный зародыш попадает в полость матки и начинается имплантация – внедрение клеток бластулы в стенки матки. Завершается этот процесс к концу 8-х суток.

Стадия бластулы протекает у эмбрионов всех разновидностей животных.

3. У всяких многоклеточных животных последующим за бластулой этапом развития проистекает гаструляция. Стадия гаструлы представляет процесс обособления эмбриональных листков, в ходе коего у животных зародыш из однослойного становится двухслойным. Соответственно гаструла складывается из двух разновидностей клеток, образующих эмбриональные листки: наружный – эктодерму и внутренний – энтодерму. Отверстие, ведущее в углубление гаструлы, именуется гастропором или вторичным ртом. Губки и кишечнополостные завершают развитие гаструлы,когда у них сформированы только два слоя, третий у них не образуется. Эти организмы относятся к двухслойным животным.

У всех других животных происходит образование гаструлы третьего эмбрионального листка – мезодермы.

4. Далее наступает стадия органогенеза или нейрулы. На данном этапе осуществляется становление тканей и органов будущего организма.

Нейрула животных представляет собой трехслойный эмбрион. Из каждого листка или элемента нейрулы происходит формирование конкретных органов. Из эктодермы формируются ткани нервной системы и нервная трубка. Помимо этого она дает начало наружным покровам кожи, а также эпителиальной ткани, выстилающей различные внутренние органы. Из мезодермы нейрулы развиваются элементы скелетной мускулатуры, органы выделения, половые железы и кровеносная система. Эктодерма является зачатком опорной системы – хорды.

Органогенез заканчивается к окончанию эмбрионального периода, но дифференцировка и усложнение органов длится еще и в постэмбриональном периоде.

Эмбрион животных формируется как целостный организм, в котором все клетки, ткани и органы пребывают в близком взаимодействии. При этом один зачаток проявляет воздействие на другой, в существенной мере устанавливая ход эмбрионального развития.

Ювенильный период

Первый месяц
жизни ребенка — период новорожденности. Младенец в это время
находится в положении эмбриона, напоминающем положение плода в матке. Большую
часть жизни ребенок в этот период проводит во сне.    

Период от первого месяца до года называется грудным вскармливанием. Первый год жизни ребенка полон изменений в двигательной системе. Если в конце первого месяца он только делает попытки выпрямить ноги, то в полтора месяца он уже может поднимать и держать голову, к шести месяцам он сидит, а свои первые шаги делает в конце первый год жизни. В ребенке психика активно развивается в течение этого периода. На втором месяце жизни ребенок начинает улыбаться, к четвертому месяцу рассматривает предметы, беря их в рот, начинает различать людей. Во второй половине года ребенок начинает понимать некоторые фразы. Активные движения ребенка в этот период способствуют ускорению обменных процессов в организме подрастающего ребенка и нормализуют работу нервной системы. В этот период для правильного развития ребенка необходимо соблюдать три правила: постепенность, повторяемость и систематичность. Четкий образ жизни позволяет выработать условные рефлексы.                     

Раннее детство включает
возраст от одного до трех лет. Это период активного роста ребенка,
приобщения к пище взрослых, проявления самостоятельности и стремления к
самоуважению. В раннем детстве дети осваивают новые движения, а в игре
начинают подражать взрослым.    

Дошкольный
период длится от трех до семи лет. Для этого периода характерен
большой интерес к окружающей действительности и проявление любопытства. В
этот период растет мозг и формируется внутренняя речь, которая проявляется в
разговорах ребенка с самим собой или с игрушками. Игра для развития
ребенка в этот период имеет большое значение.     

Период от семи
до семнадцати лет называется школьным и делится на ранний (период от
7 до 11 долларов), средний (период от 11 до 15 долларов для мальчиков, от 11 до
14 долларов для девочек) и старший. (период от 15 до 17 долларов в год). Для
раннего школьного периода главное — это овладение письменной речью, воспитание
коллективизма, познание нового об окружающем мире, усвоение определенного
опыта. Старшие подростки и школьники характеризуются быстрыми темпами
физического и сексуального развития. Этот ускоренный процесс называется
ускорением.       

Таблица VI. 2. Стадии жизненного цикла человека (Bogin, 1999)

Пренаталъный периодОплодотворение
Первый триместр — от оплодотворения до 12-й недели: эмбриогенез.
Второй триместр — 4 — 6-й лунный месяцы: быстрый рост в длину.
Третий триместр — с 7-го лунного месяца до рождения: быстрый рост массы тела и созревание органов.
РождениеПостнаталъный период
Период новорожденности — от рождения до 28 дней: адаптация к внешним условиям жизни, самые быстрые для всего периода постнатального роста скорости роста и созревания.
Младенчество — 2-й месяц жизни до конца грудного вскармливания (в среднем до 3 лет): постепенное уменьшение скоростей роста, вскармливание материнским молоком, прорезывание молочных зубов, освоение многих ключевых стадий развития в психологическом и поведенческом контекстах.
Детство — с 3 до 7 лет: умеренные скорости роста, полуростовой скачок, прорезывание первых постоянных моляров и резцов, окончание роста мозга в конце этой стадии; хотя и отнятые от груди, дети нуждаются в защите и опеке взрослых.
Ювенильная стадия — девочки — 7-10; мальчики — 7-
12; замедление скоростей роста, способность к самостоятельному пропитанию, переход к овладению социальными навыками.
Пубертат — начинается сразу же после окончания ювенальной стадии и длится всего несколько дней или недель. Реактивация механизмов центральной нервной системы, запускающая процесс полового созревания, резкое увеличение секреции половых гормонов.
Подростковый период — от 5 до 8 лет после начала пубертата: подростковый скачок роста длины и веса тела, фактическое завершение прорезывания постоянных зубов, развитие вторичных половых признаков, социосексуаль-ная зрелость, рост интереса и переход к социальной, экономической и сексуальной жизни взрослых.Взрослость.
Зрелость и переходный период — от 20 лет до окончания периода деторождения: гомеостаз физиологических, поведенческих, интеллектуальных функций, менопауза у женщин в возрасте около 50 лет.
Пожилой возраст и старость — с окончания периода деторождения до смерти: затухание функций многих тканей, органов и систем органов.

Особенности постэмбрионального развития человека

Постэмбриональный период человеческого онтогенеза делится на этапы по анатомо-физиологическим и социально-психологическим признакам — возрастные периоды.

  1. Новорожденность. Это первый месяц жизни ребенка с момента его рождения.
  2. Грудной возраст (младенчество). Промежуток времени от месяца до года.
  3. Раннее детство. Развитие ребенка от года до четырех лет.
  4. Первое детство. Дети от 4 до 7 лет.
  5. Второе детство. Девочки от 8 до 11 лет и мальчики от 8 до 12 лет.
  6. Подростковый (пубертатный) период. Возраст с 11 до 15-16 лет.
  7. Юношеский (постпубертатный) возраст. Девушки с 17 до 20 лет и юноши от 17 до 21 года.
  8. Первая зрелость. Возраст от 18 до 35 лет.
  9. Вторая зрелость. Возраст от 36 до 55-60 лет.
  10. Пожилой возраст. Женщины от 56 до 74 лет и мужчины от 61 до 74 лет.
  11. Старческий возраст. Период от 75 до 90 лет.
  12. Долгожительство. Возраст от 90 лет.

Онтогенез человека, как и подавляющего большинства живых организмов, представляет собой реализацию генетической программы в определенных условиях. На этот процесс оказывают влияние большое количество факторов: генетические, гормональные, средовые и другие. Продолжительность жизни человека обусловлена обстоятельствами трех видов:

  1. Биологические: генотип (генетическое долгожительство), тип высшей нервной деятельности (люди с сильным типом живут дольше), половая принадлежность (женщины живут дольше мужчин).
  2. Природно-климатические: экологически чистые территории или, способствующие долгожительству.
  3. Социальные: полноценное питание, механизация труда, развитие медицины, физическая активность, правильный режим труда и отдыха и другие.

Старение начинается при морфофизиологических и биохимических изменениях, которые происходят во всех органах и тканях тела, и ведут к его разрушению. Этот процесс охватывает все уровни организации человеческого организма: органный, тканевой, молекулярный, клеточный. Появляются внешние и внутренние признаки старения.

Течение старости — сложный многогранный и генетически обусловленный разрушительный процесс, сокращающий продолжительность жизни, который неизбежно ведет к смерти.

Что такое постэмбриональное развитие

Вслед за эмбриональным развитием организмов наступает постэмбриональный период.  

Постэмбриональным (постнатальным) развитием называется процесс онтогенеза живого организма, который начинается с рождения или выхода из яйцевых оболочек и продолжается до самой смерти. 

С точки зрения биологии, вся жизнь человека с самого рождения — это постэмбриональный период развития индивида. 

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Примечание

Постэмбриональное развитие всегда характеризуется ростом организмов. В зависимости от вида живые организмы могут расти в течение определенного срока или всю жизнь.

По типу роста животные делятся на две группы:

  1. С определенным ростом. Такие животные прекращают расти, достигнув определенного периода. Темпы роста у них непостоянны, регулируются гормонами. Активный рост происходит в детском возрасте, затем действие гормона снижается и вовсе прекращается. Рост тела останавливается. Это насекомые, млекопитающие, птицы.
  2. С неопределенным ростом. Живые организмы продолжают увеличиваться в размерах в течение всей жизни. Это моллюски, земноводные, рыбы, рептилии.

В биологии выделяют два вида постэмбрионального развития:

  • прямое;
  • непрямое (метаморфоз, развитие с превращением).

Возрастная периодизация постнатального онтогенеза человека

Существует немало периодизаций онтогенеза, древнейшие из которых принадлежат еще античным ученым. В последующие столетия в разработку периодизации индивидуального развития внесли свой вклад многие ученые (например, в XX в. — немецкие ученые С. Штрац, Г. Гримм, российские ученые — В.В. Бунак, И.А. Аршавский и др.) В нашей стране наиболее распространенной считается схема возрастной периодизации постнатального развития человека, принятая на VII Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии в 1965 г. (табл. VI. 1).

Существуют и другие схемы периодизации. Так, например, в книге немецкого ученого X. Ремшмидта (1994) приводятся следующие возрастные стадии детства и взросления:

Таблица VI. 1. Схема возрастной периодизации постнатального онтогенеза человека

Одна из последних попыток периодизации онтогенеза принадлежит известному американскому антропологу и ауксологу Б. Богину (Bogin, 1999). Основные стадии жизненного цикла человека, по Б. Богину, с краткими характеристиками представлены в табл. VI. 2.

Предлагая новую периодизацию, Б. Богин дает новые трактовки выделенным стадиям, с позиций эволюционной антропологии, подчеркивая особую эволюционную значимость в развитии человека таких стадий, как детство, ювенильный и подростковый периоды. Можно соглашаться или не соглашаться с предлагаемой Богиным схемой периодизации онтогенеза, однако представляется весьма уместным рассмотреть те особенности индивидуального развития человека, которые отличают его от остальных животных, в том числе, и от приматов. Сразу же отметим, что мы будем рассматривать в дальнейшем только период постнатального онтогенеза, причем те его стадии, которые касаются роста и развития.

Постэмбриональный период

После рождения или выхода из яйцевых оболочек и зародышевых оболочек начинается постэмбриональный период развития. У различных видов животных постэмбриональный период жизни может продолжаться от нескольких дней до десятков лет.

Постэмбриональный период делится на несколько этапов развития. Познакомимся с ними на схеме.

Ювенильный период в зависимости от типа онтогенеза протекает с прямым или непрямым развитием.

В этот период при прямом развитии выклюнувшиеся из яйцевых оболочек или новорожденные отличаются от взрослой формы преимущественно размерами, а также недоразвитием ряда органов и пропорциями. По всем остальным признакам дочерний организм полностью похож на родительский. Прямое развитие в постэмбриональный период характерно для человека и всех млекопитающих, птиц и рептилий.

При непрямом развитии в постэмбриональный период промежуточной стадией является личинка, которая имеет значительные отличия от взрослой особи. На личиночном этапе постэмбрионального развития зарождаются временные органы, которых затем не появляются у взрослого организма. К примеру, головастик очень схож с рыбами по своему строению. Когда личинка достигает конкретной  степени становления, проистекает ее метаморфоз, в течение которого определяются черты взрослой особи.

Наиболее характерной чертой ювенильного периода является увеличение размеров развивающегося организма – рост. Установлено, что интенсивность роста больше в начале онтогенеза, а затем постепенно снижается, при этом в разные периоды развития она неодинакова. В течение периода роста функционируют все системы органов, окончательно складываются видовые и персональные особенности организмов, особь достигает присущих для вида размеров.

Наиболее значительным для развития человека считается именно ювенильный период постэмбрионального онтогенеза. В этот момент происходит становление речи, совершенствование двигательной активности, развиваются все основные мыслительные процессы, а также формируется трудовая деятельность.

Позже других систем дифференцируется половая система. Половое созревание в постэмбриональный период у человека наступает по-разному. Познакомимся на схеме.

Когда заканчивается ее формирование, наступает второй период постэмбрионального развития – пубертатный.

2. Пубертатный период характеризуется наступлением половой зрелости. Именно в этот момент организм способен к осуществлению процесса размножения. Продолжительность этого периода у разных видов различна. Следует остановиться на особенностях пубертатного периода у человека.

К примеру, пубертатный период у девочек наступает раньше, приблизительно к 16-18 годам. У мальчиков пубертатный период приходит значительно позже к 18-20 годам. При этом формирование человеческого организма заканчивается к 22-25 годам. В период зрелости человек подготовлен к вступлению в брак и размножению.

Пубертатный период длится у людейдо60-летнеговозраста у мужчин, и до 56-летнего возраста у женщин. Далее наступает процесс старения.

3. Старение организма характеризуется постепенным снижением способности клеток к делению, преобладанием процессов диссимиляции над ассимиляцией,(преобладание распада веществ и уменьшение их синтеза) увяданием половой функции, нарушением нормальной работы всех систем органов. Интенсивность процесса старения обусловлена многими биологическими факторами, а для человека необходимо учитывать роль социальной среды.

Старение приводит к естественному завершению онтогенеза – смерти.

Статически установлено, что средняя продолжительность жизни женщин выше, чем мужчин. Во многом это объясняется особенностями труда мужчин, высоким травматизмом, вредными привычками.

Прямое постэмбриональное развитие

Прямое развитие характерно для человека и других млекопитающих,
птиц, рептилий и некоторых насекомых.

В развитии человека выделяют следующие периоды: детство, юность,
юность, юность, зрелость, старость. Каждый период характеризуется рядом
изменений в организме. Старение и смерть — последние стадии
индивидуального развития. Старение характеризуется многими
морфологическими и физиологическими особенностями, ведущими к общему снижению
жизненных процессов и устойчивости организма. Причины и механизмы старения
до конца не изучены. Смерть прекращает индивидуальное существование. Оно
может быть физиологическим, если возникает в результате старения, и
патологическим, если оно преждевременно вызвано каким-либо внешним фактором
(травма, болезнь).      

Таблица сравнения прямого и непрямого онтогенезов

Прямой онтогенез

Непрямой онтогенез

  • относительно короткий срок развития во взрослую особь;
  • требуется меньше энергии и питательных веществ, так как не происходит радикальной перестройки;
  • в силу необходимости одинаковых ресурсов для молодых и зрелых особей, существует внутривидовая конкуренция.
  • длительный промежуток времени превращения во взрослую особь;
  • процесс метаморфоза требует много энергии, а значит — пищи;
  • отличие в функционировании и условиях существования у личинок и взрослых особей снижает внутривидовую конкуренцию;
  • малоподвижные и прикрепленные личинки способствуют расширению ареала обитания вида.

Ювенильный период в развитии человека

Ювенильный период
– это период, начинающийся с момента рождения и заканчивающийся у женщин до 21 года, у мужчин — до 22 лет.

Ювенильный период, в свою очередь, подразделяется на несколько этапов:

  1. Период новорожденности, который продолжается первый месяц жизни ребенка. Малыш продолжает принимать позу эмбриона, характерную для его внутриутробного развития. Основную часть времени маленький человек на этом этапе роста находится в состоянии сна.
  2. Грудной период. Грудным называют ребенка в возрасте от одного месяца до года. Этот этап характеризуется активными изменениями в двигательной системе. К концу первого месяца ребенок только еще старается распрямить ноги; в 1 , 5 месяца малыш способен поднять и удержать голову; 6 месяцев – время, когда большинство детей получают навык сидения; а уже к первому году жизни многие из них делают первые шаги. При этом нужно отметить, что возрастной момент появления того или иного навыка – сугубо индивидуальный процесс; мы привели лишь усредненные границы.

В грудной период стремительными шагами развивается психика ребенка. На втором месяце жизни уже возможно наблюдать первую улыбку ребенка; в 4 месяца малыш становится способен хватать предметы и исследовать их, беря в рот, различать людей; после наступления 6 месяцев приходит понимание отдельных слов и фраз. Высокая двигательная активность первого года жизни ускоряет обменные процессы и нормализует работу нервной системы. Чтобы ребенок правильно развивался в этот период, необходимо соблюдать три условия: постепенность, повторяемость и систематичность. При этом организация четкого режима дает возможность вырабатывать у малыша условные рефлексы.

  1. Раннее детство – это период в возрасте от года до трех лет. Раннее детство — важнейший этап в физическом и психическом развитии ребенка, характеризующийся активным ростом, приобщением ко взрослой пище, закладыванием базовых свойств личности, таких как самостоятельность, стремление к самоуважению, самовыражению. В данном возрасте маленький человек делает первые попытки определить свое место в этом мире, получает навык проживания всего спектра доступных человеку чувств. Не зря пресловутый кризис трех лет по силе и структуре психических изменений считается едва ли не более сложным, чем подростковый кризис. На данной стадии овладение новыми навыками происходит в процессе подражания взрослым.
  2. Дошкольный период – период развития человека в возрасте от трех до семи лет. Ребенок активно познает окружающий мир, проявляет любознательность. Это период активного развития мозга, формирования так называемой внутренней речи. На этом этапе игра является важнейшим инструментом формирования навыков.
  3. Школьный возраст – период взросления от 7 до 17 лет. Школьный период можно поделить на этапы:
  • ранний (7 — 11 лет);
  • средний (мальчики: 11 — 15 лет; девочки: 11 — 14 лет);
  • старший (15 — 17 лет).

На раннем этапе дети осваивают письменную речь, получают навык коллективизма, нахождения в социуме, познают окружающий мир, нарабатывают первый опыт взаимодействий. Подростковый период характеризуется стремительным темпом физического и полового развития.

  1. Юношеский период – этап развития в возрасте от 17 лет до 21 года. На данном этапе мы имеем сформировавшуюся личность, которая в практической жизни начинает реализовывать полученные навыки.

Косвенное постэмбриональное развитие

Метаморфоз — это глубокое преобразование строения тела, в
результате которого личинка превращается во взрослое насекомое. В
зависимости от характера постэмбрионального развития у насекомых выделяют два
типа метаморфоза:   

  • неполный (гемиметаболизм), когда для развития насекомого характерно прохождение всего трех стадий — яйца, личинки и взрослая фаза (имаго);  
  • полный (холометаболизм), когда переход личинки во взрослую форму происходит на промежуточной стадии — куколке.  

Вылупившийся из яйца птенец или родившийся котенок похож на
взрослых животных соответствующего вида. Однако у других животных
(например, земноводных, большинства насекомых) развитие протекает с резкими
физиологическими изменениями и сопровождается формированием личиночных стадий. При
этом все части тела личинки претерпевают значительные изменения. Меняются
также физиология и поведение животных. Биологическое значение метаморфоза
заключается в том, что на стадии личинки организм растет и развивается не за
счет запасных питательных веществ яйца, а может питаться самостоятельно.    

Личинка выходит из яйца, как правило, проще, чем взрослое
животное, со специальными личиночными органами, которые отсутствуют во взрослом
состоянии. Личинка питается, растет, и со временем органы личинки
заменяются органами, характерными для взрослых животных. При неполном
метаморфозе замена органов личинки происходит постепенно, без прекращения
активного питания и перемещения тела. Полный метаморфоз включает
стадию куколки, на которой личинка превращается во взрослое животное.      

У асцидий (тип хордовые, подтип личиночно-хордовые) образуется
личинка, обладающая всеми основными чертами хордовых: хорда, нервная трубка,
жаберные щели в глотке. Личинка свободно плавает, затем прикрепляется к
какой-либо твердой поверхности на морском дне и претерпевает метаморфоз:
исчезает хвост, хорда, мышцы и нервная трубка распадаются на отдельные клетки,
большинство из которых фагоцитируются. От нервной системы личинки остается
только группа клеток, дающая начало нервному узлу. Строение взрослой
асцидии, ведущей прикрепленный образ жизни, нисколько не напоминает обычные
черты организации хордовых. Только знание особенностей онтогенеза
позволяет определить систематическое положение асцидий. Строение личинок
указывает на их происхождение от хордовых, которые вели свободный образ
жизни. В процессе метаморфоза асцидии переходят на малоподвижный образ
жизни, в связи с чем упрощается их организация.       

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Лесные поляны
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: