Этология

Е.н. панов - полевая этология

Поведение и научение у приматов.

В настоящее время интенсивно изучается поведение человекообразных приматов как в естественных, так и в лабораторных условиях. Поскольку эти обезьяны находятся в ближайшем эволюционном родстве с человеком (тоже приматом), изучение их предоставляет уникальную возможность найти ответы на ряд вопросов, важных для нашего собственного вида: Какие поведенческие признаки являются общими для всех приматов? Давлением каких факторов эволюции можно объяснить сходство и различия в поведении существующих видов приматов? Как влияют средовые факторы, действующие в раннем периоде индивидуального развития, на приобретение нормальных социальных и познавательных навыков? Какими способами коммуникации пользуются приматы, и какими видами информации они способны обмениваться?

Исследования приматов в естественных условиях сосредоточены на изучении их социальных структур, питания, родительского поведения, хищничества (и защиты от него), использования природной среды, родственных связей и различных аспектов социального взаимодействия. В лабораторных условиях исследуют восприятие и научение, коммуникацию, физиологию и эндокринологию,с трудом поддающиеся изучению в естественных условиях.

Семейства приматов классифицируют по принципу возрастающего сходства с человеком. Типичный с этой точки зрения ряд – полуобезьяны, обезьяны, человекообразные обезьяны, человек – характеризуется увеличением объема мозга, а также количества извилин коры и ее относительных размеров. С этими параметрами коррелируют возрастающие в ходе эволюции любопытство к новым объектам и способность реагировать на них разнообразными способами. Развивается также способность справляться со сложными заданиями, требующими усвоения понятий или правил и переноса информации с одной ситуации на другую. См. также ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ; КОММУНИКАЦИЯ ЖИВОТНЫХ.

Этология

Этоло́гия — полевая дисциплина зоологии, изучающая присущее видам генетически обусловленное поведение (инстинкты) животных и его эволюционные аспекты. Термин ввёл в 1859 году французский зоолог Изидор Жоффруа Сент-Илер. Тесно связана с зоологией, эволюционной биологией, физиологией, генетикой, сравнительной психологией, зоопсихологией, а также является неотъемлемой частью когнитивной этологии. Основоположник этологии, лауреат Нобелевской премии Конрад Лоренц называл этологию «морфологией поведения животного».

Следует обратить внимание, что этология исследует собственно поведение животных, причем именно его видовые и эволюционные аспекты.

Четыре вопроса Н. Тинбергена

Тинбергену принадлежит краткая формулировка основных проблем, вокруг которых должно концентрироваться внимание исследователей поведения. Согласно его определению, анализ поведенческого акта только в том случае можно считать полноценным, если исследователь пытается определить.

  • приспособительную функцию: как поведенческий акт влияет на способность животного выживать и оставлять потомство?
  • причину: какие воздействия запускают поведенческий акт?
  • развитие в онтогенезе: как поведение меняется с годами, в течение индивидуального развития (онтогенеза), и какой предыдущий опыт необходим для проявления поведения?
  • эволюционное развитие: каковы различия и сходства похожих поведенческих актов у родственных видов, и как эти поведенческие акты могли возникнуть и развиваться в процессе филогенеза?

Приложения этологии в практике

Этология является междисциплинарной наукой, которая находит свое применение во многих сферах человеческой деятельности. Вот некоторые из основных областей, где применяются знания этологии:

  • Сельское хозяйство и животноводство: Этологические исследования помогают улучшить условия содержания животных, оптимизировать кормление и рациональное использование пастбищ. Изучение этологии позволяет также эффективно бороться с поведенческими проблемами животных, такими как агрессия и стереотипное поведение.
  • Зоопарки и природные заповедники: Этологические исследования помогают создавать комфортные условия содержания для животных в зоопарках, помогают разработать программы разведения для сохранения и увеличения популяций редких и исчезающих видов.
  • Медицина и фармакология: Понимание поведения животных может помочь в разработке лекарственных препаратов и методов лечения, особенно в области психических и поведенческих заболеваний. Изучение этологии помогает также предотвратить и уменьшить стресс и болезни у животных в лабораторных условиях.
  • Образование и популяризация науки: Этология является увлекательной наукой, которая может быть использована для привлечения детей и взрослых к изучению природы и животного мира. Множество документальных фильмов, книг и телепрограмм основаны на этологических исследованиях.
  • Улучшение условий жизни: Изучение поведения животных позволяет предотвращать конфликты между человеком и дикими животными, разрабатывать безопасные меры для защиты людей и предупреждать проблемы, вызванные обитанием животных в городских условиях.
  • Охрана окружающей среды: Понимание поведения и миграций животных помогает разрабатывать стратегии охраны природы и осознанное использование ресурсов.

Все эти области деятельности совершенствуются благодаря научным исследованиям в области этологии. Применение этологии в практике позволяет нам лучше понять животный мир и найти оптимальные решения для сотрудничества с животными и предотвращения конфликтов.

Начало этологии: животные

Этология животных заявила о себе голосами двух зоологов — Конрада Лоренца и Николаса Тинбергена. Заслуга Лоренца — физиологическая гипотеза поведения, которая объясняла спонтанность и целевую обусловленность поведения животных. Лоренц говорил, что поведение особи стимулирует внутренняя мотивация, в то время как до него господствовало представление о том, что ключевыми являются именно внешние воздействия, а все поступки животного – это не что иное, как сочетание условных и безусловных рефлексов.

Тинберген предложил концепцию четырех вопросов, которая, при всей своей внешней простоте, позволяет дать полный анализ поведенческого акта животного. Анализ этот можно считать удавшимся, если исследователь раскрыл следующие четыре положения.

  • Как отдельное поведенческое действие соотносится со способностью организма приспосабливаться к среде?
  • Что запускает и регулирует поведенческий акт?
  • Какие изменения поведение претерпевает в процессе индивидуального развития (онтогенеза)?
  • Как возникали и изменялись поведенческие акты в процессе исторического развития (филогенеза)?

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Естественное наблюдение как главный метод исследования — одно из важнейших отличий этологии от бихевиоризма. Сторонники этого направления, как известно, также занимались вопросами поведения, но изучали его в лабораториях.

Рекомендуем: Девиантное поведение — это

Изучение особи без отрыва ее от естественной среды обитания позволяет этологам проанализировать самые разнообразные функциональные состояния животного: бодрствование и сон, покой и движение, атака и оборона, питание, общение с себе подобными…

Такое наблюдение снабжает этологов богатым материалом о соотношении наследственного и приобретенного в поведении. Например, можно проследить общие проявления инстинкта у представителей одного вида и индивидуальные их модификации, которые демонстрируют особи при взаимодействии с внешней средой.

Профессор-окруженец

Казалось, перед ним наконец-то открылись перспективы. «Общество кайзера Вильгельма» (объединение фундаментальных научных учреждений Германии, которое ныне называется «Общество Макса Планка») даже одобрило в 1939 году создание в Альтенберге целого исследовательского института — специально под Лоренца. Но в том же году началась Вторая мировая война, и об организации новых научных учреждений уже не могло быть и речи. Тем временем профессор Эдуард Баумгартен, только что занявший кафедру философии в Кёнигсбергском университете, искал подходящую кандидатуру на должность главы кафедры психологии. Эрих фон Хольст порекомендовал ему Лоренца. При содействии зоолога Отто Кёлера и ботаника Курта Мотеса Баумгартен продавил через министерство назначение Лоренца — вопреки отчаянному сопротивлению большинства коллег, особенно гуманитариев.

Литература

Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. — Москва, 1968.

Бергман Ё. Поведение собак : пер. с финского. — Москва: Восхождение, 1992.

Бехтерев В.М. Объективная психология. — Москва: Наука, 1991.

Воронин Л.Г. Условный рефлекс – всеобщее приспособительное явление в животном мире. — Москва, 1954. — 40 с.

Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. — Москва, 1956.

Зорина З.А., Полетаева И. И. Зоопсихология. Элементарное мышление животных: учебное пособие. — Москва: Аспект-Пресс, 2008. — 320 с. — ISBN 978-5-7567-0135-7.

Криволапчук Н.Д. Прикладная психология собаки. — Ростов на Дону: Феникс, 2008. — 558 с. — (Психологический практикум). — ISBN 978-5-222-12689-9.

Крушинский Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности. — Москва, 1986.

Крушинский Л.В., Зорина З.А., Полетаева Л.И., Романова Л.П. Введение в этологию и генетику поведения. — Москва, 1983.

Крушинский Л.В.,. Проблемы поведения животных. — Москва: Наука, 1993.

Крушинский Л.В. Эволюционно-генетические аспекты поведения. — Москва: Наука, 1991.

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — Москва, 1972.

Лоренц К. Человек находит друга : пер. с англ.. — Москва: АО Полифон, 1992.

Лоренц К. Агрессия (так называемое зло) : пер. с англ.. — Москва: Прогресс-Универс, 1994.

Мак-Фарленд Д. Поведение животных. Психобиология, этология, эволюция. — Москва: Мир, 1988.

Меннинг О. Поведение животных. Вводный курс : пер. с англ.. — Москва: Мир, 1982.

Павлов И.П. Полное собрание сочинений. — Москва: Изд-во АН СССР, 1952. — Т. 1—5.

Симонов П.В. Мотивированный мозг. — Москва, 1987.

Симонов П.В. Эмоциональный мозг. — Москва, 1981.

Сотская М.Н. Курс зоопсихологии (рус.) (html) (недоступная ссылка). Институт Международных Программ РУДН. Дата обращения: 7 июля 2009. Архивировано 26 сентября 2008 года.

Тинберген Н. Социальное поведение животных : пер. с англ.. — Москва: Мир, 1993.

Ухтомский А.А. Очерк физиологии нервной системы //Собр. соч.. — Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1945. — Т. Т.4.

Фабри К. Основы зоопсихологии. — Москва: Изд-во МГУ, 1976. — 464 с.

Филиппова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология. — 3-е изд., стер. — Москва: Академия, 2007. — 543 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-7695-4402-6.

Delgado J.M.R. Physical control of the mind. Toward a psychocivilized society. — New York: Harper and Roy wp., 1969.

Lorenz K. Evolution and modification of behavior. — Chicago: University of Chicago press, 1965.

  • Tinbergen N. «Derived» activities, their causation, biological significance, origin and emancipation during evolution. — Q. Rev. Biol. — 1952. — Т. Vol. 27.
  • Франс де Вааль. Достаточно ли мы умны, чтобы судить об уме животных? = Frans de Waal «Are We Smart Enough to Know How Smart Animals Are?». — М.: Альпина Нон-фикшн, 2016. — 404 p. — ISBN 978-5-91671-617-7.

Зоопсихология // Большая советская энциклопедия :  / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.

Значение зоологии

В современном мире знания о животных достигли таких масштабов, что пришлось разделить их на отдельные группы.

  1. Систематика животных: изучает отнесение животных к определённым группам на основании определённых признаков;
  2. Морфология животных: изучает внешнее и внутреннее строение животных;
  3. Эмбриология животных: изучает внутриутробное развитие животных;
  4. Физиология животных: изучает функционирование организмов животных в норме и при заболеваниях;
  5. Этология животных: изучает поведение животных в определённых ситуациях;
  6. Экология животных: изучает отношения животных друг с другом и с окружающей средой;
  7. Зоогеография: изучает распространение животных;
  8. Зоология беспозвоночных: включает протозоологию (изучает простейших), гельминтологию (изучает паразитических червей), нематологию (изучает круглых червей), арахнологию (изучает паукообразных), энтомологию (изучает насекомых) и другие разделы;
  9. Зоология позвоночных: включает ихтиологию (изучает рыб), герпетологию (изучает рептилий и амфибий), орнитологию (изучает птиц), териологию (изучает млекопитающих) и другие разделы;
  10. Палеозоология: изучает ископаемых животных.

Зоология как система наук

Значение зоологических знаний огромно. Раньше на первом месте стояло скотоводство, но с течением времени значение животной еды снизилось. Многие люди постепенно переходят на растительное питание.

Скотоводство

Животные также являются вредителями. Сельскому хозяйству наносят непоправимый ущерб насекомые и грызуны.

Мыши-вредители запасов продовольствия

Некоторые животные являются возбудителями и переносчиками тяжёлых заболеваний. К непосредственным возбудителям относятся различные черви, малярийный плазмодий, чесоточный клещ и другие. Переносить заболевания могут блохи, комары и вши. Вопросами распространения заболеваний занимается эпидемиология. Задачей этого раздела биологии является обеспечение безопасности и обнаружение опасных животных-переносчиков.

Насекомые-переносчики заболеваний

Животных используют в медицине в качестве экспериментального материала в научных исследованиях. В последнее время вместо животных организмов используют математические модели. Изучением роли животных в экспериментах занимается биоэтика и экспериментальная биология.

Эксперименты на животных

Бионика изучает использование устройств живых организмов для построения механических систем. Например, застёжка-липучка построена по подобию растения репейник, который постоянно цеплялся за шерсть собаки автора этого изобретения. Устройство ракет вдохновлено реактивным движением кальмаров. Клешни раков вдохновили учёных на создание механической ручки промышленных роботов.

Бионика

Интенсивно получают новые породы домашних животных, которые имеют декоративное и сельскохозяйственное значение.

Домашние животные

Научная среда на этапе становления этологии

В начале XX века в естественных науках происходила революция за революцией. Чарльз Дарвин с теорией происхождения видов и природного отбора как механизма эволюции положил начало развитию целого спектра наук, таких как сравнительная эмбриология, патологическая и сравнительная анатомия, палеонтология и археология.

Естественные знания в этих областях стимулировали направление мысли зоологов, эволюционистов, цитологов, генетиков, нейрофизиологов. В научной среде велись споры о взаимосвязи психики и сознания. Школы классического бихевиоризма и необихевиоризма, классической зоопсихологии, гештальтпсихологии развивали свои направления в изучении инстинктивного поведения, теории стимулов и знаков. Психология человека и изучение нейрофизиологии работы мозга привели научную мысль к принятию биологической составляющей вида Homo sapiens.

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Человек начал размышлять о поведении животных в глубокой древности. Гераклит предполагал, что люди и боги обладают разумом и душой, тогда как звери (животные) неразумны и не имеют души. В противоположность ему Аристотель в ходе рассуждений об эволюции животных и их классификации сформулировал некоторые первые принципы психологии животных.

Первой книгой в области зоопсихологии была Сравнительная психология (Psychologie comparée, 1864) П.Флуранса. Однако главный импульс для развития современной сравнительной психологии дал знаменитый труд Чарлза Дарвина Происхождение видов (Origin of Species, 1859), содержащий обсуждение адаптивной роли инстинктов и поведения у разных животных. Его идеи побудили многих ученых – философов, натуралистов и биологов – разрабатывать те направления исследований, на основе которых впоследствии сформировались зоопсихология и этология как науки. Более поздняя работа Дарвина Выражение эмоций у человека и животных (Expression of the Emotions in Man and Animals, 1872) тоже сыграла огромную роль в развитии сравнительного подхода к изучению поведения животных.

В конце 19 в. был опубликован ряд книг по психологии животных. Одна из наиболее известных, Разум животных (Animal Intelligence, 1882), была написана биологом Дж.Романесом. Теория тропизмов Ж.Лёба, предложенная в 1890, объясняла поведение как движение к стимулу или от него вследствие физико-химических причин (см. также ЛЁБ, ЖАК). После опубликования книги У.Джемса Принципы психологии (Principles of Psychology, 1890) и диссертации Э.Торндайка Ум животных: экспериментальное изучение ассоциативных процессов (Animal Intelligence: An Experimental Study of the Associate Processes of Animals, 1898) психология животных стала систематической научной дисциплиной.

В первой половине 20 в. психология животных находилась под сильнейшим влиянием теоретиков, утверждавших, что решающую роль в формировании поведения играют окружающая среда и научение, и часто не принимавших в расчет биологические факторы, от которых зависят восприятие и само научение. Многие зоопсихологи стали последователями К.Халла, Э.Толмена, Э.Газри, Б.Скиннера. Лишь отдельные исследователи (Р.Йеркс, К.Лешли, Н.Майер и Т.Шнейрла) оставались в рамках более широкого, физиологически ориентированного подхода.

Положения: традиционная этология

Определение науки о поведенческих реакциях претерпевало уточнения и дополнения. Окончательно понятие сформировалось в 1962 году, тогда появилась наука о поведении животных в общебиологическом понимании. Изучить полный обзор основополагающих принципов науки вряд ли получится. Остановимся на тех, что дадут общее понимание и придадут уверенности при прочтении специализированной литературы.

Видоспецифические (характерные для представителей всего вида), врожденные (готовые модели, не требующие тренировки), стереотипные (шаблонные, выполняемые в неизменном порядке и в неизменной форме) единицы поведения в этологии названы фиксированными комплексами действий.

Неспецифические, индивидуальные и лабильные единицы поведения особей названы динамическими стереотипами. Этот вид реакций характерен исключительно для организмов с развитой нервной системой и способностями к научению.

Под научением этологи понимают модификацию поведения, возникающую как результат личного опыта особи и приводящего к появлению абсолютно новых реакций, смене стимула для привычных реакций, изменению формы или вероятности ответа на стимул. Общебиологические законы научения следующие:

  • Повторения возрастают за реакцией, связанной с вознаграждением, и уменьшаются, если вознаграждения за реакцией не следует (закон эффекта Торндайка).
  • Стремление к получению стимула с затрачиванием наименьших усилий (принцип Скиннера).
  • Подкрепления всегда недостаточны по отношению к преодолению врожденных тенденций и замене на выученные стереотипы (закон Бреландов).
  • Оптимальная мотивация обеспечивает успешное научение. Граничные значения мотивации приводят к снижению успешности обучения (закон Йеркса — Додсона).

Научение как потенциальные возможности поведения — одно из основополагающих понятий. Этология человека не принимает закон Торндайка, хотя весь Уголовный кодекс, казалось бы, подтверждает действенность данного закона в человеческом поведении.

Четыре главных вопроса

Какую бы частную область этологии мы ни рассматривали, в дисциплине она изучается в ответе на четыре вопроса. Их сформулировал нидерландский орнитолог, ученик и соратник Конрада Лоренца, разделивший с ним Нобелевскую премию, — Николас Тимберген (1907-1988). И хотя не все этологи соглашаются с методами ответа на эти вопросы, по поводу самих вопросов отмечается завидное единство.

  1. Что стимулирует конкретную модель поведения, является его причиной.
  2. Степень вовлеченности структур и функций животного.
  3. Вариабельность и границы изменения поведения в процессе онтогенеза.
  4. Насколько поведенческая реакция отвечает адаптивной необходимости.

Русская одиссея

Возможно, пленение спасло ему жизнь. В первичном прифронтовом лагере, куда он попал, было много раненых и мало медиков. Лоренц, не обращая внимания на собственную «царапину», взял в руки скальпель… но во время очередной операции внезапно потерял сознание и сам оказался на операционном столе. Неизвестно, что стало бы с его раной без медицинской помощи.

В августе 1944-го Лоренц очутился в лагере близ города Халтурина в Кировской области, в котором провел больше года. Здесь заботам «младшего лекаря» поручили целое отделение на 600 коек в госпитале для военнопленных. Затем еще полгода Лоренц провел в лагере в Оричах той же Кировской области. Война уже закончилась, но отпускать пленных никто не торопился. Формально потому, что договариваться об их освобождении было не с кем: ни германское, ни австрийское государства де-юре не существовали. На самом деле СССР пытался выжать максимум возможного из оказавшейся в его распоряжении дисциплинированной, умелой и дешевой рабочей силы.

Генетика и поведение.

Поведение животных зависит прежде всего от их анатомии и нейрофизиологии. Однако направленность их внимания и способность к научению определяется также наследственной предрасположенностью, а соответственно генетическими особенностями вида. Например, приматы особенно восприимчивы к крикам особей своего вида и, вероятно, генетически предрасположены к распознаванию значений этих разнообразных звуков. Лягушки обладают специфическим свойством зрительной системы, позволяющим замечать летающих насекомых, которых можно схватить и съесть. При этом на обездвиженных насекомых они не реагируют, и даже если разложить их вокруг лягушки в большом количестве, она умрет с голоду, но не притронется к ним. У многих животных с самого рождения обнаруживается хорошее восприятие глубины

Едва вылупившиеся птенцы в гнездах на скалах избегают приближаться к краю обрыва, тогда как утята не проявляют подобной осторожности

Зоология в новое время

Однажды был изобретён микроскоп, и тогда человечество смогло увидеть мельчайшие организмы, которые не видны невооружённому глазу. Человек, который изобрёл этот предмет, стал Антони ван Левенгук.

Микроскоп Антони ван Левенгука

С помощью чудо-устройства Левенгук обнаружил одноклеточные микроорганизмы. Среди них были не только бактерии, но и простейшие. Сейчас простейших не относят к животным, но традиционно их изучают именно в составе зоологии. Наш следующий урок также будет посвящён простейшим.

Антони ван Левенгук

После Аристотеля многие учёные пытались классифицировать животный мир, но все попытки были неудачными. Наиболее близко к современной систематике животных подобрался Карл Линней с книгой «Система природы».

Карл Линней

Линней описывал животных и подбирал им подходящие группы. Именно ему принадлежат единицы систематики: класс, отряд, род, вид. Он ввёл в употребление бинарную (двойную) номенклатуру. Это означает, что любой живой организм следует называть по видовому и родовому названию. Например, научное название кошки Felis silvestris (кошка лесная), а собаки — Canislupus (волк обыкновенный).

Чем дальше развивалась зоология, тем больше появлялось вопросов. Ответом на вопрос о развитии и многообразии животного мира стала находка переходных форм. Ископаемые переходные формы — это найденные останки живых организмов, в которых сочетаются признаки и древнейших, и ныне живущих животных. В ботанике переходными формами считаются семенные папоротники, которые имеют признаки папоротников и семенных растений.

К переходным формам в зоологии относятся:

  1. Археоптерикс;
  2. Ихтиостега;
  3. Звероподобная рептилия.

Археоптерикс — переходная форма между птицами и рептилиями. С птицами это существо сближали крылья и перья, а в остальном это была рептилия.

Археоптерикс

Ихтиостега — переходная форма между рыбами и амфибиями.К свойствам рыб относились тело обтекаемой формы и хвостовой плавник, а к свойствам амфибий — кости плечевого и тазового пояса.

Ихтиостега

Звероподобная рептилия — переходная форма между рептилиями и млекопитающими. У этих рептилий были развиты клыки и другие элементы челюсти, которые свойственны только млекопитающим.

Звероподобная рептилия

Находка переходных форм важна, так как они показывают постепенную эволюцию животного мира. Такие организмы являются доказательством эволюции.

Возникновение зоологии

Люди — это тоже животные. Человека как животного изучает физическая антропология. Тесная связь со своими сородичами не могла не сказаться на человеческой деятельности. Издавна люди охотились на животных, добывали себе пищу, что отразилось в удивительных наскальных рисунках. Охотники рисунками рассказывали истории о своих победах. По древним наскальным рисункам можно было узнать, как ведёт себя добыча и где она обитает.

Наскальные рисунки

Знания о поведении животных были жизненно необходимы человечеству. Постепенно опыт накапливался. Появлялись новые орудия труда и тактики по захвату добычи. Чтобы накопленный опыт не был напрасным, люди передавали сказки и мифы о животных. Иногда их представляли в виде божественных существ.

Животное-божество

В какой-то момент человечество настолько изучило поведение животных, что перешло от охоты к скотоводству. Древние охотники стали замечать, что приручение и разведение животных намного выгоднее, чем их убийство. Таким способом также возникли одомашненные животные, например, собаки.

Первобытные скотоводы

Бихевиоризм

Бихевиоризм — направление в психологии человека и животных, буквально — наука о поведении. Это направление в психологии, определявшее облик американской психологии в начале XX века, радикально преобразовавшее всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. Поскольку тогда было принято ставить знак равенства между психикой и сознанием (психическими считались процессы, которые начинаются и заканчиваются в сознании), возникла версия, будто, устраняя сознание, бихевиоризм тем самым ликвидирует психику. Основателем данного направления в психологии был американский психолог Джон Уотсон.

Важнейшими категориями бихевиоризма являются стимул, под которым понимается любое воздействие на организм со стороны среды, в том числе и данная, наличная ситуация, реакция и подкрепление, в качестве которого для человека может выступать и словесная или эмоциональная реакция окружающих людей. Субъективные переживания при этом в современном бихевиоризме не отрицаются, но ставятся в положение, подчинённое этим воздействиям.

В зоопсихологии бихевиоризм исследует процессы формирования поведения.

Во второй половине 20-го века бихевиоризм был замещён когнитивной психологией, которая с тех пор доминирует в психологической науке. Однако многие идеи бихевиоризма до сих пор используются в определённых направлениях психологии и психотерапии.

Бихевиористами применялось два основных методологических подхода для исследования поведения: наблюдение в лабораторных, искусственно создаваемых и управляемых условиях, и наблюдение в естественной среде обитания.

Спаривание и борьба за превосходство

Индивидуальное размножение — наиболее важная фаза в распространении особей или генов внутри вида: по этой причине существуют сложные брачные ритуалы , которые могут быть очень сложными, даже если их часто рассматривают как фиксированные модели действий. В Колюшке «сек сложный ритуал спаривания, изучал Тинберген, считаются ярким примером.

Часто в общественной жизни животные борются за право на воспроизводство, а также за социальное превосходство. Типичный пример борьбы за социальное и сексуальное превосходство является так называемой иерархией среди домашней птицы . Каждый раз, когда группа домашних птиц сосуществует в течение определенного периода времени, они устанавливают иерархию. В этих группах одна курица доминирует над другими и может клевать, не будучи клюнутой. Вторая курица может клевать всех, кроме первой, и так далее. Цыплята, расположенные выше по иерархии, иногда могут отличаться более здоровым внешним видом по сравнению с цыплятами более низкого уровня. В то время как иерархия устанавливается, могут происходить частые и жестокие ссоры, но однажды установленная иерархия нарушается только тогда, когда в группу входят другие люди, и в этом случае иерархия восстанавливается с нуля.

Зоопсихология, поведенческая терапия и обучение животных

Зоопсихология — это научная область, изучающая психологию животных. Эта дисциплина изучает различные аспекты поведения животных в природе и в неволе. Задачей зоопсихологов является понимание мотиваций животных, их способностей и ограничений, а также развитие методов для эффективного обучения и управления поведением животных.

Результаты исследований зоопсихологии часто используются для разработки методов поведенческой терапии животных. Поведенческая терапия — это специальный подход, использующий принципы психологии и обучения для изменения нежелательного поведения у животных, таких как агрессия, страх или плохая социализация.

Часто поведенческая терапия применяется к домашним животным, таким как собаки и кошки, чтобы помочь им преодолеть проблемы, связанные с поведением, и улучшить их качество жизни. Методы поведенческой терапии могут включать в себя применение усилий и обучение, направленное на изменение нежелательного поведения, а также использование положительного подкрепления и игровых методов для поощрения желаемых паттернов поведения.

Обучение животных — это еще одна область, связанная с зоопсихологией

Важно отметить, что обучение животных основывается на признании и использовании естественных инстинктов и мотиваций животных. При обучении животных используются методы, такие как положительное подкрепление, формирование, привычка и моделирование поведения

Зоопсихология, поведенческая терапия и обучение животных играют важную роль в поддержании здоровья и благополучия животных в разных сферах, от научных исследований до ухода за домашними животными. Понимание и применение принципов этих областей помогают нам лучше понять животный мир и установить гармоничные отношения с нашими собратьями на планете.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Лесные поляны
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: