Метод «проблемной клетки (ящика)»
В экспериментах, когда используется данный метод «проблемной клетки (ящика)», животному, чтобы получить подкрепления (корм или свободу), необходимо открыть (иногда в определенной последовательности) затворы на дверце клетки или крышке ящика. Этот метод позволяет исследовать сложные формы научения и моторные элементы интеллектуального поведения животных. Особенно продуктивно применение этого метода при изучении животных с развитыми хватательными конечностями (крысы, еноты, обезьяны). При постановке экспериментов для выявления высших психических способностей животных, им обычно для решения задачи предоставляется возможность использовать различные орудия (палки, блоки и тому подобное). Используя этот метод, при постепенном усложнении задачи, в процессе экспериментов, можно получить ценные данные не только об эффекторных, но и сенсорных компонентах интеллекта животных.
Метод «лабиринта»
Суть метода «лабиринта» заключается в следующем: подопытному животному ставится задача – найти путь к определенной, непосредственно не воспринимаемой им цели (пища или убежище). В экспериментах используются как двухмерные, одноуровневые лабиринты, где животное перемещается в одной плоскости, так и трехмерные, двухуровневые, где оно может перемещаться в двух плоскостях. При отклонениях от правильного пути иногда используют наказание животного. Результаты прохождения животным лабиринта определяются, как правило, по скорости достижения «цели» и по количеству допущенных ошибок. Данный метод позволяет изучать способности животных к научению, к выработке двигательных навыков, а также способности к пространственной ориентации. При помощи этого метода можно выяснять роль кожно-мышечной и других форм чувствительности, памяти, способности к переносу двигательных навыков в новые условия, к формированию чувственных обобщений и других психических функций.
Основные методы зоопсихологии:
- собственно зоопсихологические — это детальное изучение движений подопытных животных в ходе решения поставленных задач. Метод «лабиринта», «проблемной клетки» и т.д.;
- условно-рефлекторные — выявляют способности к различению объектов и их признаков, особенности памяти и т.д.;
- этологические — позволяют изучать виды поведения животных в естественных условиях и в изоляции от действия факторов внешней среды.
Этологию часто определяют, как науку о закономерностях поведения животных в естественных условиях. Это дало повод части исследователей определить ее как науку о врожденных формах поведения. Однако, менее поверхностный взгляд на поведение животных в природе сразу обнаруживает ошибку. Ведь их деятельность в естественной среде обитания — это прочный сплав врожденных и приобретенных компонентов.
Один из основателей этологии Нико Тинберген сформулировал четыре основных вопроса, на которые необходимо ответить, чтобы понять поведение животных:
- каковы причины совершения животным того или иного поведенческого акта (механизм поведения);
- как происходит становление этого акта в процессе индивидуального развития (его онтогенез);
- каково его значение для выживания (его функция или так называемый биологический аспект);
- как происходило его историческое развитие (эволюция).
Ответ на первый вопрос хотелось бы видеть, как детально расписанный физиологический механизм поведенческого акта. Однако на данном этапе развития науки большее понимание сложного поведения достигается при рассмотрении его структуры. При этом, необходимо твердо уяснить, что поведенческие признаки по сути такие же, как и другие морфологические признаки животных (цвет глаз, волос, рост и т.д). Понять это помогла генетика поведения — наука, которая изучает влияние наследственных факторов на поведение животных.
Основой этологии является не только видовое изучение форм поведения животных, но и, прежде всего, сопоставление форм поведения у неродственных видов. Т.е. конвергенция, возникающая из-за сходства среды, сходства задачи, сходного давления естественного отбора и ограниченности возможных решений.
Основные методы физиологии ВНД:
- метод условно-рефлекторного изучения поведения животных в лабораторных условиях, где выявляются и анализируются приобретенные при обучении поведенческие акты;
- морфологические — дают основные сведения о тонком строении структур мозга;
- биохимические — позволяют изучать вещества, образовавшиеся в структурах мозга в процессе обмена веществ;
- физиологические — включают несколько экспериментальных приемов. Разрушение участков мозга, регистрацию его электрических импульсов и т.д..
Зоопсихология изучает психическую деятельность животных. Т.е. процессы психического отражения внешнего мира и состояния своего тела (ощущения, восприятия, представления) и соответствующие поведенческие реакции.
Метод «Дифференцировочной дрессировки»
Метод «Дифференцировочной дрессировки» используют для выявления способностей животного к различению объектов и их признаков, при этом объекты предъявляют одновременно или последовательно. При правильном выборе объекта животное вознаграждается, этот способ носит название положительная дрессировка, в других случаях одновременно с подкреплением правильного выбора применяют наказание за неправильный выбор, этот способ носит название положительно-отрицательная дрессировка. Последовательно уменьшая различия между признаками объектов, исследователь может выявить у животного пределы различения (дифференцировки) данного качества предметов. Таким образом изучают особенности зрения у животных разных видов (остроту, цветоощущение, восприятие величин и форм), процессы формирования навыков, памяти животных (по времени сохранения результатов тренировки), а также способности животных к обобщению.
Основные методы генетики поведения:
- собственно генетические методы (гибридизация, анализ родословных, индуцированный мутагенез и т.д.);
- молекулярная биология и биохимия;
- зоопсихологический, этологический и т.д.
Из рассмотренного выше видно, как широко перекрываются методы наук, изучающих поведение животных. А если упомянуть о том, что все они используют данные друг друга для лучшего понимания и трактовки феномена поведения, то становится ясно, что сегодня мы вплотную подошли к созданию синтетической науки о поведении животных.
Чтобы лучше представить место, которое занимают физиология, зоопсихология, этология и генетика при изучении поведения, привлечем известную схему «слоеного пирога» биологии с «фундаментальными» горизонтальными и «таксономическими» вертикальными подразделениями.