Статья 75. Водно-болотные угодья, имеющие международное значение
1. Водно-болотными угодьями, имеющими международное значение, являются естественные и искусственные водоемы, включая морские акватории, которые служат резерватами значительной совокупности редких, уязвимых или исчезающих видов или подвидов растений или животных, прежде всего мигрирующих водоплавающих птиц, представляющих собой международный ресурс.
2. Водно-болотные угодья, имеющие международное значение, включаются в состав особо охраняемых природных территорий.
3. На водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, устанавливаются заповедный и заказной виды режима или регулируемый режим хозяйственной деятельности, обеспечивающие охрану и восстановление местообитаний водоплавающих птиц.
7.2. Землеустройство
Согласно Земельному кодексу Российской Федерации (2001), землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установле нию их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Документы, подготовленные в результате проведения землеустройства, используются при решении задач охраны земель, ведения государственного земельного кадастра и мониторинга земель.
Статья 79. Уникальные единичные объекты растительного мира, имеющие особое научное и (или) историко-культурное значение
1. К уникальным единичным объектам растительного мира, имеющим особое научное и (или) историко-культурное значение, относятся находящиеся в природной среде или в искусственных условиях единичные экземпляры и (или) отдельные группы деревьев, кустарников и травянистых растений, характеризующиеся уникальными свойствами (историей происхождения, продолжительностью жизни, формой и размерами ствола, кроны, размерами цветков, плодов и семян, другими свойствами), которые представляют научный интерес и (или) историко-культурное значение.
2. Выделение уникальных единичных объектов растительного мира, имеющих особое научное и (или) историко-культурное значение, как объектов государственного природно-заповедного фонда ведется при проведении землеустроительных, лесоустроительных, градостроительных работ.
3. Охрана уникальных единичных объектов растительного мира, имеющих особое научное и (или) историко-культурное значение, осуществляется государством. Физические и юридические лица обязаны принимать меры по охране уникальных единичных объектов растительного мира, имеющих особое научное и (или) историко-культурное значение, объявленных объектами государственного природно-заповедного фонда.
7.1. Общие положения
Нормативные основы территориального развития во многих своих предписаниях указывают на необходимость экологической регламентации хозяйственной деятельности. Так, в статье 37 Градостроительного кодекса РФ, принятом в 1998 г., определены основные принципы зонирования для осуществления градостроительной деятельности. При этом . В статье 49 устанавлива ются функциональные основы использования пригородных зон. В частности, говорится о выделении в ее пределах зеленых зон, земель, предназначенных для развития населенных пунктов. В то же время до сих пор в России отсутствуют утвержденные методики функционального зонирования и других процедур, что существенно снижает эффективность применения статей указанного Кодекса.
В статье 85 Земельного кодекса РФ определены общие представления о выделении территориальных зон, включая рекреационные земли, особо охраняемые объекты. В главе 17 устанавливаются понятия земель особо охраняемых территорий и объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное назначение. Порядок выделения некоторых из них определен федеральными законами. В то же время отсутствует методическая основа разработки интегрального плана, отражающего не только градостроительные требования в организации территории, но и экологические регламенты деятельности человека на земле.
В 2000 г. постановлением руководителей Министерства природных ресурсов РФ была отменена методика выделения водоохранных и прибрежных зон водных объектов, устанавливаемых согласно статье 111 Водного кодекса РФ. Основным приемом определения этих охранных территорий пока остается достаточно механистичный подход к оценкам их характеристик в зависимости от площадных и линейных размеров водного объекта (Постановление Правительства РФ ? 1404 от 1996 г.). В то же время в кодексе указывается на комплексный характер водоохранения, включая сохранение среды обитания объектов животного и растительного мира, а в постановлении — на необходимость использования ландшафтных принципов в их проектировании. Таким образом, очевиден методический дефицит в решении важных природоохранных задач.
7.5. Градостроительное проектирование
Общие положения
Современная градостроительная деятельность проводится с учетом экологичес ких и природных особенностей территорий поселений и направлена на обеспечени е благоприятных условий проживания с регулированием процессов рационального природопользования и охрану окружающей среды. Вместе с тем решается проблема устойчивого развития как поселений, так и межселенных территорий, включая ограничение вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и ее использование в интересах настоящего и будущего поколений (Градостроительный кодекс, 1998). Такой подход свойствен и районным планировкам, к важным современным формам совершенствования которых относят усиление экологическ их требований (Браде, Перцик, Питерский, 2000).
Это созвучно общей цели ландшафтного планирования — поиску путей достижения высокого уровня жизни при сохранении окружающей природы, как можно более гармоничному сосуществованию человеческого общества и природы через оптимальную организацию использования пространства окружающей среды.
7.4. Водоохранное зонирование
Общие положения
Одним из наиболее показательных примеров использования инструментов ЛП является водоохранное зонирование. Именно на территориях водоохранных зон (ВЗ) формируются не только наиболее сложные водно-экологические ситуации, но и разнообразные конфликты между земле- и водопользователями. С другой стороны, на прилегающих к водным объектам участках в концентриро ванном виде представлены наиболее сложно организованные ландшафтно-гид рологические системы (Антипов, Федоров, 2000). В идеальном случае здесь можно выделить зоны формирования, транзита и разгрузки гравитационых вод; высокая увлажненность почвогрунтов приводит к формированию влаголюбивых растительных сообществ и, как следствие, имеет место высокий уровень транспирации.
На прибрежных территориях исторически размещались населенные пункты, хозяйственные объекты. Итогом антропогенного вмешательства стали прямое загрязнение водотоков, активизация эрозионых процессов и многое другое. Все это привело к стремлению упорядочить режим землепользования с позиции водоохранения и средозащиты. Размеры зон при правовом оформлении устанавливаются по соотношениям между длиной (водотоки) и площадью (озера и водохранилища) водных объектов и шириной водоохранных зон (Постановление Правительства РФ ? 1404 от 23 ноября 1996 г. ). Этот подход имеет очевидные отрицательные стороны: