Строительство дорог в лесу

Технология строительства лесовозных дорог

АВТОМОБИЛЬНЫХ ЛЕСНЫХ ДОРОГ

Размеры и форма земляного полотна. Величина поперечных уклонов и их связь с продольным уклоном и климатическими условиями. Конструкция и поперечные профили земляного полотна в типовых условиях. Определение параметров земляного полотна и ширины проезжей части. Боковые канавы, разъезды и съезды.

Типовые и индивидуальные решения и условия их применения при проектировании земляного полотна.

Проектирование верхней части земляного полотна. Учет водно-теплового режима при проектировании верхней части земляного полотна. Проектирование рабочего слоя земляного полотна. Проектирование насыпей и выемок в типовых и особых условиях. Реконструкция земляного полотна. Проектирование земляного полотна на слабых водонасыщенных грунтах (болота). Конструкция земляного полотна на болтах. Оценка возможности использования болотной залежи в качестве основания насыпи. Расчет толщины насыпного слоя. Расчет устойчивости слабого основания дорожной насыпи.

Раздел 13. ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ЗЕМЛЯНОГО

Леса для создания деревянных строительных материалов

Для использования лесов в производстве строительных материалов необходима создание лесных дорог. Лесные дороги позволяют обеспечить доступ к месту добычи древесины и транспортировку лесоматериалов до места их последующей обработки.

С помощью лесных дорог лесные предприятия могут осуществлять транспортировку древесины с места рубки до пунктов заготовки и последующей переработки. За счет строительства лесных дорог улучшается доступность и проходимость лесных массивов, что способствует эффективному использованию древесины.

Также создание лесных дорог позволяет облегчить лесозаготовительные работы и снизить их экологические последствия. Основываясь на планировке и прокладке лесных дорог, можно минимизировать проблемы с транспортировкой древесины и предотвратить возможное пересечение ее с экологически значимыми зонами, такими как водоемы или особо охраняемые территории.

Лесные дороги также обеспечивают доступ к местам хранения и складирования древесных строительных материалов. Это позволяет проводить проветривание и сушку древесины, что в свою очередь повышает ее качество и снижает риск возникновения гниения или наличия паразитов.

Дороги для лесовосстановления: значение и области применения

Дороги для лесовосстановления применяются во множестве областей лесного хозяйства. В лесопромышленном комплексе они используются для доступа к заготовочным площадкам, арендованным лесным участкам и территориям для выращивания нового леса. В лесоохранных целях они позволяют проводить мониторинг и контроль за состоянием лесов, охранять лесные участки от незаконной рубки и других форм недобросовестного использования. Кроме того, дороги для лесовосстановления используются в научных и исследовательских целях для проведения экспериментальных и наблюдательных работ в лесах.

Области применения дорог для лесовосстановления:
— Доступ к заготовочным площадкам
— Обеспечение доступа к лесным участкам для регенерации и выращивания нового леса
— Мониторинг и контроль за состоянием лесов
— Охрана лесных участков от незаконной рубки и недобросовестного использования
— Исследования и экспериментальные работы в лесах

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

2. Вырко, М.П. Сухапутны транспарт лесу: Падручнік для студ. ВНУ. – Мн.: БДТУ, 2003. – 493 с.

3. Вырко, М.П. Праектаванне лесавозных дарог: Вуч. дапаможнік/ М.П.

Вырко, П.А Лышчык. — Мн.: БДТУ, 2004. – 307 с.

4. Бабков, В.Ф. Автомобильные дороги: Учебник для вузов. – М.: Транспорт, 1983. – 280 с.

5. Ильин, Б.А. Проектирование, строительство и эксплуатация лесовозных дорог: Учебник для вузов. – М.: Лесн. пром-сть, 1982. – 384 с.

6. Алябьев, В.И. Сухопутный транспорт леса: Учебник для вузов/В.И.

Алябьев, Б.А. Ильин, Б.И. Кувалдин, Г.Ф. Грехов. – М.: Лесн. пром-сть, 1990. – 416 с.

7. Булдаков, С.И. проектирование основных элементов автомобильной дороги: Учеб. пособие – Екатеринбург: Урал. гос. лесотехн. ун-т, 2005. – 311 с.

8. Вырко, Н.П. Дорожное грунтоведение с основами механики грунтов/Н.П. Вырко, И.И. Леонович. – М.: Вышэйш. шк., 1977. – 224 с.

9. Вырко, Н.П. Практикум по дорожному грунтоведению: Учеб. пособие.

– Мн.: Выш.шк., 1980. – 255 с.

10. Леонович, И.И. Автомобильные лесовозные дороги (Проектирование, строительство и эксплуатация лесовозных дорог с примерами и задачами) /И.И.

Леонович. – Мн.: выш. шк., 1965. – 395 с.

11. Леонович, И.И. Механика земляного полотна /И.И. Леонович, Н.П.

Вырко. – Мн.: Наука и техника, 1975. – 232 с.

12. Леонович, И.И. Диагностика и управление качеством автомобильных дорог: Учеб. пособие /И.И. Леонович, С.В. Богданович, В.В. Голубев и др., Под ред. И.И. Леоновича. _ Мн.: БНТУ, 2002. – 357 с.

13. Яромко, В.Н. Дорожные насыпи на болотных грунтах / В.Н. Яромко. – Мн.: НПО «Белавтодорпрогресс», «Белорусский Дом Печати», 1998. – 399 с.

14. Проектирование земляного полотна автомобильных дорог: Пособие П2-01 к СНиП 2.05.02.85. – Мн.: РУП «БелдорНИИ», 2001.-147 с.

15. Проектирование дорожных одежд нежесткого типа: Пособие 3.03.01к СНиП 2.05.02.85.- Мн.: Минстройархитектуры РБ, 1997.- 86 с.

Роль лесных дорог в лесном хозяйстве

Лесные дороги играют важную роль в лесном хозяйстве. Они представляют собой сеть путей, которая обеспечивает доступ к лесным угодьям, позволяет осуществлять рубку древесины, вывозить лесные продукты и обеспечивать потребности лесных хозяйств в лесоуправленческих мероприятиях.

Создание лесных дорог начинается с проведения соответствующих проектных и организационных работ. При выборе маршрута дороги учитываются различные факторы, включая особенности лесного массива, его рельеф, гидрологический режим, наличие природных объектов и территорий с особым режимом использования.

Лесные дороги могут быть различных типов: главные, линейные, коллекторные и служебные. Главные дороги обеспечивают основной доступ к лесным участкам и обычно имеют более высокий стандарт. Линейные дороги прокладываются вдоль границ лесных участков и служат для осуществления контроля и патрулирования. Коллекторные дороги соединяют различные части лесного массива и позволяют эффективно перевозить лесные продукты. Служебные дороги предназначены для внутреннего пользования лесного хозяйства и могут иметь более низкий стандарт.

Лесные дороги могут быть различны по своей конструкции и покрытию. Это может быть грунтовое покрытие, асфальтированная или бетонированная дорога. Выбор конструкции зависит от объема и характера использования дороги, климатических условий, особенностей лесного массива и финансовых возможностей лесного хозяйства.

Особое значение лесным дорогам придается в условиях лесного хозяйства, связанного со вспомогательными лесохозяйственными мероприятиями, такими как лесовозобновление, охрана лесов, организация туристического и охотничьего использования, а также других видов лесохозяйственной деятельности. Лесные дороги облегчают доступ к местам проведения работ, ускоряют их выполнение и снижают затраты времени и сил в лесохозяйственном процессе.

Преимущества использования лесных дорог в лесном хозяйстве:

  1. Обеспечение доступности лесных угодий и лесных участков для осуществления лесоуправленческих и хозяйственных мероприятий.
  2. Упрощение процесса рубки и вывоза древесины с лесного участка.
  3. Повышение эффективности работы лесных хозяйств и сокращение затрат времени и сил.
  4. Обеспечение контроля и патрулирования лесных массивов.
  5. Повышение доступности для туристического и охотничьего использования лесных территорий.

В целом, лесные дороги играют важную роль в лесном хозяйстве и способствуют оптимальному использованию лесных ресурсов, улучшению доступности лесных массивов и обеспечению устойчивого развития лесной отрасли.

Строительство дорог на местности: дорожное полотно

Автодорога в лесу состоит из основания и покрытия. Каждый слой отвечает за свою функцию и обеспечивает прочность дорожного полотна. При выборе дорожной одежды необходимо учитывать тип грунта местности.

Минеральный грунт

Перед прокладкой автодороги через лесной массив необходимо подготовить основание. С участка снимают верхний слой грунта, убирают камни, растительность, пни. Каменные породы и древесину можно использовать также для засыпки основания дорожного полотна. Их укладывают в нижний слой и присыпают грунтом.

Этапы строительства:

  1. расчистка территории;
  2. удаление верхнего грунтового слоя;
  3. рытье траншей, водоотводов;
  4. профилирование откосов;
  5. формирование основания;
  6. укладка дорожного покрытия;
  7. планирование поверхности;
  8. восстановление ландшафта.

Основной этап строительства автодороги – укладка финишного слоя «пирога», покрытия. Перед укладкой покрытия подготовленное основание тщательно трамбуют, проходя катком на несколько раз. По ходу движения машины плавно формируется внутренний откос. Он должен быть очищен от любых включений, которые могут в дальнейшем мешать очистке обочины от растительности.

Чтобы дорожное полотно через лес было прочным и устойчивым, необходимо принять ряд мер:

  • использовать устойчивый грунт;
  • обеспечить отвод грунтовых и поверхностных вод;
  • возвысить бровку полотна над общим рельефом;
  • построить дренажи;
  • уплотнить грунт;
  • укрепить дорожные насыпи и откосы;
  • сделать (при необходимости) подпорки, дренажи, карнизы.

Слабый и болотистый грунт

Строительство дороги в лесу на слабых почвах или болотах нежелательно, так как работы требуют больших вложений, а ремонт лесной дороги может потребоваться быстрее.

Этапы строительства:

  • укрепление грунта;
  • монтаж водоотводов;
  • удаление верхнего слоя с участка будущей дорожной полосы;
  • разработка боковых траншей;
  • укладка водопропускных труб;
  • формирование основания;
  • планировка верхнего слоя дороги.

Самое сложное – правильно сделать основание на болотистой местности, так как оно отвечает за прочность и долговечность всей конструкции. Если на территории преобладают торфяные почвы, верхний слой снимать не нужно.

Рабочие укрепляют непосредственно верхний слой торфа при формировании водоотвода.

На участках с риском затопления или водянистым грунтом потребуются дополнительные меры:

  • укрепление обочин;
  • осушение почв;
  • замена грунта;
  • забивка деревянных свай.

Для строительства «зимника» используют более простую технологию без рытья канав и другое устройство дороги. В местах передвижения техники на местности укладывают настил из хвороста. Он выдерживает перемещение грузового транспорта зимой. Для укрепления полотна используют ветки деревьев, которые укладывают внахлест.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель дисциплины – дать необходимый объем знаний по проектированию автомобильных дорог и транспортных путей, обеспечивающих технологические процессы лесозаготовительных и лесохозяйственных предприятий.

Основные задачи курса:

— изучить вклад отечественных и зарубежных ученых в развитие транспортной науки и техники;

— получить представления о современных понятиях, определениях, технологических процессах, схемах транспортного освоения лесных массивов в условиях интенсивного ведения лесного хозяйства;

дать знания по трассированию и проектированию лесных дорог с учетом типа местности по характеру и степени увлажнения; по проектированию водоотводных и искусственных сооружений; по теоретическим основам движения транспортных средств по дорогам.

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

— роль и значение лесных дорог в лесном комплексе;

— основные решения правительства по вопросам проектирования, дорожного строительства и развития лесного комплекса Республики Беларусь;

— основные элементы и производственно-технологическую структуру сухопутного транспорта леса;

— требования к лесным дорогам, нормативную документацию по проектированию и строительству лесных дорог;

— правила и методику трассирования дорог;

— правила и методику проектирования плана, продольного профиля и поперечных профилей дороги;

— методы выбора и оценки проектных решений;

— конструирование земляного полотна и дорожной одежды;

— теорию расчета дорожных одежд на прочность;

— гидравлический расчет искусственных сооружений.

Он должен уметь:

— разработать проект автомобильной лесной дороги с учетом природноклиматических условий местности; экономических и экологических требований;

— запроектировать профиль дороги вручную и с помощью ЭВМ;

— использовать систему CREDO;

— запроектировать малый мост и дорожную трубу с гидравлическим расчетом их с выбором конструкции и материала, указанный искусственных сооружений;

— эффективно использовать существующую транспортную сеть, тяговый и прицепной подвижной состав;

— выбрать с необходимым обоснованием тип лесовозного автопоезда;

— определять скорость движения и время хода автопоезда по дороге, полезную нагрузку и расчетную производительность транспортных средств, расход ТСМ.

— проектировать малые искусственные сооружения;

Виды лесных автодорог

Автодороги в лесу бывают внутренние и внешние. Внутренние дороги находятся в пределах предприятия, которое стоит в лесном массиве. Это могут быть лесозаготовительные площадки, дороги для технологических перевозок, межплощадочные пути, служебные тропы.

По срокам службы автодороги могут быть временные или постоянные. «Времянки» прокладывают сроком на 2-3 года, затем демонтируют. Их строят, если территория лесного массива требуется на определенный период времени, например, на срок разработок или вырубки деревьев.

Лесные автодороги могут быть лесовозными и лесохозяйственными. Лесовозные пути могут использоваться сезонно или весь год. Их строят для перевозки леса с места вырубки до предприятия или шоссе. Чаще всего прокладывают «времянки» или строят «зимники».

Лесохозяйственные пути строят на постоянный срок. По ним передвигаются патрульные, охранные, экстренные службы, сотрудники лесохозяйственных предприятий. По ним перемещаются пожарные машины в случае лесного пожара или поисково-спасательные службы.

По интенсивности транспортного потока автодороги в лесу бывают:

  • магистральные — расчетный трафик 25-50 автомобилей в день, объединяют автодороги в единую сеть;
  • подъездные – расчетный трафик до 20 автомобилей в день, ведут к магистральным путям или шоссе, соединяют лесничества;
  • узкоспециализированные – пути для проезда единичных автомобилей, например, пожарных служб, осушительных машин, для доступа к кордонам или егерским хозяйствам.

ПОЛОТНА ДОРОГИ

Устойчивость насыпей на косогоре, против расползания. Осадка земляного полотна. Укрепление откосов. Причины разрушения откосов земляного полотна.

Выбор типа укрепления откосов. Подпорные стенки.

Общее расположение сооружений на полосе отвода. Запасные и вспомогательные пути. Защита дорог от снегозаносимости. Древонасаждения, их назначение и классификация.

Раздел 15. ДОРОЖНЫЕ ОДЕЖДЫ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ Основные виды дорожных одежд. Назначение и требования к ним. Конструкции дорожных одежд. Однослойные и многослойные одежды. Типовые поперечные профили дорожных одежд. Нежесткие дорожные одежды из гравийных, щебеночных и грунтощебеночных материалов. Оптимальные грунтовые и гравийные смеси и их подбор. Дорожные одежды из гравия и щебня, обработанные вяжущими на дороге и в установках. Поверхностная обработка.

Дорожная одежда из грунтов, укрепленных минеральными и органическими вяжущими и комплексными методами. Дорожные одежды с усовершенствованными покрытиями.

Основы теории расчета нежестких дорожных одежд. Метод расчета нежестких дорожных одежд по допускаемому упругому прогибу с проверкой монолитных слоев на растяжение, слоев из несвязных грунтов и земляного полотна на сдвиг. Понятие о расчета дорожных одежд на морозоустойчивость.

Основы конструирования нежестких дорожных одежд. Методика выбора дорожно-строительных материалов при конструировании дорожных одежд.

Основы оптимизации дорожных конструкций. Применение синтетических нетканых материалов при строительстве.

Колейные покрытия на лесных дорогах, их виды и условия применения.

Классификация колейных покрытий. Колейные покрытия из железобетонных плит для постоянных путей. Конструкция железобетонных плит. Плит из предварительно напряженного железобетона.

Раздел 16. ДОРОЖНЫЕ ОДЕЖДЫ НА ВРЕМЕННЫХ

Создание лесных дорог в различных видах лесного хозяйства

Создание лесных дорог предполагает проведение ряда мероприятий, которые направлены на обеспечение безопасности и удобства использования дорог. В первую очередь необходимо выбрать оптимальный маршрут дороги, учитывая особенности рельефа, состав и структуру лесного массива, а также планируемые виды использования дороги.

  • Одним из основных этапов создания лесных дорог является проведение разведки маршрута. На этом этапе осуществляется обследование местности, определение опасных и сложных участков, выбор общего направления трассы и ее местоположение относительно главных осей движения.
  • Далее производится разработка проекта дороги. В рамках этого процесса осуществляется проектирование дороги с учетом всех необходимых требований и нормативов. Устанавливаются параметры дороги, определяется конфигурация трассы, производится расчет необходимых строительных работ.
  • После разработки проекта дороги осуществляется ее строительство и реконструкция при необходимости. Этот этап включает в себя проведение земляных работ, сооружение основания и покрытия дороги, устройство дренажной системы, установку необходимого дорожного оборудования.

Для разных видов лесного хозяйства существуют свои особенности в создании лесных дорог. В лесозаготовительном хозяйстве акцент делается на прокладку дорог, обеспечивающих удобный проезд техники и транспортировку древесины

В охранном лесном хозяйстве главное внимание уделяется прокладке дорог, которые облегчают контроль и патрулирование леса. В рекреационном хозяйстве создаются дороги, позволяющие легко и безопасно перемещаться по лесному массиву для отдыхающих

Все лесные дороги должны соответствовать требованиям безопасности и экологии. Они должны быть приспособлены для проезда и обслуживания необходимой техники, обеспечивать удобство передвижения и быть устойчивыми к атмосферным воздействиям и повышенным нагрузкам. Соблюдение этих требований является основой для успешного использования и эксплуатации лесных дорог в различных видах лесного хозяйства.

ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ПО ДОРОГАМ

Раздел 6. ТЯГОВО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ РАСЧЕТЫ Определение расчетной массы поезда и полезной нагрузки. Способы определения скоростей движения поезда. Подготовка продольного профиля дороги для расчета времени хода. Метод равновесных скоростей. Основы аналитического интегрирования уравнения движения поезда. Тормозные силы поезда.

Образование тормозной силы. Коэффициенты нажатия и трения тормозных колодок автомобиля. Удельная тормозная сила. Уравнение движения поезда при тормозном режиме и его аналитическое интегрирование. Расчетная видимость препятствий (сигналов). Определение допускаемой скорости движения и потребности в тормозных средствах аналитическим методом.

Применение ЭВМ в расчетах скоростей движения лесотранспорта. Эксплуатационные расчеты. Определение технической скорости движения поездов, производительности лесовозных тягачей, потребности в тяговом и прицепном составе. Метод эквивалентного продольного профиля.

Расчеты потребности в горючем, смазочных материалах и авторезине.

Удельные затраты труда на вывозку леса.

Организация вывозки леса. Графики движения. Основы управления движением поездов. Диспетчерская служба лесозаготовительного предприятия.

Раздел 7. ВОДОПРОПУСКНЫЕ СООРУЖЕНИЯ Основные виды и назначение искусственных сооружений. Водопропускные сооружения и их размещение по трассе дороги. Основные виды стока. Определение расчетного расхода малых водопропускных сооружений.

Основные схемы расчета отверстий сооружений. Определение бытовой глубины. Выбор расчетной схемы. Допускаемые скорости течения. Определение отверстий сооружения. Расчет глубины воды перед сооружением, необходимого уклона русла, минимальной высоты насыпи и длины моста.

Расчет отверстий малых сооружений с учетом аккумуляции стока. Подбор типовых проектов сооружений и их привязка. Дорожные водопропускные трубы. Основные виды дорожных труб. Режимы протекания воды в трубах.

Пропускная способность труб. Определение отверстия и длины трубы.

Раздел 8. ОТВОД ВОДЫ ОТ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА Водоотвод. Основные виды водоотводных сооружений. Боковые, нагорные водоотводные, осушительные канавы, их поперечные профили. Закрытые дренажи. Определение расчетного расхода и подбор поперечного сечения канавы. Укрепление дна и стенок канав. Перепады, основные виды, условия применения.

Раздел 9. ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ

Туристические маршруты в лесах: популярность и специфика

Туристические маршруты в лесах становятся все более популярными в современном мире. Это объясняется не только возросшим интересом к природным достопримечательностям, но и стремлением людей к активному образу жизни и здоровому отдыху.

Туристические маршруты в лесах предлагают возможность окунуться в атмосферу дикой природы и насладиться красотой лесных пейзажей. Они представляют собой определенные тропы или пути, прокладываемые внутри лесных массивов с целью обеспечить комфортное перемещение и безопасность туристов.

Специфика туристических маршрутов в лесах заключается в их адаптированности к потребностям туристической индустрии. Такие маршруты обычно оснащены специальной инфраструктурой, включающей информационные таблички, указатели направления, отдыхающие площадки и места для пикников. Кроме того, часто устанавливаются информационные центры, где посетители могут получить полезную информацию о локации и правилах поведения в лесах.

Популярность туристических маршрутов в лесах объясняется их доступностью для разных категорий туристов. Маршруты могут быть разной длины и сложности, что позволяет каждому выбрать вариант, соответствующий его физической подготовке и времени, которое он готов потратить на прогулку. Кроме того, в лесах можно увидеть разнообразные животные и растения, что делает такие маршруты еще более привлекательными для любителей природы.

Таким образом, туристические маршруты в лесах имеют большую популярность благодаря своей специфике, включающей адаптированность к потребностям туристов, доступность и возможность наслаждаться красотой природы. Они предлагают людям уникальный опыт, объединяющий активность, отдых и природную красоту.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Лесные поляны
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: