3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1_
капитальный ремонт автомобильной дороги: Комплекс работ по замене и/или восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и/или их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги и ее геометрические элементы.
. статья 2]
3.2_
ремонт автомобильной дороги: Комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.
((2), статья 3)
3.3_
содержание автомобильной дороги: Комплекс работ по поддержанию нормативного технического состояния автомобильной дороги, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
((1), статья 2]
3.4_
сохранность автомобильной дороги: Состояние целостности автомобильной дороги как технического сооружения и имущественного комплекса, обеспечивающее поддержание ее эксплуатационных свойств и безопасное использование.
, статья 2]
3.5_
эксплуатация автомобильной дороги: Комплекс мероприятий по ремонту и содержанию автомобильной дороги, выполняемый в целях обеспечения ее сохранности для безопасного использования автомобильной дороги по ее прямому назначению.
3.6_
эксплуатационное состояние дороги: Состояние дороги, которое характеризуется транспортно-эксплуатационными показателями конструктивных элементов дорог, дорожных сооружений и элементов обустройства, изменяющихся при ее эксплуатации, воздействии транспортных средств и метеорологических условий.
[ГОСТ 33220-2015, пункт 3.4)
3.7_
зимнее содержание автомобильных дорог: Комплекс мероприятий по обеспечению безопасного и бесперебойного движения на автомобильных дорогах в зимний период года, включающий защиту автомобильных дорог от снежных заносов, очистку от снега, предупреждение и устранение зимней скользкости.
[ГОСТ 33181-2014, пункт 3.1)
3.8 уровень содержания: Состояние автомобильной дороги в весенне-летне-осенний и зимний периоды года, обеспечивающее безопасность дорожного движения и ее сохранность за счет проведения работ по содержанию.
3.9_
защитный слой (дорожного покрытия): Слой толщиной от 0.5 до 3,0 см. предназначенный для защиты верхнего слоя дорожного покрытия от непосредственного воздействия колес транспортных средств и/или погодно-климатических факторов.
Примечание — Защитный слой не учитывают при расчете конструктивных слоев дорожных одежд автомобильных дорог.
3.10_
слой износа: Верхний замыкающий слой дорожной одежды, непосредственно воспринимающий воздействие колес автомобильного транспорта и погодно-климатических факторов.
Примечания
1 При отсутствии слоя износа его функции выполняет верхний слой покрытия. В этом случае учитываемая при расчете дорожных одежд толщина верхнего слоя должна быть уменьшена на величину максимально допустимой поперечной неровности (колеи) по ГОСТ Р 50597.
2 Слой износа подлежит периодическому восстановлению в процессе эксплуатации.
[ГОСТ Р 58861-2020, пункт 3.27)
[ГОСТ Р 58861-2020. пункт 3.7)
3.11 сложные условия возведения земляного полотна: Условия возведения земляного полотна при отрицательных температурах (зимний период), на болотах, основаниях из слабых грунтов и грунтов, обладающих тиксотропными свойствами, из крупнообломочных и скальных грунтов, на засоленных грунтах, в песчаных пустынях, местах распространения карста, районах вечной мерзлоты.
3.12 нормальные условия возведения земляного полотна: Условия возведения земляного полотна. не относящиеся к сложным условиям.
3.13 дорожный пропиточный материал (пропитка, пропиточный материал, пропиточный состав); ДПМ: Материал, предназначенный для нанесения на поверхность асфальтобетонного покрытия. служащий для изменения свойств органического вяжущего и/или защиты покрытия от воздействия внешних факторов, проникающий внутрь покрытия.
6 Технические правила капитального ремонта
6.1 Общие требования
6.1.1 При капитальном ремонте автомобильных дорог и сооружений на них необходимо соблюдать требования безопасности, определенные (1) (статья 3. пункт 12).
6.1.2 Капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляют в соответствии с —(5).
6.1.3 Проведение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги необходимо осуществлять на основе достаточного объема выполнения обследования участков автомобильной дороги, результатов инженерных изысканий и проектной документации, утвержденных в установленном порядке.
6.1.4 При капитальном ремонте на основе проектной документации с учетом технико-экономического обоснования допускается сооружать подъездные пути и дороги к различным объектам обеспечения работ материалами, площадки для складирования материалов, временные объезды ремонтируемых участков и другие объекты обеспечения работ.
6.1.5 Допускается устройство временных подъездных путей с применением быстровозводимых конструкций из полимерных композиционных материалов при соответствующем технико-экономическом обосновании.
6.1.6 После проведения работ по капитальному ремонту участки земель, использованные под устройство временных дорог, подъездов, объездных путей, площадок для складирования грунта и материалов. устройства временных сооружений и т. д. должны быть рекультивированы.
6.1.7 Если работы в темное время суток не проводят, дорожные машины и оборудование следует убирать за пределы земляного полотна. При невозможности выполнения этого положения дорожные машины ограждают с обеих сторон временными дорожными знаками, информирующими о препятствии и указывающими направление объезда, дорожными барьерами с сигнальными фонарями по ГОСТ 32758. которые включают в сумерки при естественной освещенности менее 20 лк. а отключают — в сумерки при естественной освещенности более 10 лк.
Учёт состояния и паспортизация автомобильных дорог
Паспортизация автомобильных дорог и технический учёт включают сплошную инвентаризацию дорог, проводимую один раз в 8…10 лет, и ежегодную их паспортизацию.
Техническую инвентаризацию проводят по всем дорогам общего пользования, на которые отсутствуют технические паспорта или данные технические паспорта требуют уточнения.
При технической инвентаризации (паспортизации) уточняют:
- перечень дорог общего пользования,
- их наименование и протяжённость,
- устанавливают или уточняют геометрические параметры дорог;
- определяют тип и состояние покрытий дорог, оценивают прочность дорожных одежд;
- проводят инвентаризацию мостов, путепропроводов, эстакад, труб, тоннелей, галерей и других искусственных сооружений,
- учитывают служебные, технические и гражданские здания и сооружения,
- проводят учёт и дают общую оценку инженерных обустройств и обстановки,
- собирают данные об интенсивности движения и составе транспортных средств,
- устанавливают балансовую стоимость дорог и сооружений, относящихся к ним.
Учёт и паспортизацию проводят по каждой дороге в отдельности. Основными элементами, подлежащими техническому учёту, являются:
- состояние полосы отвода под дороги;
- состояние земляного полотна;
- состояние проезжей части, искусственных сооружений, зданий дорожной службы, дорожных инженерных устройств, зданий автотранспортной службы и обстановка дороги.
Работы по техническому учёту и паспортизации разделяются на полевые и камеральные:
1. К полевым работам относят:
- натуральные обследования,
- обмер дорог и дорожных сооружений.
Сроки обследования дорог устанавливают в соответствии со сроками паспортизации и инвентаризации. Технический учёт и паспортизацию вновь построенных или реконструированных дорог проводят не позднее чем через полгода после утверждения актов государственной приёмочной комиссией.
2. К камеральным работам относят обработку материалов полевых обследований и при этом оформляют следующие документы технического учёта:
- технический паспорт с линейным графиком;
- карточку на мост (путепровод);
- карточку на трубу, на служебное, производственное и жилое здание;
- ведомости наличия и технического состояния мостов (путепроводов), тоннелей, труб, паромных переправ, подпорных стен, зданий дорожной службы, автобусных остановок, переходно-скоростных полос, дорожных знаков, ограждений, направляющих устройств, озеленения, тротуаров и пешеходных дорожек, укрепления обочин, съездов;
- ведомость наличия автомобильных дорог и сооружений на них, а также полевой журнал обследования дорожной одежды.
В состав документов технического учёта участков грунтовых дорог местного значения входят только линейный график и карточки на мосты (путепроводы).
Качество покрытия оценивают по результатам натурного осмотра с учётом данных сезонных осмотров или детальных обследований дорог по трехбалльной системе (хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).
Толщину дорожной одеждыопределяютиз расчёта три поперечника на 1 км
Собранные результаты полевых обследований сведения о состоянии дороги и сооружений на ней обрабатывают в соответствии и типовой инструкцией и заносят в паспорт, который содержит:
- схему автодороги, общие данные о ней,
- экономическую и техническую характеристики,
- денежные затраты и основные объёмы выполненных работ (из годовых отчётов),
- линейный график.
На схеме паспорта дороги указывают точную привязку к километражу дорог, пересечения с автомобильными и железными дорогами, водотоками и границы административного деления.
Может поэтому только и выполняется чаще текущий ремонт (латание дыр) на автодорогах.
Но ведь надо в установленные сроки капитально (профессионально) ремонтировать дороги, тогда и дыры придется реже латать.
Строительство новых и реконструкция существующих автомобильных дорог общего пользования и ведомственных выполняется в соответствии с требованиями СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги».
Состав и объем геодезической разбивочной основы, а также фактические отклонения при выполнении геодезических работ в процессе строительства должны соответствовать требованиям СНиП 3.01.03-84.
Разбивка земляного полотна автодорог выполнятется в соответствии с требованиями СНиП 3.01.03-84. В нескальных грунтах выемку разрабатывают в соответствии с требованиями СНиП III-8-76. Плотность грунта после уплотнения слоя не должна быть меньше установленной требованиями СНиП 2.05.02-85.