Земляные работы на строительных площадках

Интересные и нужные сведения о строительных материалах и технологиях

Разработка грунта механическим методом

Механический метод основывается на использовании в процессе разработки, а также в том числе транспортировки (перемещения) и укладки исключительно машины и прочие механизмы. Основным процессом технологии является разработка грунтов.

При механических воздействиях на грунт производится разрезание или даже скалывание органами машин почвы. В результате определенные «порции» отделяются и перемещаются в другое место. Кстати, есть некоторая особенность, к примеру, если задача машины только разработать грунт, то это землеройная техника. Но, если в задачи входит также перемещение, тогда это уже землеройно-транспортная машина.

Подготовительные работы

Работы, выполняемые в подготовительный период, определяются проектами организации строительства и производства работ в соответствии со СНиП 12-01-2004. Организация строительства.

До начала земляных работ на  строительной площадке должны быть выполнены следующие подготовительные работы:

  1. Разработаны проекты производства работ по устройству земляных сооружений и приняты закрепленные на местности знаки геодезической разбивки сооружений;
  2. Отведены и закреплены на местности площади с учетом необходимой ширины полосы земли для производства работ, под грунтовые карьеры, постоянные и временные отвалы грунта, временные дороги и подъезды к строительной площадке;
  3. Устроены водоотводные сооружения, временные трубопроводы, линии электропередач;
  4. Выполнены работы по расчистке территории от леса, корчевке пней, срезке кустарника, уборке камней, осушению и отводу поверхностных вод;
  5. Проведена разборка подлежащих сносу строений и их фундаментов;
  6. Выполнена срезка растительного слоя грунта и планировка площадки строительства;
  7. Выполнены работы по устройству временных зданий, складских помещений и др.
  8. Устроены ограждения строительной площадки и опасной зоны работ за ее пределами.

Все подготовительные работы должны быть технологически увязаны с комплексом работ на объекте, что исключает повторные объемы работ и улучшит технологические условия площадки.

Отсыпка насыпей и отвалов

При разработке выемок всегда получается некоторый избыток грунта, получаемый от разрыхления грунта, а также и вследствие того, что часть объема котлована замещается объемом того сооружения, для которого роется котлован или траншея. При планировочных работах кроме разрыхления грунта, полученного из выемок, может оказаться избыток грунта вследствие того, что объем насыпей планировки меньше, чем объем выемок.

Эти избытки грунта нужно либо удалить в отвалы за пределы площадки или разработки, либо разместить его в полезные насыпи. отвалом называется отсыпка насыпей, ненужных строительству.

Полезной насыпью называется такая насыпь, которая используется во время постройки или во время эксплуатации строящегося предприятия.

Мне нравится2Не нравится

Разработка мерзлых грунтов

Разработка грунтов мерзлого типа отличается трудоемкостью и сложностью технологии. Подобные работы могут проводиться по следующим направлениям:

  1. Прогревом почвы глубинными электродами.
  2. Прогревом с помощью водяных или паровых циркуляционных игл.
  3. Взрывом.
  4. Механическим разрыхлением.
  5. Ручным типом разработки.

В нашей стране с учётом огромного количества территорий подвергающимся холодному влиянию большее распространение получил именно механический способ разрыхления с использованием, соответственно, технических средств.

Для подобного рыхления используется ударная нагрузка такой техники, как экскаваторы или копры. Стрелы этой техники оснащаются специальными ударными инструментами, располагающимися на краях: шары, клинья или различные зубья.

Планировка территории застройки

Для того, чтобы площадка строящегося здания, поселка или завода имела ровную поверхность, приходится срезать бугры и засыпать низины и впадины на территории строительства.

Эти работы называются планировочными работами или планировкой. Планировка производится обычно на больших площадях при сравнительно небольших глубинах выемок и небольшой высоте насыпей. Объемы планировки однако бывают очень велики. Так, планировочные работы на строительстве Зенит Арены составили более 6 млн. куб. метров грунта.

Если при планировке землю нужно срезать, то срезка называется выемкой планировки. Грунт, уложенный в естественных углублениях площадки, называется насыпями планировки. Необходимо стремится к тому, чтобы, по возможности, объем выемок был равен объему насыпей планировки.

Планировочные работы производятся различными способами: при малых выемках и небольших расстояниях возки (до 70 м) — вручную с отвозкой земли тачками; при больших расстояниях применяются скреперы, возка вагонетками узкой колеи или грабарская возка; для разработки глубоких выемок применяются специальные машины — экскаваторы. Перевозка земли на большие расстояния осуществляется самосвалами, иногда по железной дороге. При наличии поблизости от площадок воды и дешевой электроэнергии иногда бывает выгодно применять гидромеханизацию, т.е. разработку и перемещение грунта с помощью воды.

Возведение земляного полотна в сыпучих песках

Лучшее время года для производства земляных работ — зима и весна, когда песок становится влажным и легко проходимым для машин. Производительность бульдозеров и скреперов в этот период становится выше. Помимо рационального выбора трассы и времени производства работ, в комплекс мероприятий, обеспечивающих независимость дороги или ее эффективную защиту от песка, входит правильный выбор конструкции земляного полотна и соблюдение особых правил при производстве земляных работ.

Поперечный профиль дороги должен обеспечивать постоянный перенос песка через дорогу, без накапливания, то есть иметь обтекаемую форму с откосами насыпей и выемок не круче 1:2. Откосы и обочины необходимо укреплять для предохранения земляного полотна от выдувания песка.

Придорожные полосы в местах, где образуются песчаные заносы, планируют бульдозером на ширину не менее 15 — 40 м с одной или двух сторон дороги. Большая ширина полосы (25 — 40 м) необходима в местах, где образуются крупные формы рельефа (барханы и цепи барханов); в местах, где образуются мелкие формы рельефа, ширину полосы сокращают до 15 — 20 м. Эти полосы спланированного песка при эксплуатации периодически очищают от наносов песка. За пределами спланированных полос устраивают отсечную полосу, закрепленную щитами, битумной пленкой или растительностью на ширину 25 — 150 м и более в зависимости от характера рельефа песков, степени их подвижности и условий произрастания растительности. В качестве защитного слоя на обочинах, откосах, на берме шириной 1 — 2 м от подошвы откоса, а также в основании дорожного покрытия поверх песчаной насыпи укладывают слой связного грунта (легкого суглинка или обработанного жидким битумом песка) толщиной 10 — 25 см. При уплотнении покрытия (обычно гравийного) материал благодаря прослойке связного грунта не смешивается с нижележащим песком, а на обочинах и откосах песок не выдувается.

При создании незаносимого профиля дороги в условиях подвижных песков на придорожной полосе в пределах 40 — 50 м от оси с каждой стороны выравнивают резервы и кавальеры, убирают остатки материалов, так как всякие неровности могут быть местами начального накопления песка.

Для планировки и надвижки песка в насыпь из боковых резервов применяют бульдозеры с боковыми щеками, а также экскаваторы-драглайны в комплексе с бульдозерами; также применяют скреперы. Во избежание выдувания песка из насыпи земляные работы в местах пересечения подвижных форм рельефа ведут небольшими участками, чтобы за смену, помимо возведения насыпи, осуществить также и укладку по песку защитного слоя в основании и на откосах насыпи, а также на законченных участках дороги установить механическую защиту из щитов. Для защиты дороги от песчаных заносов наиболее радикальной мерой является насаждение на придорожной полосе растительности, не требующей много влаги, а также обработка откосов и обочин битумными и другими вяжущими материалами (полимерными смолами).

В состав дорожно-строительного отряда по возведению земляного полотна на сыпучих песках, помимо бульдозеров, для расчистки и планировки основания и надвижки песка в насыпь с планируемых придорожных полос включают тяжелый прицепной грейдер для разравнивания песка в насыпи и на придорожной полосе, поливо-моечные машины, катки на пневматических шинах для уплотнения насыпи слоями по 30 см, скреперы или прицепные тракторные тележки для подвозки связного грунта для защитного слоя, а также автогрейдеры (двигающиеся по защитному слою) для планировки грунта.

Для нужд строительства в пустынях могут быть использованы дождевые воды, собираемые в искусственных водоемах. Пылеватые пески уплотняют с поливкой водой. Для этого грунт в насыпи сразу после полива переворачивают четырехлемешным плугом влажной стороной вниз и уплотняют катками на пневматических шинах. Верхний сухой слой быстро насыщается водой, поднимающейся по капиллярам и под действием уплотнения. После уплотнения насыпь немедленно покрывают связным грунтом и уплотняют с поливкой водой.

Что такое устройство уступов по откосам насыпей

мероприятия, обеспечивающие устойчивость нового и существующего земляного полотна.

Уменьшение ширины присыпок, установленной табл. 35, допускается в обоснованных случаях:

на участках переключения сторонности пути на перегонах;

при досыпке дренирующим грунтом насыпей высотой до 4 м , сложенных такими же грунтами.

При этом необходимо предусматривать соответствующую организацию строительных работ.

14.8. Для насыпей под второй путь необходимо использовать грунт, удовлетворяющий требованиям разд. 2 настоящих Указаний.

Верхнюю часть земляного полотна второго пути требуется проектировать с применением дренирующего грунта или других конструктивных решений, в том числе трубофильтров, обеспечивающих надежный отвод поверхностной воды в случаях, когда:

верх существующей насыпи из недренирующего грунта имеет поверхность выпуклую или наклонную в сторону второго пути;

основная площадка существующего полотна деформирована и сложена загрязненным балластным материалом или дренирующим грунтом.

В районах с засушливым климатом необходимость применения дренирующего грунта для верхней части земляного полотна второго пути должна быть обоснована технико-экономическими расчетами.

14.9. Основной площадке проектируемого полотна из глинистых и других недренирующих грунтов необходимо придавать поперечный уклон от существующего полотна — 0,04. Основную площадку насыпей из скальных и дренирующих грунтов следует проектировать горизонтальной.

14.10. Крутизну откосов проектируемой насыпи следует назначать согласно табл. 17, но не круче устойчивых откосов используемой существующей насыпи.

14.11. На откосах существующих насыпей из глинистых грунтов высотой более 1 м со стороны присыпки необходимо проектировать уступы шириной от 1 до 1,5 м с устройством поперечного уклона, равного 0,01 — 0,02.

В пределах насыпей из дренирующих грунтов взамен устройства уступов следует предусматривать удаление с откосов дерна и древесно-кустарниковой растительности, а при отсутствии дерна и растительности — рыхление верхнего слоя грунта на глубину 10 — 15 см .

14.12. Со стороны проектируемого второго пути необходимо предусматривать устройство берм в случаях, когда:

подошва откоса насыпи второго пути попадает в существующий резерв;

откос насыпи может иметь длительное (более 20 суток) подтопление водой;

проектируемая присыпка к существующей насыпи согласно данным расчетов не обеспечивает устойчивость двухпутного земляного полотна;

насыпь из глинистых грунтов, мелких и пылеватых песков, легковыветривающихся скальных пород имеет откосы высотой более 8 м .

При наличии берм у существующей насыпи проектом следует предусматривать уширение их со стороны проектируемого второго пути не менее чем на 3 м .

14.13. Устойчивость проектируемого земляного полотна на участках с благоприятными инженерно-геологическими условиями следует проверять расчетом в случаях использования глинистых грунтов, когда отношение ширины присыпки полотна под второй путь к ее высоте меньше единицы.

Проверке расчетом подлежат также существующие насыпи из глинистых грунтов высотой более 8 м и присыпки к ним.

14.14. В проектах уширения насыпей на болотах необходимо предусматривать мероприятия, направленные на обеспечение устойчивости полотна и безопасности движения поездов по существующему пути.

При этом в проектах следует определять участки, в пределах которых необходимо проводить систематические наблюдения за состоянием существующего и возводимого полотна во время его строительства и временной эксплуатации.

Гидромеханическая разработка грунта

Подобный метод изначально основывается на применении кинетической силы, точней энергии воды. Благодаря подобной энергии, удается не только разрабатывать грунт, но также его транспортировать и даже укладывать. Применение подобных методов оптимально в случаях, когда требуется переработать огромные объёмы грунтов. Также рационально применять при обустройстве различных насыпей и путепроводов, естественно при условии достаточной усадки. При этом не забывайте, что технологически использование подобного метода основывается на водных ресурсах, поэтому без них никуда. Сама технология включает такие процессы:

  1. Размыв грунта.
  2. Переход в пульпу (полужидкое состояние грунта).
  3. Транспортировка.
  4. Укладка (то есть намыв).

Земляные работы

Земляные работы или переработка грунта входят в целом в процесс строительства. Включают в себя следующие составляющие:

  1. Разработка грунтов.
  2. Транспортировка.
  3. По необходимости укладка и уплотнение.

Все виды подобных работ подразделяются на следующие подвиды:

  1. Открытые.
  2. Подземные.
  3. Подводные.

Разница между ними понятна, и, думаю, объяснять не требуется.

В целом, комплекс работ сводится к тому, что нужно сделать выемку либо наоборот насыпь. В первом случае, когда речь заходит только о выработке грунта — это подготовка резервуара. Под насыпью подразумевают создание отвала, что по большому счету является отложным.

Уплотнение и закрепление грунтов

Укладка в насыпь и уплотнение грунта выполняются при планировочных работах, возведении различных насыпей, обратной засыпке траншей, пазух фундаментов и др. Уплотнение производится с целью увеличения несущей способности грунта, уменьшения его сжимаемости и снижения водопроницаемости. Уплотнение может быть поверхностным и глубинным. В обоих случаях оно осуществляется механизмами.

Практикуется уплотнение грунтов укаткой, трамбованием и вибрированием, однако целесообразнее применять комбинированный метод, заключающийся в одновременной передаче на грунт различных воздействий (например, вибрирование и укатка).

Чтобы обеспечить равномерное уплотнение, отсыпанный грунт разравнивают бульдозерами или другими машинами, предварительно разбив участок работ на захватки. Эффективность работы увеличится, если грунт будет иметь оптимальную для данного грунта влажность. Поэтому сухие грунты должны увлажняться, а переувлажненные — осушаться.

При обратной засыпке пазух фундаментов или траншей уплотнение грунта ведется в стесненных условиях, поэтому во избежание повреждения фундаментов или трубопроводов прилегающий к ним грунт на ширину 0,8 м уплотняется с помощью виброплит, пневматических и электрических трамбовок слоями толщиной 0,15—0,25 м.

Насыпи, имеющие большую площадь, рекомендуется уплотнять прицепными или самоходными гладкими или кулачковыми катками, а также трамбующими машинами по замкнутому кругу. Проходки грунтоуплотняющих машин делаются с небольшим перекрытием во избежание пропусков неуплотненного грунта. Число проходок по одному месту и толщина слоя задаются в зависимости от вида грунта и типа грунтоуплотняющей машины или устанавливаются опытным путем (обычно 6—8 проходок).

Разработка траншей и котлованов

Разработку траншей и котлованов глубиной до 1,5 м производят одноковшовыми экскаваторами, оборудованными обратной лопатой или драглайном, а при глубине котлованов свыше 1,5 м — также и прямой лопатой.

В траншеях с вертикальными стенками наименьшее расстояние в свету между боковой поверхностью сооружения и досками крепления или шпунтом должно составлять не менее 0,7 м.

Ширину котлованов и траншей по дну для ленточных и отдельно стоящих фундаментов назначают на 0,2 м больше ширины конструкции фундаментов, гидроизоляций, опалубки и крепления. Для котлованов с откосами расстояние между подошвой откоса и сооружением должно составлять 0,3 м.

Глубину котлованов и траншей с вертикальными стенками без крепления, расположенных выше уровня грунтовых вод, принимают не более: в песчаных и крупнообломочных грунтах — 1м, в супесях — 1,25м, в суглинках и глинах, кроме очень прочных — 1,5м, в очень прочных суглинках и глинах – 2м (плотностью 2,15 т/м3).

Разработка грунта землеройными машинами

К данному роду машинам можно смело отнести экскаваторы следующего типа:

  • одноковшовые;
  • многоковшовые;
  • фрезерные.

Довольно интересный момент, каждая из разновидностей также подразделяется на подвиды, к примеру, одноковшовые экскаваторы могут быть: драглайновыми, грейферами. Многоковшовые различаются на цепные и роторные.

Также нужно понимать различие в зависимости от устройства ходовой части. Различаются на:

  • пневмоколесные;
  • гусеничные;
  • автомобильные;
  • «шагающие».

Плюс определенная доля отличий наблюдается в системе управления, а именно:

  • электрические;
  • пневматические;
  • гидравлические.

Разработка грунтов в промышленных масштабах и объёмах выполняется экскаваторами с объёмом ковша от 0.15 до 4 кубических метров. В мелких работах соответственно задействуют меньшую технику.

Возведение земляного полотна на засоленных грунтах

Основными типами засоленных грунтов являются солончаковые и солонцовые, а также такырные грунты. Степень засоления грунтов характеризуют средним, выраженным в процентах от массы сухого грунта, суммарным содержанием легкорастворимых солей (хлористого натрия, сернокислого натрия, углекислого натрия и др.) в слое грунта, подлежащего перемещению в насыпь.

При невозможности обхода трассой участков с избыточно засоленными грунтами земляное полотно отсыпают из незасоленных или слабозасоленных грунтов (желательно дренирующих) с принятием мер против их засоления. В условиях сильно засоленных грунтов земляное полотно устраивают в насыпях с возвышением низа одежды над поверхностью земли и над уровнем грунтовых вод на 20% выше, чем при обычных незасоленных грунтах.

При сильнозасоленных связных грунтах и невозможности или нецелесообразности устройства насыпей требуемой высоты для повышения устойчивости земляного полотна и предотвращения избыточного засоления по капиллярам грунта верхних слоев в теле насыпи на всю ее ширину на глубине 65 — 75 см или непосредственно под одеждой устраивают капилляропрерывающую прослойку толщиной 15 — 20 см из гравия размером 10 — 20 мм. Для предохранения прослойки от загрязнения грунтом снизу и сверху ее укладывают слои крупного песка или каменной мелочи толщиной 3 — 5 см.

Для дорог на засоленных грунтах применяют конструктивные профили, изображенные на рис. 1-5. На рис. 1 показан профиль с крутизной откосов 1:3 при высоте насыпей до 2 м; при большей высоте насыпей или при насыпях из привозных грунтов (рис. 2), крутизну откосов принимают 1:1,5 при слабозасоленных и 1:2 при сильнозасоленных грунтах. Для лучшего отвода воды из резервов в них на расстоянии 0,5 — 1 м от внешнего края устраивают продольные лотки (рис. 3). На солончаках и солонцах при необеспеченном отводе воды из резервов устраивают бермы шириной 1,5 — 2 м между подошвой насыпи и резервом (рис.4). При возведении насыпей на солончаках одновременно с устройством ирригационных каналов совмещают резервы с коллекторами глубиной до 2,5-3 м (рис. 5). В этом случае между подошвой насыпи и бровкой коллектора оставляют берму шириной не менее 3 — 4 м. Крутизну откосов коллекторов и внешних откосов резервов принимают 1:1,5.


Рис.1. Поперечный профиль земляного полотна на засоленных грунтах

При необходимости пересечения мокрых солончаковых (глинистых и суглинистых), находящихся в переувлажненном состоянии вследствие близкого залегания грунтовых вод, насыпи возводят из привозного грунта, желательно песчаного или супесчаного.


Рис.2. Поперечный профиль земляного полотна на засоленных грунтах

Земляные работы начинают выполнять, когда влажность грунтов близка к оптимальной. Наиболее рациональными периодами в году для производства земляных работ на засоленных грунтах являются: на глинистых солончаках с высоким уровнем грунтовых вод — лето и осень (до начала дождей); на песчаных солончаках с высоким уровнем грунтовых вод — весна, начало лета. В условиях сильного засоления грунтов, при отсыпке невысоких насыпей земляные работы проводят весной, когда засоление в верхних горизонтах (резервах глубиной 0,5 м) понижается.


Рис.3. Поперечный профиль земляного полотна на засоленных грунтах

Тонкие корки солей, встречающиеся летом на солончаках, перед возведением насыпи срезают бульдозером с поверхности резервов и основания насыпи и отодвигают на 15 — 20 м от резервов.


Рис.4. Поперечный профиль земляного полотна на засоленных грунтах

Грунт разрабатывают в резервах с перемещением в насыпь бульдозерами или автогрейдерами. Грейдер-элеватор для возведения насыпей на солончаках можно применять при залегании грунтовых вод не ближе 1 м от поверхности земли.

Насыпи из привозного грунта на солончаках отсыпают скреперами или автомобилями-самосвалами в зависимости от дальности возки; отсыпку грунта ведут «с головы». Насыпь отсыпают вначале выше рабочей отметки, но не на полную ширину земляного полотна, затем бульдозерами надвигают грунт в стороны с одновременным его уплотнением. Во избежание прилипания грунта влажность при уплотнении маловодоустойчивых солонцовых и такырных грунтов доводят до 0,9 от оптимальной. При естественной влажности связного грунта выше оптимальной уплотнение каждого слоя начинают лишь после его предварительного подсушивания на воздухе.


Рис.5. Поперечный профиль земляного полотна на засоленных грунтах

Выемка грунта

Выемка грунта производится при рытье котлованов, траншей, при планировочных работах, при вскрышных работах.

Котлованом называется всякая открытая выемка любых размеров, предназначающаяся для устройства в ней подземных частей зданий и сооружений. Обычно котлован имеет сравнительно небольшую ширину и большую длину, доходящую до нескольких десятков метров. Стенки котлована могут быть в зависимости от глубины котлована и качества грунта либо отвесными (вертикальными), либо с откосами или уступами, как указано на рисунке снизу:

В скалистых грунтах, в сухой глине котлованы делают с вертикальными стенками. В сухих песчаных, супесчаных грунтах котлованы делают с пологими откосами или уступами.

Верхняя кромка котлована называется бровкой котлована, а площадка на поверхности земли между бровкой и подошвой вала вынутого грунта называется бермой:

Очертания котлована в плане обычно соответствует форме фундаментов сооружения. В зависимости от велечины в плане и глубины котлована, рода грунта и заданных сроков работы котлованы могут разрабатываться самыми различными способами (экскаваторами и снарядами малой механизации, вручную на вымет, тачками).

Траншеей называется открытая выемка грунта, имеющая большую длину (иногда измеряемую километрами) и очень небольшую ширину. Траншеи копаются для укладки водопроводных, канализационных, газовых и других труб, телефонных и электрических кабелей или для отвода воды.

Стенки траншеи могут делаться, как и у котлованов, вертикальными, с откосами или с уступами.

В случае, если грунт не держит свободного вертикального откоса, а делать стенки с уступами или откосами не позволяют условия работ, стенки траншей и котлованов делаются вертикальными, но укрепляются шпунтовыми ограждениями и досками, т.е. устраивается крепление стенок котлована.

Разрабатываются траншеи канавокопателями или вручную (на вымет), когда грунт выкидывается на бровку лопатой. Если траншея глубока и объем земляных работ велик, то для удаления отрытого вручную грунта из траншеи применяются механические приспособления (транспортеры и др.).

Вскрыша. Уголь, железная руда, различный камень для постройки сооружения и их облицовки, гравий и песок, необходимые для приготовления бетона и растворов, почти всегда залегают не на поверхности земли, а на известной глубине под нею. Для того чтобы добыть полезные ископаемые, надо снять лежащую над ними землю, т.е. вскрыть полезное ископаемое. Такие выемки земли называются вскрышей. Глубина вскрыши может быть самой различной, доходя до нескольких десятков метров, а объем вскрыши может колебаться от сотен до нескольких миллионов кубических метров грунта.

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Основными задачами операционного контроля качества выполнения строительно-монтажных работ являются:

— соответствие последовательности и состава выполняемых технологических операций технологической и нормативной документации, распространяющейся на данные технологические операции;

— соблюдение технологических режимов, установленных технологическими картами и регламентами;

— соответствие показателей качества выполнения операций и их результатов требованиям проектной и технологической документации, а также распространяющейся на данные технологические операции нормативной документации.

Места выполнения контрольных операций, их частота, исполнители, методы и средства измерений, формы записи результатов, порядок принятия решений должны соответствовать требованиям проектной, технологической и нормативной документации.

Результаты операционного контроля качества должны быть документированы.

Все выявленные в ходе операционного контроля дефекты должны быть устранены до начала последующих операций (работ). Операционный контроль должен вестись в соответствии с требованиями проектной, организационно-технологической и нормативной документации. Основными документами операционного контроля качества являются карты операционного контроля. Они должны постоянно находиться на строящихся объектах у руководителя стройки и предъявляться по требованию лиц, контролирующих качество работ. В них указаны обязанности должностных лиц при осуществлении операционного контроля. Если работы на объекте возглавляет один руководитель (прораб или мастер), то он выполняет все контрольные функции, указанные в картах операционного контроля.

Карты операционного контроля качества предназначены для линейных инженерно-технических работников и бригадиров, а также могут быть использованы сотрудниками технадзора Заказчика и другими лицами, осуществляющими контроль качества строительно-монтажных работ.

Карты операционного контроля качества при производстве земляных работ разработаны сотрудниками лаборатории совершенствования организации и технологии строительства (отдел 41) ОАО ПКТИпромстрой Бычковским Б.И. и Савиной О.А.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Лесные поляны
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: