Геокриоло́гия

Геокриология. наука о мёрзлой зоне земной коры презентация, доклад, проект на тему

Движение

Ледник Хурдопина и Шимшал Река, Гилгит-Балтистан, северный Пакистан 2017. Несколько ледников впадают в долину Шимшал и могут блокировать реку. В 2016–2017 годах ледник Хурдопин поднялся, образовав большое озеро.

Ледники долины Шимсал из космоса, 13 мая 2017 г. Ледник Хурдопин перекрыл реку Шимшал, образовав ледниковое озеро. Река начала прокладывать путь сквозь ледник. К началу августа 2017 года озеро полностью высохло.

Когда на ледник выпадает количество осадков, превышающее количество выпадающего, ледник продвигается. И наоборот, если выбросы от испарения, сублимации, таяния и отела превышают поступления осадков от ледников, ледник отступает. Это называется межледниковым периодом. В периоды, когда лед продвигается с экстремальной скоростью, обычно в 100 раз быстрее, чем считается нормальным, это называется пульсирующим ледником. В периоды, когда поступление осадков в ледник эквивалентно потере льда в результате отела, испарения и таяния ледника, существует стационарное состояние. Внутри ледника лед имеет движение вниз в зоне накопления и движение вверх в зоне абляции.

Общая геокриология

вклю­ча­ет ряд на­прав­ле­ний ис­сле­до­ва­ний: фи­зи­ку, хи­мию и ме­ха­ни­ку мёрз­лых по­род, ди­на­мич., ли­то­ге­не­тич., ре­гио­наль­ную и ис­то­рич. Г. Фи­зи­ка, хи­мия и ме­ха­ни­ка мёрз­лых по­род (на­прав­ле­ние, сфор­ми­ро­вав­шее­ся к сер. 20 в.) изу­ча­ет с мо­ле­ку­ляр­но-ки­не­тич. и тер­мо­ди­на­мич. по­зи­ций при­ро­ду и за­ко­но­мер­но­сти те­че­ния фи­зи­ко-хи­мич., ме­ха­нич., те­п­ло­фи­зич., струк­ту­ро- и тек­сту­ро­об­ра­зо­ват. про­цес­сов в про­мер­заю­щих, мёрз­лых и от­таи­ваю­щих по­ро­дах. Ди­на­ми­че­ская Г. под­раз­де­ля­ет­ся на 2 на­прав­ле­ния. Од­но из них вклю­ча­ет раз­ра­бот­ку тер­мо­ди­на­мич. и те­п­ло­фи­зич. ос­нов фор­ми­ро­ва­ния толщ мно­го­лет­не- и се­зон­но­мёрз­лых по­род во вре­ме­ни и по пло­ща­ди рас­про­стра­не­ния, ба­зи­ру­ет­ся на изу­че­нии те­п­ло­об­ме­на в сис­те­ме «ат­мо­сфе­ра – ли­то­сфе­ра», ра­диа­ци­он­но- и вод­но-те­п­ло­во­го ба­лан­са, тем­пе­ра­тур­но­го ре­жи­ма и фа­зо­вых пе­ре­хо­дов вла­ги в гор­ных по­ро­дах, а так­же те­п­ло­вых про­цес­сов в верх­них сло­ях зем­ной ко­ры. Ис­поль­зуя мо­де­ли­ро­ва­ние, рас­чё­ты и ана­лиз, вы­яв­ля­ют на­прав­лен­ность и ха­рак­тер раз­ви­тия мерз­лот­но­го про­цес­са (де­гра­да­ци­он­ный, ста­биль­ный, аг­ра­да­ци­он­ный) для лю­бых при­род­ных об­ста­но­вок, а так­же оп­ре­де­ля­ют крио­ген­ный воз­раст мно­го­лет­не­мёрз­лых по­род в свя­зи с ко­рот­ко-, сред­не- и длин­но­пе­ри­од­ны­ми ко­ле­ба­ния­ми кли­ма­та. Дру­гое на­прав­ле­ние ис­сле­до­ва­ний ди­на­мич. Г. вклю­ча­ет изу­че­ние и про­гно­зи­ро­ва­ние мерз­лот­но-гео­ло­гич. про­цес­сов, в ре­зуль­та­те ко­то­рых фор­ми­ру­ют­ся мерз­лот­ные фор­мы рель­е­фа и но­вые крио­ген­ные гео­ло­гич. об­ра­зо­ва­ния (мо­ро­зо­бой­ные тре­щи­ны, под­зем­ные льды, бай­дже­ра­хи, буг­ры пу­че­ния, ку­ру­мы, со­лиф­люк­ци­он­ные фор­мы, тер­мо­эро­зи­он­ные ов­ра­ги, на­ле­ди и др.). Ли­то­ге­не­ти­че­ская Г. изу­ча­ет ве­ще­ст­вен­ный со­став, струк­тур­но-тек­стур­ные осо­бен­но­сти и свой­ст­ва мёрз­лых оса­доч­ных по­род и льдов; на ос­но­ве мерз­лот­но-фа­ци­аль­но­го и мерз­лот­но-фор­ма­ци­он­но­го ана­ли­зов вы­яв­ля­ют­ся осо­бен­но­сти и за­ко­но­мер­но­сти фор­ми­ро­ва­ния разл. ге­не­тич. ти­пов, фа­ций и фор­ма­ций этих по­род и льдов с це­лью ус­та­нов­ле­ния их ге­не­зи­са; про­во­дя мерз­лот­но-ста­ди­аль­ный ана­лиз, ре­кон­ст­руи­ру­ют ис­то­рию фор­ми­ро­ва­ния мёрз­лой оса­доч­ной по­ро­ды. Ре­гио­наль­ная и ис­то­ри­че­ская Г. ис­сле­ду­ет зо­наль­ные, вы­сот­но-по­яс­ные и ре­гио­наль­ные за­ко­но­мер­но­сти фор­ми­ро­ва­ния и раз­ви­тия толщ се­зон­но- и мно­го­лет­не­мёрз­лых по­род, пла­сто­вых и кли­но­вид­но-жиль­ных льдов и др., их рас­про­стра­не­ния по пло­ща­ди, ус­ло­вий за­ле­га­ния в раз­ре­зе, из­ме­не­ния ср. тем­пе­ра­ту­ры по­род за оп­ре­де­лён­ный пе­ри­од ко­ле­ба­ний кли­ма­та (го­до­вой, мно­го­лет­ний, ве­ко­вой), крио­ген­но­го строе­ния и мощ­но­сти мёрз­лых толщ, фор­ми­ро­ва­ние, раз­ви­тие и су­ще­ст­во­ва­ние мерз­лот­но-гео­ло­гич. про­цес­сов и яв­ле­ний. Про­во­дит клас­си­фи­ци­ро­ва­ние мёрз­лых гор­ных по­род и льдов по их со­ста­ву, крио­ген­но­му строе­нию, ге­не­зи­су, воз­рас­ту, ус­ло­ви­ям те­п­ло­об­ме­на, а так­же рай­они­ро­ва­ние и кар­ти­ро­ва­ние об­лас­ти их раз­ви­тия. Важ­ная на­уч. ветвь это­го на­прав­ле­ния Г. – раз­ра­бот­ка ис­то­рии воз­ник­но­ве­ния и раз­ви­тия мёрз­лых по­род в пре­де­лах рай­онов, ре­гио­нов, ма­те­ри­ков и зем­но­го ша­ра в це­лом.

Мерзлотоведение

Дополнительная общеразвивающая программа «Мерзлотоведение» направлена на усвоение начальных знаний по дисциплине «Геокриология».

Криолитозона (криолитосфера) является одним из видов геосфер Земли. Криолитозона занимает огромные пространства, около 30% суши Земли, 65% площади России, 50% площади Канады, почти 95% площади Якутии. Многолетняя мерзлота и её многочисленные процессы и явления – ведущие природообразующие факторы: экзогенного рельефообразования, криогенного ландшафтообразования, почвообразования и т.д.
Как известно криолитозона сказочно богата природными ресурсами (минерально-сырьевыми, водными, биологическими и др.). Мерзлотные области – будущее, основа экономического могущества России, стратегический резерв всего человечества в XXI в. Наиболее актуально для настоящего времени изучение трансформации криолитозоны в условиях меняющегося климата и антропогенного пресса, прогноз и принятие превентивных мер для улучшения эколого-экономических реалий будущего.

Главной целью дополнительной общеразвивающей программы «Мерзлотоведение» является обеспечение учащихся начальными знаниями и практическими навыками, необходимыми для их образовательной, научно-практической деятельности и, возможно, для выбора будущей профессии.

Задачами изучения дисциплины являются:
1) пробуждение интереса к научно-исследовательской деятельности;
2) получение начальных понятий, знаний закономерностей географического распространения и происхождения криолитозоны на планете Земля;
3) применение полученных знаний на практике;
4) апробация полученных данных на научно-практических форумах школьников.

Методическое обеспечение программы

Научно-исследовательская работа по ДОП «Мерзлотоведение» проводится с применением дистанционных технологий на платформе зум-сессий. Практические задания выполняются в общественных центрах (музеи, библиотеки) или в форме опроса местных жителей (учителей, родственников, старожилов и т.д.), а также в полевых условиях во время самостоятельных экскурсий. Школьники получают установочную лекцию по каждой теме, затем проводят практические занятия, самостоятельно изучают учебную, справочную и научную литературу, обсуждают в группе свои результаты вместе с научным консультантом, а также получают индивидуальные задания по сбору материала для своей темы проектной работы.
Для работы ребятам понадобятся: контурные карты, рулетка, металлический щуп, лопата, устройство для фотофиксации.

Что мы будем делать в ходе изучения программы, можно посмотреть здесь.

Важные гляциологические исследования

Первые серьезные экспедиции, направленные на изучение крупнейших ледников мира, были организованы в период с 1923-го по 1933-й год советскими учеными. Наблюдения проводились в Средней Азии, на Урале, Новой Земле. Целью походов являлся в основном сбор полезных сведений о ледниковых образованиях.

Внушительный толчок развитию науки дала экспедиция, организованная советским исследователем Г. А. Авсюком в период с 1950-го по 1960-й год. Направлена она была на наблюдение за ледниками Тянь-Шань. В результате ученым удалось установить темп и закономерности передвижения мерзлоты.

В 2012 году отечественным гляциологам, которые работали в Антарктиде, удалось осуществить успешное бурение ледяной шапки, толщина которой составляла порядка 4 км. Ученые получили доступ к водам доисторического подледного озера. Исследование уникальной экосистемы, которая формировалась на протяжении нескольких миллионов лет, позволило выявить микроорганизмы, ранее не известные науке. Открытие имело значение для развития не только гляциологии, но и сферы космических исследований. Его неожиданные результаты позволили предположить, что подобные биологически активные бульоны имеются не только под ледяной шапкой Земли, но и на других планетах, а также их спутниках.

Боковой морена на леднике, соединяющем Ледник Горнера, Церматт, Альпы Швейцарии. Морена — это высокая насыпь в левой верхней четверти изображения.

Мерзлотоведение простыми словами для чайников

Мерзлотоведение, или геокриология, изучает замерзающие горные породы и почвы, а также процессы, которые происходят в них. Основной объект изучения — мерзлота, которая является замерзшим слоем грунта. Мерзлота образуется, когда вода в почве или породах замерзает из-за низких температур.

Мерзлота имеет своеобразное строение и состав. Она состоит из двух слоев: активного и перманентного. Активный слой находится над перманентным и замерзает и оттаивает в зависимости от сезона и климатических условий. Перманентный слой всегда замерзает и не оттаивает. Это связано с тем, что в нем температура всегда ниже нуля градусов Цельсия.

Мерзлотоведы исследуют, как происходит образование и распространение мерзлоты. Они изучают, какие факторы влияют на это процесс, например, климатические условия, геологическую структуру и состав горных пород. Они также исследуют, как мерзлота влияет на геологические процессы, такие как образование гор, перемещение грунта и воды, а также на живые организмы, которые живут в мерзлоте.

Мерзлотоведение имеет большое значение для различных отраслей науки и техники. Например, при строительстве дорог и зданий в мерзлых районах необходимо учитывать особенности мерзлоты, чтобы избежать разрушения сооружений. Мерзлотоведы также изучают возможности использования мерзлотных ресурсов, таких как газ и нефть, которые могут быть заперты в мерзлоте.

Мерзлотоведение помогает понять, как изменения климата влияют на распространение и состояние мерзлоты. В условиях глобального потепления мерзлота начинает оттаивать, что может привести к серьезным последствиям, таким как образование трещин и оползней, изменение гидрологического режима и угроза для живых организмов.

Таким образом, мерзлотоведение — это наука, которая изучает мерзлоту и ее влияние на окружающую среду. Она помогает нам лучше понять и использовать ресурсы мерзлоты, а также предсказывать и управлять ее изменениями.

Какое практическое значение имеет гляциология?

Гляциология – это наука, изучающая, прежде всего, широкое распространение ледников на поверхности планеты. Согласно подсчетам ученых, такие образования занимают около 11% всей суши. В них заключено порядка 29 млн км 3 пресной воды. Развитие науки способствует рациональному использованию водных ресурсов рек и озер, которые формируются по причине таяния ледников.

Кроме того, гляциология – это наука о том, как предотвратить природные катастрофы, причиной возникновения которых является изменение поведения ледников. Практическая сторона развития учения также заключается в ведении учета территорий, которые высвобождаются в результате перемещения ледников, с целью осуществления хозяйственной деятельности.

История становления науки

Конкретный круг проблем, который стоит перед гляциологией, наметился в 19-м веке. Однако в это время ученые ощущали недостаток в систематических материалах о ледниках. Не хватало специалистам знаний о физических свойствах льда, его поведении. Поэтому первый серьезный этап становления гляциологии как науки характеризовался в основном накоплением знаний, формированием научных методов.

Начало 20-го века ознаменовалось для науки стартом целого ряда масштабных экспедиций, направленных на исследование оледенений, сконцентрированных в области полярного круга. Способствовало раскрытию сути физических явлений, что происходят в ледниках, появление таких точных методов, как: аэрофотосъемка, фотограмметрия, термическое бурение, зондирование почвы. В этот период ученым удалось разработать единую классификацию льдов, отследить особенности передвижения, формирования и таяния ледников.

На протяжении прошлого века были собраны обширные сведения о географическом распространении мерзлоты. Ученым удалось открыть новые ледники и составить каталоги с их подробным описанием.

Ледниковая терминология

Абляция Разрушение ледника из-за сублимации, таяния льда и айсберга отел. Зона абляции Площадь ледника, в котором ежегодная потеря льда за счет абляции превышает годовой прирост от осадки. Arête Острый горный хребет на стыке двух цирков. Bergschrund Трещина образовалась около вершины ледника, где ледяная масса вращалась, раскалывалась и разрывалась на части, как геологический разлом. Цирк, Корри или cwm Впадина в форме чаши, вырытая у истока ледника. Слизняк Корректировка к стресс в молекулярный уровень. Поток Движение (льда) в постоянном направлении. Перелом Хрупкое разрушение (разрыв льда) под действием напряжения, возникающего, когда движение слишком быстрое, чтобы его могло компенсировать ползучесть. Это происходит, например, когда центральная часть ледника движется быстрее, чем края. Морена Накопленные обломки, перенесенные ледником и осевшие на его сторонах (боковая морена) или у его подножия (конечная морена). Névé Район на вершине ледника (часто цирк), где скапливается снег и питает ледник. Рог Скальный шпиль, также известный как пирамидальный пик, образованный направленная эрозия трех или более цирков вокруг одной горы. Это крайний случай arête. Выщипывание/ Карьерные работы Где адгезия льда к скале сильнее, чем сплоченность скалы, часть скалы уходит вместе с льдом. Тарн Последниковое озеро в цирке. Туннельная долина Туннель, образованный гидравлической эрозией льда и горных пород ниже границы ледникового покрова. Долина туннеля — это то, что осталось от нее в подстилающей скале после таяния ледяного покрова.

Скорость движения

Движение ледника очень медленное. Его скорость колеблется от нескольких сантиметров в день до нескольких метров в день. Скорость движения зависит от ряда факторов, перечисленных ниже:

  • Причины безработицы в китае кратко

      

  • Мудрость в знании старинных книг кратко

      

  • Кризис поздней зрелости кратко

      

  • Перескажите эпизод спасения от лица алеши передавая те чувства которые он переживал кратко

      

  • Рецепт мясного блюда кратко

Обзор

Ледник — это обширная масса льда, образовавшаяся в результате падения снега и накопления в течение длительного периода времени; ледники движутся очень медленно, либо спускаются с высоких гор, как в долинных ледниках, либо движутся наружу от центров накопления, как в континентальные ледники.

Области изучения гляциологии включают ледниковую историю и реконструкцию прошлого оледенения. Гляциолог — это человек, изучающий ледники. Ледниковый геолог изучает ледниковые отложения и ледниковые эрозионные элементы ландшафта. Гляциология и ледниковая геология — ключевые области полярных исследований.

А Остров Байлот ледник Сирмиликский национальный парк, Нунавут. Этот горный ледник — один из многих, спускающихся изнутри. ледяная шапка сверху Горы Байам Мартин.

  • Альпийский — лед течет по долинам горных районов и образует ледяной язык, движущийся к равнинам внизу. Альпийские ледники, как правило, создают топография более надежный за счет добавления и улучшения масштаба существующих функций. Различные особенности включают большие овраги, называемые цирки и Arêtes, которые представляют собой гребни на стыке краев двух цирков.
  • Континентальный — ледяной щит, встречающийся сегодня только в высоких широтах (Гренландия/Антарктида) площадью в тысячи квадратных километров и толщиной в тысячи метров. Они имеют тенденцию сглаживать пейзажи.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Лесные поляны
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: