Содержание
В эволюционные теории все те теории, которые были выдвинуты великими мыслителями человечества в ходе истории, чтобы дать правдоподобные объяснения эволюции живых существ на Земле.
С момента зарождения человеческих сообществ человек задавался вопросом, откуда берутся живые существа вокруг него и откуда они, поэтому эволюция была предметом интенсивных споров на протяжении многих веков, находясь под сильным влиянием философских и религиозных убеждений. и, в последнее время, научный.
Однако как направление научной мысли эволюционизм, вероятно, родился с теориями Чарльза Дарвина (1809–1882), английского ученого, посвятившего важную часть своей жизни изучению эффектов «естественного отбора» и «Адаптации» по виду.
Аристотель о физике
По мнению ученого, материя возникает, исчезает и изменяется по законам движения, которое представляет собой бессмертную жизнь природы во времени и пространстве. Целью движения является постепенное расширение границ влияния формы над материей, и совершенствование жизни.
Ученый выделяет 4 основных вещества, из которых состоит Вселенная — огонь, воздух, вода и земля.
Философия Аристотеля четко разграничивает направления движения: вверх (к границе мира) и вниз (к центру Вселенной). Обусловлено это тем, что одни предметы (вода, земля) имеют тяжелый вес, а другие (огонь и воздух) легкие; из этого следует, что каждая из стихий двигается по-своему: воздух и огонь стремятся вверх,а вода и земля — вниз.
Вселенная, согласно философской мысли, имеет форму шара. Внутри нее по четко обозначенным окружностям движутся небесные тела, которые тоже имеют шарообразную форму. Граница Вселенной — это небо, которое представляет собой живое существо, и состоит из эфира.
Чарльз Дарвин и естественный отбор
Как «отец эволюционизма» Дарвин был первым из натуралистов до середины девятнадцатого века, установившим связь между эволюционной мыслью (часто только концептуальной) и «реальным миром».
Это означает, что Дарвин продемонстрировал факты (собранные и объясненные в Происхождение видов) процесс эволюции путем естественного отбора и адаптации.
Согласно его теории, естественный отбор позволяет тем особям с наиболее благоприятными характеристиками выживать в данной среде и, кроме того, воспроизводить больше, передавая эти характеристики своему потомству (выживание наиболее приспособленных).
В соответствии с этим Дарвин также предположил, что природа производит больше особей, чем «необходимо» для каждого вида, чтобы позволить происходить естественному отбору.
Таким образом, выживание наиболее приспособленных является не чем иным, как результатом самого «природного инстинкта сохранения», гарантирующего, что только наиболее приспособленные особи выживают и размножаются в изменяющейся среде.
Дарвин также предположил, что новые наблюдаемые виды являются продуктом накопления небольших последовательных изменений (постепенности), вызванных различными типами адаптации.
– Жорж-Луи Леклерк и спонтанное зарождение
Также известный как «граф Бюффон», Леклерк (1707-88) был сторонником идеи происхождения жизни через спонтанное зарождение и существования «генерального плана», заложенного в природе.
В некотором смысле он опроверг аристотелевскую концепцию неизменности, поскольку пришел к выводу, что виды обладают способностью меняться со временем, возможно, из-за влияния окружающей среды или простой случайности.
Более того, в рамках своих предположений Леклерк предположил, что Земле не менее 75 тысяч лет, и в своих записях он даже намекнул, что человек и обезьяны каким-то образом связаны.
Пост-дарвиновская эпоха
Дарвиновские теории эволюции получили широкую поддержку в научном сообществе, как и менделевские теории наследования признаков и хромосомная теория наследования позже.
Однако в течение многих лет эти подходы казались «разорванными» или «несовместимыми», пока не появилась синтетическая теория эволюции, также известная как современный синтез или неодарвинизм.
Благодаря вкладу таких ученых, как С. Райт, Дж. Холдейн, Р. Фишер и Т. Добжанский, эта теория теперь имеет молекулярную основу для объяснения влияния естественного отбора на изменчивость видов (их популяций). или, скорее, от частот аллелей популяции.
Понятие метафизики
Суть метафизики Аристотеля — критика трудов Платона и его концепции о разделении мира идей и мира вещей. Ученый считает, что форма и материя неотделимы друг от друга. В материи заложено стремление воплотить в жизни те возможности, которые она заключает в себе.
Понятие «формы» по Аристотелю включает в себя три момента: сущность предмета «в настоящем времени», и потенциально возможные вещи, которые могут получиться из неё после – результат определенного создавшего её акта творчества.
Переход потенциальной возможности в существующую действительность – движение. В процессе движения, простые вещи превращаются во все более и более сложные. Постепенно, они приближаются к совершенству и к своему первоисточнику — Богу. Согласно этой концепции, Бог — это чистое мышление, которое не имеет выражения в вещественной форме. В дальнейшем, мышление просто не может развиваться – оно достигло совершенства, но Бог не существует отдельно от материального мира.
– Джеймс Ашер и день творения
Другие великие философы намеревались исследовать жизнь и человека как прекрасного зрителя. Принятие теорий биологической эволюции медленно проникало в общество, и религиозные критики были его главными противниками.
Сегодня религия не совсем закрыта для обсуждения, но в прошлом многие популярные мыслители-креационисты пытались укрепить версию о происхождении Вселенной, Земли и живых существ от рук «творческого» существа высшей природы. ради исключения атеистических мыслей.
Среди них был ирландский англиканский архиепископ Джеймс Ашер (1581–1656), который на основе анализа библейских текстов пришел к выводу, что сотворение мира произошло в точную дату: 23 октября 4004 года до нашей эры.
Таким образом, в его заявлениях предполагалось, что Земле не более 6000 лет и что Бог создал бесконечное количество созданий, каждое из которых «превосходило» следующее (простые и сложные формы), включая людей, таких-то и таких-то. такими, какими мы их знаем сегодня, то есть неизменными.
Сильное влияние религии на научную мысль проявилось еще в девятнадцатом веке.
Это продемонстрировано историей тем фактом, что мыслители конца семнадцатого и начала восемнадцатого веков просто посвятили себя описанию растений и животных, а не каким-либо попыткам объяснить, как они приобрели свои характеристики и формы.
Карол Линней (1707-78), например, был натуралистом (ботаником), который приложил огромные усилия к описанию природы, очевидно «раскрывая» неизменный порядок жизни, созданный Богом.
– Жан-Батист Ламарк и теория приобретенных характеров
Возможно, первым настоящим додарвиновским эволюционистом был Ламарк (1744-1829), французский натуралист, опубликовавший эволюционную теорию, основанную на наблюдениях за окаменелостями беспозвоночных, хранящихся в Музее естественной истории в Париже.
Согласно этому персонажу, все организмы обладали «внутренней прогрессивной тенденцией», которая вынуждала их «подниматься» в естественном масштабе, то есть живые существа действительно менялись с течением времени, всегда стремясь к «улучшенной версии самих себя». .
Более конкретно, Ламарк предположил, что если организм (его примеры были основаны на животных) еще не достиг «пика» своего развития, последовательное использование любого органа могло бы придать ему «эффективность», пропорциональную продолжительности этого использования и в противном случае неиспользование заставит его исчезнуть.
Короче говоря, Ламарк заявил, что, например, если жираф не мог дотянуться до самых высоких листьев на ветке дерева, его шея постепенно удлинялась, и эти небольшие изменения, связанные с использованием, передавались следующему поколению, а затем следующий и так далее, пока одному из особей не удастся достать указанную пищу.
– Аристотель и неизменность организмов
Аристотель (384–322 гг. До н.э.) был, пожалуй, одним из первых мыслителей, применивших иерархическую систему классификации живых существ.
Это настаивало на «неизменности» и вечном совершенстве вида, а также на существовании прогрессивного иерархического порядка, то есть восходящего, на «вершине» которого находился человек.
Аристотель утверждал, что предложенный таким образом порядок отвечает «жизненной силе» и что нет ничего, что приводило бы к фундаментальным изменениям в людях, отсюда и теория неизменности, то есть живых существ, созданных и не склонных к изменениям.
Аристотель о политике
Высочайшей целью нравственной деятельности человека является создание государства. Согласно этой идее, ячейкой общества и государственности является отдельная семья. Супруги состоят между собой в союзе, который основан на нравственности. Руководит им мужчина, но женщина в семье тоже имеет свободу в своих действиях. Мужчина должен в большей степени иметь власть над детьми, чем над своей супругой.
Согласно Аристотелю, рабство — это нормальное явление. Каждый грек может иметь рабов из варварских племен. Ведь они — существа высшей природы. Рабы находятся в полном подчинении своего господина.
Несколько семей образуют общину. А когда общины соединяются между собой — появляется государство. Оно должно обеспечивать счастливую жизнь для каждого, стремиться делать граждан добродетельными. Государство должно стремиться к совершенному устройству жизни.
В своем трактате «Политика» ученый приводит несколько разновидностей форм государственного правления: монархия (государством правит одно лицо), аристократия (правят несколько человек) и демократия (источником власти является народ).
– Жорж Кювье и теория катастрофизма
Вскоре после того, как Ламарк обнародовал свои теории, некоторые ученые приступили к самоотверженной работе по их дискредитации. Среди них был Джордж Кювье (1769-1832), французский натуралист, который первым задокументировал исчезновение древних животных (он был экспертом по динозаврам).
Его идеи были обобщены в доктрине катастрофизма, в которой эволюция объяснялась насильственными катастрофами (наводнения, горные образования и т. Д.), Которые привели к гибели многих видов и появлению новых.
С помощью этой теории Кювье и другие адепты пытались объяснить резкие различия между летописями окаменелостей и внезапные изменения, которые наблюдались у вымерших видов.
«Поэтика» Аристотеля
Многогранный Аристотель изучал также искусство драмы. Он написал отдельный трактат, посвященный этой отрасли — «Поэтика», который не дошел до нас целиком, но некоторые страницы этого труда, сохранились. Поэтому мы знаем, что думал великий философ о драматическом искусстве.
Ученый считал, что суть трагедии — пробуждать в зрителях сострадание и ужас. Благодаря таким сильным впечатлениям, человек испытывает «катарсис» — происходит его духовное очищение.
В пьесах Древней Греции всегда рассматривался определенный период времени. Философ в трактате «Поэтика» говорил о том, что время, место и действия в сюжете не должны расходиться с друг другом (теория «трех единств»).
Многие драматурги в своей работе опирались на учения Аристотеля. Позже, в «Новое время» в Европе не всегда стали придерживаться теории «трех единств», но она стала основой классического стиля в искусстве.
Аристотель об этике
Древнегреческий философ говорил о том, что суть добродетели состоит не в знании того, что есть добро и зло, потому что, наличие знания не способно удержать человека от совершения дурных поступков. Нужно сознательно тренировать в себе волю к совершению добрых поступков.
Добро — это преобладание разума над человеческими желаниями и страстями. Поведение человека можно назвать этическим, лишь тогда, когда он находит компромисс между своими желаниями и тем, как нужно поступить, согласно морально-этическим нормам. Не всегда человек хочет поступить правильно. Но усилием воли он должен контролировать свои действия. Поступив нравственно и справедливо, мы испытываем чувство довольства собой.
Нравственность неразрывно должна быть связана с государственностью и политикой.
Основы философии Аристотеля
Аристотеля интересовали как основы мироустройства, так и вопросы сущности человеческой личности. Эти исследования он отражал в своих работах, дошедших до наших дней. Мыслитель много трудов посвятил искусству риторики — обучал красноречию.
Вплотную Аристотель начал изучать философию еще в 17 лет. В этом возрасте он поступил в Академию Платона, где обучался 20 лет. Впоследствии, основал собственную философскую школу в городе Пеле, которая получила название «Ликей» (прототип современного лицея), где преподавал до конца жизни.
Аристотель – автор работ, которые легли в основу современной философии. И самые известные из них — «Риторика», «Метафизика», «Политика», «Поэтика», «Органон».
Составляющие философии Аристотеля
Учение философа делится на 4 части:
- теорию — изучение проблем бытия и его граней, происхождения и сущности явлений;
- практику — модель государственного устройства и деятельность людей;
- поэтику — изучение средств художественного выражения в литературе;
- логику — науку об истинном представлении окружающей действительности.
В вопросах сущности бытия, Аристотель критиковал труды своего учителя, Платона. Он был противником однозначных теорий о мироустройстве, и считал, что каждая идея будет зависеть от обстановки в окружающем мире, а каждая вещь уникальна. Подробно остановимся на этих моментах.