Натурфилософия
Мы проследили ход полемики о проблеме видов до конца XIX века. Теперь необходимо вернуться к началу этого века, чтобы заняться другой нитью, ведущей к пониманию живых существ на основе изучения их структуры. И здесь опять первоначальный толчок был дан главным образом естественной историей, и в первую очередь анатомией и физиологией, тесно связанными с медициной.
Мистическое направление в науке, представленное неоплатониками, а также последователями Луллия и Парацельса, особенно отчетливо проявилось в биологии, найдя свое последнее серьезное выражение в немецкой натурфилософии начала XIX века. Под влиянием таких философов, как Гердер и Шеллинг, и поэтов, подобных Гете, начались поиски Абсолютной идеи или божественного предначертания природы, которое непопятным образом связывалось также с возрождением германского народа и уничтожением ненавистного французского математического материализма 114. Тем не менее поиски прототипов означали сравнительное изучение структуры, или морфологии (термин принадлежит Гете), животных и растений, которое должно было продолжаться еще в течение Долгого времени после того, как исчезли вызвавшие его к жизни идеи. Одним из наиболее замечательных представителей этой школы был Лоренц Окен, уже упоминавшийся нами как воссоздатель немецкой науки; ему принадлежит заслуга в определении общих признаков структуры главных групп — типов организмов как живущих, так и вымерших (307).
Микроскоп. Ткани и клетки
Кроме этого натуралистического взгляда, существовал и другой — исходивший из медицины. Хотя в медицинской практике по — прежнему господствовал налет классической галеновой медицины с ее комментариями, составленными арабами, старые теории медицины, основывавшиеся на склонностях, не могли уже устоять перед лицом прогресса химической и биологической наук.
И тем не менее даже в начале XIX века не существовало еще ничего эффективного, чем можно было бы заменить медицину. Результатом явилась эпоха сумасбродных умозрений и выдумывания всевозможных систем, когда вдохновенные шарлатаны, подобно Месмеру с его животным магнетизмом, и слишком доверчивые анатомы, вроде Галла с его френологией, завоевывали себе множество последователей.
В то же время возрождение интереса к анатомии и физиологии должно было привести к величайшим со времени эпохи Возрождения успехам в понимании функций здорового и больного организма. В течение своей короткой жизни Биша (1771 — 1802) фактически воссоздал патологию и благодаря тщательному изучению структуры различных органов тела различил общие для многих из них виды тканей — нервную, артериальную, венозную, мускульную, волокнистую, железистую, кожную. За этим исследованием последовали другие, где новые ахроматические микроскопы Амичи (1827) позволили значительно лучше проникнуть в тонкую структуру тканей, гистологию, чем это было возможно для пионеров XVII века. Такое исследование показало, что ткани в свою очередь состояли из клеток: квадратных клеток в печени, продолговатых — в мускулах, чрезвычайно удлиненных — в нервах.
Работа
Натурфилософия Лоренца Окена
В основе системы Окена лежит представление Шеллинга о антагонистических силах, которые, стремясь отменить друг друга, ответственны за деятельность, управляющую всеми предметами, живыми и косными, составляющими Космос. Основа системы Окена математическая , таким образом вписывающаяся в пифагорейскую традицию . Окен исходит из формулы: 1 — 1 = 0. 1 представляет Материю, пассивную часть Природы. -1 представляет Дух , творческую часть Природы. является результатом союза обеих антагонистических сил и отождествляется с Божественностью
.
Из этой фундаментальной теоретической основы Окен выводит все свои геологические и органические теории. Среди них выделяется позвоночная теория черепа, согласно которой череп есть не что иное, как триада метаморфизованных
позвонков .
Позвоночная теория черепа
В 1807 году Лоренц Окен опубликовал свою работу «О значении костей черепа», где изложил теорию, согласно которой череп представляет собой совокупность нескольких видоизмененных позвонков, каждый из которых связан с одним из органов чувств. Эта теория, по Окену, тесно связана с его философией: кости представляют собой земной и пассивный полюс Природы, а нервы — солнечный и активный полюс (творчество материи).
С другой стороны, Окен установил параллелизм между позвонками черепа и теми, что составляли позвоночный столб , так что голова повторяла строение туловища. Аналогия основывалась, опять же, как на морфологических, так и на функциональных причинах, поскольку, согласно Окену, грудная клетка и полость носа были связаны с дыханием .
Журнал Исида
В 1816 году Окен начал публикацию своего известного периодического издания Isis, eine encyclopädische Zeitschrift, vorzüglich für Naturgeschichte, vergleichende Anatomie und Physiologie. В этом журнале публиковались очерки и заметки по естественным наукам и другим интересующим предметам; время от времени допускались поэзия и даже комментарии о политике других немецких государств. Это привело к заявлениям и возражениям со стороны критикуемых или оспариваемых правительств, и суд Веймара призвал Окена либо подавить Исиду, либо уйти в отставку с должности профессора. Он выбрал последний вариант. Публикация Исиды в Веймаре была запрещена. Окен организовал его выпуск в Рудольштадте, и это продолжалось непрерывно до 1848 года.
В 1821 году Окен обнародовал в « Изиде» первую идею ежегодных общих собраний Общества немецких естествоиспытателей и врачей, которая была реализована в следующем году, когда первое собрание состоялось в Лейпциге. Британская ассоциация развития науки изначально была организована по немецкой или окенианской модели. В 1828 году Окен возобновил свои первоначальные скромные обязанности приват-доцента в недавно созданном Мюнхенском университете, и вскоре после этого он был назначен рядовым профессором того же университета. В 1832 году по предложению баварского правительства перевести его на должность профессора в провинциальный университет штата, он отказался от своих назначений и покинул королевство. В 1833 году он был назначен профессором естествознания в недавно созданном Цюрихском университете. Там он продолжал проживать, выполняя свои профессиональные обязанности и способствуя развитию своих любимых наук, до самой смерти.
Новая система классификации животных
В « Grundriss der Naturphilosophie» 1802 года Окен набросал очертания схемы, которую он впоследствии посвятил совершенствованию. Позиция, выдвинутая в этой работе, которой он продолжал придерживаться, состоит в том, что «классы животных фактически являются не чем иным, как представлением органов чувств, и что они должны располагаться в соответствии с ними». Следовательно, Окен утверждал, что существует только пять классов животных:
- Дерматозоиды или беспозвоночные
- Glossozoa, или рыба, те животные, у которых впервые появляется настоящий язык.
- Носороги, или рептилии, у которых нос впервые открывается в рот и вдыхает воздух
- Отозоа, или птицы, у которых ухо впервые открывается наружу
- Ophthalmozoa, или млекопитающие, у которых все органы чувств присутствуют и завершены, глаза подвижны и покрыты веками.
В 1805 году Окен сделал дальнейший прогресс в применении априорного принципа в книге о зарождении ( Die Zeugung), в которой он утверждал, что «все органические существа происходят из пузырьков или клеток и состоят из них. Рассматриваемые в их первоначальном процессе производства являются инфузорной массой или протоплазмой ( Urschleim ), из которой формируются или развиваются все более крупные организмы. Следовательно, их производство является не чем иным, как регулярным скоплением инфузорий — конечно, не уже сформировавшихся или уже существующих видов. совершенные, но состоящие из слизистых пузырьков или точек в целом, которые сначала образуются путем их объединения или объединения в определенные виды ».
Через год после выпуска этого трактата Окен разработал свою систему еще на один этап, и в томе, опубликованном в 1806 году при содействии Дитриха фон Кизера (1779–1862), под названием Beiträge zur vergleichenden Zoologie, Anatomie, und Physiologie, он продемонстрировал, что кишечник происходит из пупочного пузырька и что он соответствует желточному пузырю или желточному мешку. Каспар Вольф (1735–1794) ранее утверждал, что продемонстрировал этот факт на цыпленке ( Theoria Generationis, 1774), но он не рассматривал его применение как доказательство общего закона
Окен показал важность открытия как иллюстрацию своей системы. В той же работе Окен описал и напомнил о телах Wolffiana, или «изначальных почках»
Шеллинг
За короткий срок Шеллинг написал три работы: Ideen zu einer Philosophie der Natur als Einleitung in das Studium dieser Wissenschaft, 1797 (Идеи философии природы как введение в изучение этой науки); Von der Weltseele, 1798 (О мировой душе); и Erster Entwurf eines Systems der Naturphilosophie, 1799 (Первый план системы философии природы). Эти работы сохраняют актуальность как критику научной процедуры. Исторически, согласно Ричардсу:
В System des transzendentalen Idealismus, 1800 (Система Трансцендентальный идеализм ) Шеллинг включил идеи о материи и органическом в Часть III. Они являются лишь частью более амбициозной работы, которая затрагивает другие темы, в частности эстетику. С этого момента Натурфилософия Он меньше интересовался исследованием, поскольку он переформулировал свою философию. Однако это оставалось влиятельным аспектом его учения. Некоторое время он редактировал журнал, Neue Zeitschrift für speculative Physik (связанный том 1802).
Шеллинга Натурфилософия это был способ, которым он работал вне опеки Фихте, с которым он решительно поссорился в конце 1790-х годов. Более того, это привело его к орбите Иоганн Вольфганг фон Гете как интеллектуально, так и (как прямое следствие симпатии Гете) переездом; и он сломался с основными Кантианский постулаты. Иэн Гамильтон Грант пишет:
Шеллинг считал, что разделение, наложенное на природу нашим обычным восприятием и мышлением, не имеет абсолютной значимости. Их следует интерпретировать как результат единой формирующей энергии, которая есть душа или внутренний аспект природы. Другими словами, он был сторонником различных органицизм. Динамический ряд стадий в природе, формы, в которых реализуется идеальная структура природы, суть материя, как равновесие фундаментальных сил расширения и сжатия; свет с подчиненными ему процессами (магнетизм, электричество и химическое действие); организм с его составляющими фазами размножения, раздражительностью и чувствительностью. Постоянное изменение, представленное нам опыт вместе с мыслью о единстве производительной силы природы приводит к концепции двойственность через которую природа выражает себя в своих разнообразных продуктах.
Во введении к Ideen он возражает против догматизм, в терминах, которые догматик не может объяснить органическое; и что обращение к идее космического творца — особенность догматических систем, навязанная необходимостью объяснять природу как целенаправленную и единую. Система Фихте, названная Wissenschaftslehre, начал с фундаментального различия между догматизмом (фаталистическим) и критикой (свободной), как его формулировка идеализма.
Байзер разделяет зрелую форму Шеллинга. Натурфилософия в отношения:
- трансцендентальный реализм: тезис о том, что «природа существует независимо от всякого сознания, даже от трансцендентального субъекта» (в кантианской терминологии (Критика чистого разума ) трансцендентный предмет это условие возможности опыта), и
- трансцендентальный натурализм: тезис о том, что «все объяснимо по законам природы, включая рациональность трансцендентного субъекта».
Байзер отмечает, как Натурфилософия сначала был противовесом Wissenschaftslehre, а затем в подходе Шеллинга стал старшим партнером. После этого вряд ли можно было избежать того, чтобы Шеллинг стал противником Фихте, который был его ближайшим последователем в начале 1790-х годов.
Мы способны постигать и представлять себе природу в тех последовательных формах, которые принимает ее развитие, поскольку это тот же самый дух, который мы осознаем в самосознании, хотя здесь и бессознательно. Многообразие его форм не навязывается ему внешне, так как нет внешнего телеология в природе. Природа — это самоформирующееся целое, в котором можно искать только естественные объяснения. Функция Натурфилософия заключается в том, чтобы показать идеал как проистекающий из реального, а не выводить реальное из идеального.
Разделы
Поцелуй по расчетуПоэма СоддиЗадача о сферахМногомерностьГость из четвертого измеренияЧетырехмерный симплексВозможности нового измеренияЭксперимент ЦельнераГеометрия — это интуицияУщербность нашего восприятия Объем — в плоскостьНаш плоский объемный мирМебиусианаОдносторонность листа Мебиуса Топология — из листа Мебиуса Число БеттиХроматический номерСправа, где сердцеБутылка КлейнаМебиус и микромирЛевый и Правый МебиусыЭксперимент By Цзянь-сюнДвухкомпонентная теория нейтриноЗеркальные двойникиРоль формыВселенная искривляетсяТензорный анализТеория Вселенной ЭйнштейнаПульс ВселеннойВеликолепная пятеркаО божественной пропорции«Начала» ЕвклидаДоказательство ЭйлераСимволы ШлефлиГамильтонова линия Изопиранная задачаИнтуиция царицы ДидоныКак управляется мирСерьезные игрыИскусство орнаментаФедоровские группыИгры ЭсхераСимметрии ЭсхераНефедоровская кристаллографияМировая гармонияУдавшаяся провокация«Колючий» ёж КеплераФигура ПетриТеория многогранниковПравильные и почти правильные телаПесок расширяется!Кубическая плотная упаковкаПлотность упаковкиДома на пескеТайные связиМузыка сферПодкупающая простотаМодели ДончиянаПолезные политопыОрганизация пространстваРадость видеть и понимать Теории ЗемлиБейсбольный мяч планетыКатенаныВечный ГеометрЦепь причин и следствийСчастливый случайМетод Монте-КарлоВероятностные методыБросаем песчинкуСходство схемЗадачи распространения теплаСлучайные траекторииВозможности равныСлучай в игреИгры с таблицейНовые осложненияХуже-лучшеРасшифровка кодовРоль элемента случайностиОбучение и случайностьОбучение автоматов«Школьная» схема обученияОбучение — самообучениеШаблон поведенияУметь пользоваться памятьюОпыты И. П. ПавловаУсловный рефлексСвязь между нейронамиНоситель памятиМеханизм образования условного рефлексаМеханизм «вспоминания»Структура нервной сетиПростой экспериментПроблема опознанияЧто такое опознаниеЗрительные образыПерсептронРазличаемые образыЧто умеет персептронСвойства персептронаЗалог опознания образовРоль случайности в эволюцииК чему приводят мутацииЕстественный отбор«Безжалостность» законов природыПриспособление видаСхема гомеостатаИдея ЭшбиУсилитель отбораУсилитель мыслительных способностейСхема искусственного отбораСамонастраивающиеся системы и случайностьНепохожесть системКритерий близости к совершенствуСамонастраивающиеся системыНаладчик сложных системМетод компенсацииКак настроитьУстройство автоматаДержим точный размерАнализ станка-автоматаОбратное воздействиеСпособ Гаусса — ЗейделяАнализ настроекМетод градиентаМетод случайной настройкиМетод случайного поискаПрограмма случайного поискаСхема случайного поискаСамонастраивающаяся системаИсточник неограниченных возможностей
Гомологические взгляды
Все сочинения Окена являются дедуктивными иллюстрациями предполагаемого принципа, который, как и другие философы трансцендентальной школы, он считал равносильным объяснению всех тайн природы. По его словам, голова была повторением туловища — своего рода вторым туловищем, с его конечностями и другими придатками; эту сумму его наблюдений и сравнений — немногие из которых он когда-либо приводил в деталях — всегда следует иметь в виду при сравнении доли, взятой Океном в гомологический анатомия с прогрессом, достигнутым другими культиваторами этой философской ветви науки. Идея аналогии между черепом или частями черепа и позвоночником ранее выдвигалась и выдвигалась в их лекциях. Иоганн фон Аутенрит (1772–1835) и Карл Кильмейер (1765–1844), и в трудах Иоганн Франк (1745–1821). Окен применял его главным образом для иллюстрации мистической системы Шеллинга — «все во всем» и «все во всем». С самых ранних и до самых последних работ Окена на эту тему «голова — это повторение всего туловища со всеми его системами: мозг — спинной мозг; череп — позвоночный столб; рот — кишечник и брюшная полость; нос — это легкие и грудная клетка, челюсти — это конечности, а зубы — когти или ногти «. Иоганн фон Спикс (1781–1826) в его фолио Цефалогенез (1818), богато иллюстрированная сравнительная краниология, но представил факты под той же трансцендентной маской; и Жорж Кювье (1769–1832) воспользовался экстравагантностью этих учеников Шеллинга, чтобы высмеять все исследование тех высших отношений частей к архетипу, которые сэр Ричард Оуэн (1804–1892) назвал «общие гомологии».
Вертебральная теория черепа практически исчезла из анатомической науки, когда труды Кювье подошли к концу. У Оуэна Архетип и гомологии скелета позвоночных идея была не только возрождена, но и впервые проработана индуктивно, и теория правильно сформулировала следующее: «Голова не является виртуальным эквивалентом туловища, но является лишь частью, то есть некоторыми модифицированными сегментами всего тела. Челюсти — это «гемальные дуги» первых двух сегментов, а не конечности головы »(с. 176).
Однако смутно и странно, поскольку Окен смешал эту идею со своим априори Представление о природе головы, возможность ее присвоения, кажется, преодолели моральное чувство Гете — если только поэт действительно не обманул себя
Сравнительная остеология рано привлекла внимание Гете. В 1786 году он опубликовал в Йене свой очерк
Ueber den Zwischenkieferknochen des Menschen und der Thiere, показывая, что межчелюстная кость существовала как у человека, так и у животных. Но ни одно слово в этом эссе не дает ни малейшего намека на то, что он тогда обладал идеей позвоночных аналогий черепа. В 1820 г. Морфология, он впервые публично заявил, что за тридцать лет до даты этой публикации он обнаружил тайную связь между позвонками и костями головы, и что он всегда продолжал медитировать на эту тему. Обстоятельства, при которых поэт в 1820 году повествует, вдохновившись первоначальной идеей, подозрительно аналогичны тем, которые описал Окен в 1807 году, поскольку они производили такое же воздействие на его разум. В обоих случаях случайно был обнаружен обесцвеченный череп: у Окена это был череп оленя в лесу Гарц; у Гете это была овца, пойманная на берегу Лидо, в Венеция.
Можно предположить, что Окен, как Приватдозент в Геттингене в 1806 году, ничего не знал об этой неопубликованной идее или открытии Гете, и что Гете впервые узнал, что Окен имел представление о позвоночных отношениях черепа, когда он слушал вступительную речь, в которой молодой профессор, приглашенный поэт Йены, выбрал именно эту идею для своей темы. Невероятно, что Окен, если бы он заимствовал идею Гете или знал о его предвкушении, не признал бы источник, а не охотно воспользовался бы столь подходящей возможностью изящно воздать должное оригинальности и гениальности. своего покровителя.
В 1832 году Окен был избран иностранным членом Шведская королевская академия наук.
Стандарт аббревиатура автора используется для обозначения этого человека как автора, когда цитируя а ботаническое название.
Биография
Он родился в Больсбахе , Швабия , и первоначально носил фамилию Оккенфус, он изучал естествознание и медицину в Вюрцбургском университете . После поступления в Геттингенский университет его называют приват -доцентом, а его фамилию сокращают до Окен.
В 1802 году он опубликовал короткую работу под названием « Grundriss der Naturphilosophie, der Theorie der Sinne, mit der darauf gegründeten Classification der Thiere» . Это первый документ из серии публикаций, давших ему статус лидера натурфилософии .
В 1804 г. он опубликовал « Оценку общих направлений натурфилософии », где начал строить биологию на принципах, установленных Шеллингом .
В 1805 году он опубликовал «Поколение» , где установил параллелизм между анатомией и эмбриологией различных животных. Согласно Окену, живые существа состоят из инфузорий , первичных животных, которые должны были собраться вместе в процессе онтогенеза и снова разделиться после смерти животного.
Немецкая философия
Натурфилософия в переводе на английский язык означал просто «философия природы», и ее масштабы стали восприниматься в широком смысле. Иоганн Готфрид Гердер, особенно в противовес Иммануил Кант, был предшественником Шеллинга:
Потом Фридрих Шлегель теоретизировал об особом немецком направлении в философии природы, цитируя Якоб Беме, Иоганн Кеплер и Георг Эрнст Шталь, с Ян Баптист ван Гельмонт как крайний случай.Фредерик Байзер вместо следов Натурфилософия разработанные Шеллингом, Гегелем, Шлегелем и Новалис к ключевому моменту в теории материи, и определяет происхождение линии, которую они взяли с vis viva теория материи в работе Готфрид Лейбниц.
Впоследствии Шеллинг отождествлял себя с Барух де Спиноза, к мысли которого он видел себя приближающимся. В Системы Darstellung Meines, и развернутое изложение в лекциях по System der gesamten Philosophie und der Naturphilosophie insbesondere приведены в Вюрцбург в 1804 г. содержат элементы философии Спинозы.
Йенский университет
Репутация молодого приват-доцента Геттингена достигла ушей Иоганна фон Гете (1749–1832), и в 1807 году Окен был приглашен на должность экстраординарного профессора медицинских наук в Йенском университете. В качестве темы своего вступительного выступления он выбрал свои идеи о «значении костей черепа», основанные на открытии прошлого года. Эта лекция была прочитана в присутствии Гете, как тайного советника и ректора университета, и опубликована в том же году под названием Ueber die Bedeutung der Schädelknochen. Что касается происхождения идеи, Окен рассказывает в своей Исиде, что, гуляя одним осенним днем 1806 года в лесу Гарц, он наткнулся на побледневший череп оленя, поднял частично вывихнутые кости и некоторое время созерцал их., когда ему вдруг пришло в голову: «Это позвоночник!» На встрече немецких натуралистов, состоявшейся в Йене несколько лет спустя, профессор Кизер в присутствии великого князя сделал отчет об открытии Окена, который напечатан в Tageblatt, или «протоколах» этой встречи. Профессор заявил, что Окен рассказал ему о своем открытии во время путешествия в 1806 году на остров Вангероге. По возвращении в Геттинген Окен объяснил свои идеи, сославшись на череп черепахи из коллекции Кизера, которую он для этой цели разобрал. его кости отмечены почерком Окена.
Лекции Окена в Йене были обширными и высоко ценились в то время. Предметы включали натурфилософию, общую естественную историю, зоологию, сравнительную анатомию, физиологию человека, животных и растений. Дух, с которым он боролся с обширными областями науки, характерно проиллюстрирован в его эссе Ueber das Universum als Fortsetzung des Sinnensystems (1808). В этой работе он утверждает, что «организм — это не что иное, как комбинация всех действий вселенной в одном индивидуальном теле». Эта доктрина привела его к убеждению, что «мир и организм едины по своей природе, а не просто находятся в гармонии друг с другом». В том же году он опубликовал свою книгу « Erste Ideen zur Theorie des Lichts» и т. Д., в котором он выдвинул предположение, что «свет мог быть не чем иным, как полярным напряжением эфира, вызванным центральным телом в антагонизме с планетами, а тепло было не чем иным, как движением этого эфира» — своего рода смутное ожидание учения о «соотношении физических сил».
В 1809 году Окен распространил свою систему на мир минералов, расположив руды не по металлам, а по их сочетанию с кислородом, кислотами и серой. В 1810 году он суммировал свои взгляды на органическую и неорганическую природу в одну комплексную систему. В первом издании Lehrbuch der Naturphilosophie, появившемся в том и в последующие годы, он стремился объединить свои различные доктрины во взаимную связь и «показать, что минеральное, растительное и животное царства не могут произвольно располагаться в соответствии с ними. с единичными и изолированными признаками, но основываться на кардинальных органах или анатомических системах, из которых обязательно должно развиться твердо установленное число классов; что каждый класс, кроме того, берет свою отправную точку снизу, и, следовательно, что все они проходят параллельно друг другу »; и что «как в химии, где комбинации подчиняются определенному числовому закону, так и в анатомии — органы, в физиологии — функции, а в естественной истории — классы, семейства и даже роды минералов, растений и животных представляют собой аналогичное арифметическое соотношение «. Lehrbuch приобрел для Окена титула Hofrath или придворного советника, а в 1812 году он был назначен ординарным профессором естественных наук.
План развития
Немецкий философ-идеалист Фихте попытался показать, что вся структура реальности неизбежно следует из факта самосознание. Шеллинг взял за отправную точку позицию Фихте и в своих ранних работах утверждал, что природа должна иметь реальность сама по себе. В этом свете доктрины Фихте казались неполными. С одной стороны, они слишком близко отождествляли основную основу вселенной разума с конечным индивидуальным Духом. С другой стороны, они угрожали реальности мира природы, видя его слишком много в манере субъективный идеализм. Фихте, с этой точки зрения, не сумел объединить свою систему с эстетический вид на природу, к которому Иммануил Кант с Критика суждения указал.
Натурфилософия поэтому одна из возможных теорий единства природы. Природа как сумма объективного и разум как совокупность всех действий, составляющих самосознание, кажутся одинаково реальными. Философия природы и трансцендентальный идеализм были бы двумя взаимодополняющими частями, составляющими философию в целом.