Геологическая деятельность ветра

Геологическая деятельность ветра

Под лежачий пласт вода протечёт

Ещё один важнейший созидатель и единовременно разрушитель рельефов — движущаяся вода. Её потоки своим движением образуют широкие речные долины, каньоны и ущелья. Однако даже малые её количества при неспешном передвижении способны формировать овражно-балочный рельеф на месте равнин.

Пробивать свой путь через любые препятствия — не единственная сторона влияния течений. Эта внешняя сила также выступает в роли транспортировщика обломков горных пород. Так формируются различные рельефные образования (к примеру, плоские равнины и наросты вдоль рек).

Особенным образом влияние текучих вод сказывается на легкорастворимых породах (известняк, мел, гипс, каменная соль), расположенных близко к суше. Реки постепенно убирают их со своего пути, устремляясь в глубину земных недр. Такое явление называется карстом, в результате него образуются новые формы рельефа. Пещеры и воронки, пропасти и подземные водоёмы — всё это итог длительной и мощной деятельности водных масс.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по географии 6 класс «Природные зоны»

Урок посвящен теме «Природные зоны мира»,при изучение природных зон детям читаются стихи русских поэтов о разных природных зонах, которые предают уроку ноты лирики. Урок был показан учителям географам.

разработка урока по географии 9 класс коррекционная школа VIII вида по теме таджикистан

урочное планирование по географии 9 класс по теме таджикистан + презентация.

Методическая разработка урока по географии 8 классе «Экологические проблемы и экологические ситуации в России»»
Разработка урока по географии , 8 класс

В разработке я представила материал о народных промыслах Центральной России.

Разработка урока по географии 7 класса на тему» Географическое положение Северной Америки»

На уроке учащиеся знакомятся с географическим положением Северной Америки, работают с картой, атласами, проводится презентация.

разработка урока по географии 6 класс по теме «Реки «

разработка урока по теме «Реки» , география 6 класс.

Разработка урока по географии 5 класс «Работа географа в полевых условиях»

Разработка урока по ФГОС по географии 5 класс «Работа географа в полевых условиях».

Весь геологический период или век сопровождается выветриванием горных пород. Это достаточно сложный и продолжительный процесс, при котором разрушается поверхность минералов, либо они подвергаются абсолютному изменению. Важным условием для этого можно считать присутствие H2O, CO2, O2 и колебания температуры либо взаимодействие с местной флорой и фауной.

Преобладание различных условия либо факторов на участках формирования пород, определяет три основных разновидности процессов выветривания:

  • органические;
  • химические;
  • физические.

Все эти разновидности имеют тесную взаимосвязь и чаще всего проявляются в сочетании друг с другом. Может преобладать какая-то конкретная форма, соответствующая условиям окружающей природы. Зачастую такие виды выветривания горных пород имеют место на суше. Намного реже можно столкнуться с этим явлением в условиях водных бассейнов

Действие природных факторов

Солнечные лучи – главный фактор, способствующий разрушению твердых горных пород. Днем под палящими лучами солнца они нагреваются, а ночью, наоборот, охлаждаются. Вы знаете, что при нагревании твердые тела расширяются, а при охлаждении сжимаются. От смены температур на поверхности пород образуются трещины. В них попадает вода; замерзая, она расширяет трещины. Это повторяется множество раз, и с каждым разом трещины увеличиваются в размерах, и, наконец, от скальной поверхности откалываются куски.

Живые организмы также способствуют разрушению горных пород. Неприхотливые лишайники, мхи, поселившись на скалах, а затем отмирая, образуют слой почвы, на которой поселяются травы, кустарники, деревья. Корни деревьев, проникая в трещины горной породы, раздвигают их и разрушают. Свою незаметную, но важную роль играют микроорганизмы – бактерии. Они вырабатывают различные химические вещества, способствующие разрыхлению горных пород.

О природном геологическом явлении

РАЗРУШЕНИЕ ГОРНЫХ ПОРОД (а. rock breaking; н. Gesteinszerstorung; ф. destruction des roches, rupture des roches; и. destruccion de rocas) — нарушение сплошности природных структур горных пород (минеральных агрегатов, массивов горных пород) под действием естественных и искусственных сил. Разрушение — сложный физический или физико-химический процесс, характер развития которого зависит от величины и скорости приложения нагрузки, напряженного состояния объекта, его прочности и структурных свойств. В соответствии с этим разрушение может протекать на микро- и макроскопическом уровнях. Микроскопическое разрушение (размеры зоны разрушения до 1 мм) возникает в месте контакта разрушающего элемента с породой и сопровождается разрывом связей между зёрнами или нарушением химических связей в кристалле, микротрещинами, сдвигом вдоль поверхностей скольжения. Макроскопическое разрушение (размеры зоны разрушения 1 см и более) характеризуется развитием одной или многих трещин, нарушающих сплошность массивов в значительных объёмах. Во всех случаях разрушение начинается с процесса на микроскопическом уровне, при определённых условиях приобретающего макроскопические масштабы.

Естественное разрушение происходит в результате гравитационных (оползни, оседания грунтов, обвалы, осыпи), вулканических, глубинных тектонических процессов, выветривания, других природных процессов и явлений. На горных объектах естественное разрушение сопровождается обрушением подземных горных выработок, бортов карьеров и т.п. и представляет собой негативный фактор, влияние которого снижают выбором специальных технологических схем ведения работ, креплением выработок, закреплением грунтов и т.д. С другой стороны, нарушение сплошности полезных толщ (например, под действием горного давления) упрощает процессы выемки, а разрушение породных толщ интенсифицирует дегазацию горных пород.

Искусственное (принудительное) разрушение — основной процесс технологии добывания и переработки твёрдых полезных ископаемых. Осуществляется в результате главным образом механического и взрывного воздействия на горные породы, в меньшей степени — гидравлического, взрыво-гидравлического, термического, электрического, электромагнитного, комбинированного. При этом разрушающие нагрузки носят или квазистатический характер (скорости их приложения измеряются единицами или десятками м/с) — возникают при бурении, резании, механическом дроблении, или динамический (сотни и тысячи м/с) — при ударном и взрывном разрушении (см. Взрывное разрушение).

Разрушение при бурении скважин имеет ряд особенностей и происходит путём отделения от массива частиц различной крупности в пределах плоскости забоя при наличии только одной обнажённой поверхности и возрастании с глубиной влияния горного давления. Наибольшее распространение получил механический способ бурения, при котором разрушение имеет объёмный, усталостный или поверхностный характер. В первом случае, когда напряжения в породе превышают предел её прочности, порода разрушается на некоторую глубину, которая сохраняется при перемещении породоразрушающих элементов по забою и может превышать их внедрение. Объёмное разрушение наиболее эффективно, т.к. требует наименьших удельных затрат энергии. Усталостное разрушение происходит при контактных напряжениях меньших, чем прочность породы, и наступает после многократного воздействия нагрузок в результате образования и постепенного развития в породе микротрещин. При ещё меньших значениях напряжений происходит поверхностное разрушение, когда породоразрушающие элементы, перемещаясь по забою без внедрения, истирают породу. Такой процесс наименее эффективен, т.к. ведёт к интенсивному износу инструмента и отличается высокими удельными энергозатратами.

Общие теоретические вопросы разрушение исследованы американскими учёными А. А. Гриффитсом, Г. Р. Ирвином, Э. Орованом, польским — В. К. Новацким, советскими — А. Ю. Ишлинским, С. Н. Журковым, Е. И. Шемякиным, Я. Б. Фридманом и др.; в аспекте горного дела — советскими учёными В. В. Ржевским, Л. И. Бароном, А. И. Бероном, Б. И. Воздвиженским, Н. И. Куличихиным, Н. И. Любимовым, В. И. Геронтьевым, М. М. Протодьяконовым и др.

Что такое выветривание пород?

Выветривание отражает взаимодействие двух ведущих противоположных начал – дифференциации исходных пород и интеграции полученных компонентов, составляющих основу комплекса явлений литогенеза в зоне господства низких давлений, температур при обилии воды и кислорода, в условиях поверхностной части литосферы.

В ходе выветривания происходит дезинтеграция породы, разделение ее на составные части под действием различных факторов и сил. Но выветривание это не только дробление (кластогенез), фракционирование, дифференциация исходных пород, подготовка материала к последующему осадко- и породообразованию, перевод его в состояние и формы, способные к перемещению различными способами с последующим концентрированием в бассейнах седиментации различного типа. Это и способ созидания новых геологических тел, таких как наземные и подводные коры выветривания, почвы, способ образования пород и полезных ископаемых. При этом выветривание, как способ создания новых геологических тел, включает преобразования, процессы, характерные для формирования типично осадочных пород.

Образование гор

Горные породы на поверхности медленно двигающихся накапливаются горизонтальными слоями. При столкновении плит толщи пород изгибаются и сминаются в складки разной величины и крутизны. Выпуклые складки образуют горные хребты, а вогнутые складки — межгорные впадины. Именно поэтому многие образовавшиеся при столкновении литосферных плит горы суши называются складчатыми.

Постепенно складчатые горы разрушаются, и от них остаётся только складчатое основание. На этом выровненном основании формируются равнины.

При образовании гор толщи горных пород не только сминаются в складки, но и разрываются, раскалываются разломами. Разделённые разломами на отдельные глыбы участки земной коры смещаются вверх или вниз относительно друг друга. Так возникают сбросы, горсты и грабены. Состоящие из них горы называются складчато-глыбовыми и глыбовыми.

Движение гигантских плит литосферы приводит не только к образованию гор, но и к возникновению землетрясений и , которые часто несут смертельную опасность для людей.

Изменённые ветром

Разрушение и преобразование горных пород в основном происходит под воздействием выветривания. Оно не создаёт новые рельефные формы, но разрушает твёрдые материалы до рыхлого состояния.

На открытых пространствах, где нет лесов и иных препятствий, песчаные и глиняные частицы при помощи ветров могут перемещаться на значительные расстояния. Впоследствии их скопления образуют эоловые формы рельефа (термин происходит от имени древнегреческого бога Эола — повелителя ветров).

Пример — песчаные холмы. Барханы в пустынях создаются исключительно при воздействии ветра. В некоторых случаях их высота достигает сотни метров.

Таким же образом могут скапливаться осадочные горные отложения, состоящие из пылеватых частиц. Они имеют серовато-жёлтый цвет и называются лёссами.

Следует помнить, что, двигаясь с большой скоростью, различные частицы не только лишь скапливаются в новые образования, но и постепенно разрушают встречающийся на своём пути рельеф.

Выветривание горных пород бывает четырёх видов:

  1. Химическое
    — заключается в химических реакциях между минералами и внешней средой (вода, кислород, углекислый газ). В результате горные породы подвергаются разрушению, их химическая составляющая терпит изменения с дальнейшим образованием новых минералов и соединений.
  2. Физическое
    — вызывает механический распад горных пород под влиянием целого ряда факторов. В первую очередь физическое выветривание происходит при значительном колебании температур в течение суток. Ветра, наряду с землетрясением, извержением вулканов и селевыми потоками аналогично являются факторами физического выветривания.
  3. Биологическое
    — осуществляется при участии живых организмов, деятельность которых приводит к созданию качественно нового образования — почвы. Влияние животных и растений проявляется в механических процессах: дробление горных пород корнями и копытами, рытьё нор и т. д. Особенно масштабная роль в биологическом выветривании принадлежит микроорганизмам.
  4. Радиационное, или же солнечное выветривание.
    Характерным примером разрушения пород при подобном воздействии — Наряду с этим радиационное выветривание влияет ещё и на ранее перечисленные три вида.

Все эти типы выветриваний нередко проявляются комбинированно, сочетаясь в тех или иных вариациях. Однако различные климатические условия также влияют на чьё-либо преобладание. К примеру, в местах с сухим климатом и в высокогорных районах зачастую встречается физическое выветривание. А для областей с холодным климатом, где температуры часто колеблются до 0 градусов Цельсия, характерно не только лишь выветривание морозом, но и органическое вкупе с химическим.

Аккумулятивная деятельность ветра

Аккумулятивная деятельность ветра заключается в накоплении эоловых отложений, среди которых выделяются два генетических типа — эоловые пески и эоловые лёссы. Эти отложения в современную эпоху образуются в пустынях и на их периферии, но во время четвертичного оледенения активно формировались и в зоне, обрамлявшей покровные ледники. Эоловые отложения возникают преимущественно в результате ветрового захвата и переноса более древних накоплений (морских, речных, озёрных и др.) или, частичном участии продуктов механического разрушения других пород. В зависимости от степени и характера эоловой переработки исходного материала песчаные отложения подразделяются на неперемещенные (перевеянные) и перемещенные (навеянные). Перевеянные отложения залегают в непосредственной близости от пород (песков) за счёт переложения которых накопились, представлены преимущественно песками. Навеянные отложения лишены пространственной связи с материнскими породами, для них характерно обогащение мелкозернистым материалом, способным перемещаться на большие расстояния, представлены лёссами.

Эоловый лёсс (нем. «Loss» от «lose» — рыхлый, нетвёрдый) — отложения, сложенные пылеватыми частицами, неслоистые, обладающие высокой пористостью. Характерными особенностями лёссов являются следующие.

  • Мелкозернистый пылеватый состав. Частицы размером более 0,25 мм отсутствуют или составляют не более 5%.
  • Высокая пористость – объём пор может достигать 50-55%. Эта особенность определяет способность лёссов обваливаться большими глыбами и просаживаться при увлажнении или под нагрузкой (например, весом построек). Благодаря рыхлости пород они легко разрушаются при дефляции или под действием водных потоков (знаменитая «жёлтая» река – Хуанхэ – имеет специфичный цвет вод за счёт переноса большого объёма лёссового материала).
  • Залегание в форме плащеобразных покровов.
  • Отсутствие слоистости и однородность состава.
  • Наличие в них горизонтов погребенных почв. Изучение особенностей захороненных в толщах лёссов пыльцы и ископаемых моллюсков указывает на их образование в условиях холодного ледникового климата. Горизонты почв, напортив, содержат признаки формирования в более теплых условиях. Эта особенность позволила определить, что значительная часть лёссов возникла в ледниковые эпохи в приледниковых зонах (а захороненные в них почвы – в период межледниковий).

Эоловые пески также обладают рядом специфических особенностей, среди которых необходимо отметить следующие.

  • Хорошая сортированность зёрен с преобладанием частиц размером 0,1-0,25 мм.
  • Матовая поверхность зёрен, наличие так называемых «пустынного загара» — железистой или марганцевой плёнки на их поверхности.
  • Наличие в отложениях ветрогранников — обломков горных пород двух-, трёх-, четырёхгранной формы, возникающие вследствие шлифующего действия песка, переносимого ветром.
  • Косая слоистость с углами падения слойков около 30.
  • Отсутствие фауны и цемента.

Следует добавить, что, осаждаясь из воздуха, в том числе вместе с каплями дождя и со снегом, пылеватые частицы примешиваются к морским и континентальным осадкам разного генезиса, не образуя в таких случаях самостоятельных эоловых накоплений.  

Землетрясения

Землетрясения
это быстрые колебания земной коры, вызванные сдвигами горных пород. Место в глубине земной коры, где происходят эти сдвиги, называется очагом землетрясения. От очага через земную кору распространяются волны, создающие колебания. Место на земной поверхности, располагающееся прямо над очагом землетрясения, называется эпицентром. Здесь подземные толчки бывают самыми сильными, с удалением от эпицентра они ослабевают.
На Земле ежегодно происходит более 100000 небольших и около 100 достаточно сильных землетрясений. Учёные фиксируют землетрясения с помощью специальных приборов — сейсмографов. Для оценки в России а используют 12-балльную шкалу.

Что такое денудация?

На равнине обломки горных пород накапливаются там, где и образовались, предохраняя ниже лежащие породы от дальнейшего разрушения. Но везде, где имеется уклон, и особенно в горах, обломки под действием силы тяжести сползают все ниже по склонам. Способствуют этому перемещению подвижные стихии — вода, ветер, ледники. Совокупность процессов, благодаря которым обломочный материал перемещается вниз, называется денудацией (от латинского слова denudare, означающего «обнажать»). Действительно, в результате денудации обнажаются и становятся доступны выветриванию все новые слои горных пород, а это многократно увеличивает скорость их разрушения.

Рост горных массивов

Медленное перемещение отдельных участков земной коры постепенно приводит к их наложению друг на друга. Сталкиваясь в горизонтальном движении, их толщи изгибаются, мнутся и трансформируются в складки разных масштабов и крутизны. Всего наука выделяет два типа горообразовательных движений (орогенеза):

  • Выгибание пластов
    — образует как выпуклые складки (горные хребты), так и вогнутые (впадины в горных массивах). Именно от этого и произошло название складчатых гор, которые с течением времени постепенно разрушаются, оставляя за собой лишь основание. На нём и формируются равнины.
  • Разрыв пластов
    — толщи горных пород могут не только лишь сминаться в складки, но и подвергаться разломам. Таким образом образуются складчато-глыбовые (или просто глыбовые) горы: скиды, грабены, горсты и прочие их составляющие возникают при вертикальном смещении (поднятие вверх/опускание вниз) участков земной коры относительно друг друга.

Но внутренняя сила Земли способна не только лишь сминать равнины в горы и рушить былые очертания возвышенностей. Движения также порождают землетрясения и извержения вулканов, которые нередко сопровождаются чудовищной разрухой и человеческими смертями.

Влияние землетрясений

Сдвиги горных пород часто провоцируют быстрые и сильные колебания земной коры. Чаще всего это происходит в районе высоких гор — эти области по сей день непрерывно продолжают формироваться.

Место зарождения сдвигов в глубинах земной коры называется гипоцентром (очагом). От него распространяются волны, которые и создают колебания. Точка на поверхности земли, прямо под которой располагается очаг — эпицентр. В этом месте наблюдаются наиболее сильные толчки. По мере дальнейшего удаления от этой точки они плавно угасают.

Наука сейсмология, изучающая явление землетрясений, выделяет три основных вида землетрясений:

  1. Тектонические
    — основной горообразующий фактор. Возникает в результате столкновений океанических и материковых платформ.
  2. Вулканические
    — возникают в результате потоков раскалённой лавы и газов из-под земных недр. Обычно они довольно слабые, хотя и могут продолжаться несколько недель. Чаще всего являются предвестниками извержений вулкана, что чревато куда более серьёзными последствиями.
  3. Обвальные
    — возникают в результате обрушения верхних слоёв земли, покрывающих собою пустоты.

Сила землетрясений определяется по десятибалльной шкале Рихтера с помощью сейсмологических приборов. И чем больше амплитуда волны, возникающая на земной поверхности, тем ощутимее будет урон. Наиболее слабые землетрясения, измеряющиеся в 1-4 балла, можно проигнорировать. Они регистрируются лишь специальными чувствительными сейсмологическими приборами. Для людей они проявляются максимум в виде дрожащих стёкол или слегка перемещающихся предметов. В большинстве же своём они полностью незаметны на глаз.

В свою очередь, колебания в 5-7 баллов вполне могут повлечь различные повреждения, хоть и незначительные. Более сильные землетрясения уже представляют серьёзную угрозу, оставляя после себя разрушенные здания, практически полностью уничтоженную инфраструктуру и человеческие потери.

Ежегодно сейсмологи регистрируют порядка 500 тысяч колебаний земной коры. К счастью, лишь пятая часть из этого числа действительно ощущается людьми и лишь 1000 из них приносят реальный ущерб.

Использование обломочных горных пород человеком

Человек широко использует обломочные породы в своей деятельности. Например, щебень, гальку, гравий применяют при строительстве железнодорожных насыпей, шоссейных дорог, для бетонных работ.

Песок – сыпучая горная порода различных цветов, образовавшаяся в процессе полного разрушения гранита или другой горной породы. Он используется в стекольной промышленности, в строительстве домов, автомобильных дорог.

Глина образуется вследствие разрушения полевого шпата и других горных пород. Она состоит из мельчайших частичек, которые, скапливаясь, образуют слои. При смачивании глины водой возникает пластичная масса; из нее можно лепить различные изделия. При высыхании глина становится твердой, как камень. Окраска глины, так же как и песка, может быть самой различной. Из ценнейшей белой глины изготавливают фарфоровые чашки, тарелки, фигурки. Обычная коричневая глина идет на изготовление кирпичей, разнообразной глиняной посуды, ею обмазывают печи в деревнях. Глина используется и как лечебное средство.

Предварительный просмотр:

География. 6 класс.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: проектор, компьютер.

Этап урока, слайды

Действия учителя. Формы организации работы учителя

Действия учеников. Формы организации работы детей

1.Организационно-мотивационный этап урока

I стадия вызова

Определение темы урока, создание мотивационной установки.

Учитель предлагает ответить на вопросы:

Как происходит разрушение гор?

Как вы думаете, с чем нам предстоит познакомиться сегодня на уроке?

На основе второй колонки формулируются задачи урока.

Высказывают свои суждения. Учитель записывает все высказывания на доске.

Выдвигают предположения о теме урока, планируют свои действия на уроке

Определяют задачи с помощью учителя.

Формулируют 1 задачу: Какие силы вызывают разрушение горных пород на земле??

Формулируют 2 задачу: Как называется это процесс?

Формулируют 3 задачу: Виды выветривания?

Личностные УУД: формирование учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Коммуникативные УУД: слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную цель и задачи, целеполагание — постановка учебной цели и задачи; с помощью учителя определяют, что необходимо узнать на уроке, планирование – составление плана и последовательности действий.

2.Процессуально — содержательный этап урока

II Стадия осмысления.

Составить схему слайд 2-3

Выветривание — процесс разрушения и изменения гор на поверхности суши.

Виды выветривания слайд 5

Физическое — разрушение горных пород под действием движущейся воды, ветра, изменения температур

Химическое — разрушение растворимых горных пород водой.

Биологическое разрушение горных пород деятельностью растений и животных

Антропогенное выветривание — разрушение горных пород под действием хозяйственной деятельности человека.

Дневник – следопыта ст.52 задание 2

Бархан — песчаная гряда.

Дюна – холм, поросший растительностью.

Морена — скопление обломков горных пород, оставленные на месте таяния ледника.

Регулятивные УУД: с самостоятельно оценивать правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы; способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений.

Познавательные УУД: воспринимать информацию на слух.

Коммуникативные УУД: слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания

Дневник-следопыта ст. 51задание 3

Дневник-следопыта ст. 51задание 1

Дневник-следопыта ст. 51задание 2

Заполняют в таблице 3 колонку

Регулятивные УУД: с самостоятельно оценивать правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы; способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений.

Познавательные УУД: воспринимать информацию на слух.

Коммуникативные УУД: слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания

П. 20 читать, вопросы 1-5 устно. ВидеоГеография (посмотреть – рассказать)

Вулканизм

Вулканизм
— это излияние магмы на поверхность суши или дно океанов но трещинам в земной коре или трубообразным каналам — жерлам. На суше магма извергается, как правило, через жерла, вокруг которых вырастают горы конусообразной формы — вулканы.

Изливающаяся магма теряет газы и пары воды и становится лавой. Газы из магмы выделяются очень быстро, поэтому извержения часто сопровождаются мощными взрывами. Они разрушают горные породы, превращая их в обломки, в том числе очень мелкие — вулканический пепел. Извержения разных вулканов неодинаковы. У некоторых они протекают спокойно, при извержении других наблюдаются сильные взрывы с выбросом раскалённых обломков, пепла и газов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Лесные поляны
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: