Устройство баз, газораздаточных станций и складов баллонов сжиженных газов

Приборы для измерения и контроля

Ни один газовоз не может работать без контрольно-измерительных приборов. Подобные устройства должны проходить регулярную метрологическую проверку, поскольку отвечают не только за правильность наполнения емкости, но и за безопасность работы с пропан-бутановой смесью. Кстати, об особенностях эксплуатации СУГ можно прочитать в статье: пропан бутан для газгольдера – свойства и особенности применения.

На автоцистернах для перевозки сжиженных газов устанавливаются следующие приборы:

  •  манометр для измерения давления после насоса;
  • манометр для измерения давления в цистерне;
  • электронный уровнемер, показывающий процентное наполнение емкости;
  • сливной счетчик с клапаном отсечения паровой фазы.

Для безопасной работы газовоз оснащается контрольно-измерительными приборами

Наблюдая за показателями приборов, оператор контролирует процесс заполнения/слива, предотвращая опасные ситуации. Критическим показателем манометров считается значение в 16 атмосфер, о чем свидетельствует красная отметка

Также важно следить за уровнем заполнения цистерны, который не должен превышать 85%

Счетчик позволяет проконтролировать количество слитого газа как водителю-оператору газовоза, так и покупателю

Важно, чтобы после счетчика не было дополнительных отводов. Его выход должен быть связан только со сливным шлангом

Счетчик для контроля слитого газа

Типы газовых заправок.

Пропановая газовая заправка — АГЗС (Автомобильная Газозаправочная Станция) осуществляет заправку автомобилей смесью пропан-бутана — сжиженным нефтяным газом. Пропан-бутан транспортируется на газовую заправку в автоприцепах-цистернах с баз хранения, куда доставляется, как правило, железнодорожным транспортом. На газовой заправке нефтяной газ перекачивают в ёмкости хранения. В баллоны автомобилей закачивается жидкая фаза под давлением 16 атмосфер. Давление создается насосом или подачей в ёмкость пропана под давлением.

Метановая газовая заправка — АГНКС (Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция) осуществляет заправку автомобилей и других транспортных средств, двигатели которых конвертированы или изначально рассчитаны на работу на сжатом (компримированном) природном газе. Природный газ поступает на газовую заправку АГНКС по газопроводам. На станции давление газа повышается (или снижается в зависимости от давления в подводящем газопроводе) до 20 МПа (200 атм) и в таком виде закачивается в баллоны транспортных средств. В отличие от крупных АГНКС малогабаритные газовые заправки можно разместить на небольшой площадке в черте города или в автохозяйстве.

Еще недавно газовые заправки были на украинских просторах настоящей экзотикой, что в немалой степени тормозило внедрение ГБО. И это несмотря на то, что газ как автомобильное топливо намного выгоднее бензина. Однако сложившаяся ситуация постепенно начинает меняться к лучшему, что не может не внушать некоторый оптимизм, хотя и весьма сдержанный.

Принято различать газовые заправки двух типов: АГНКС (автомобильная газонаполнительная компрессионная станция) и АГЗС (автомобильная газозаправочная станция). Внешне их нетрудно отличить друг от друга. АГНКС представляет собой большой терминал, где происходит заправка метаном различных транспортных средств, чьи двигатели приспособлены и изначально рассчитаны на использование в качестве топлива сжатого природного газа. Метан поступает на АГНКС при помощи специальных газопроводов, проложенных под землей. Давление газа внутри него может быть различным. В зависимости от этого данный показатель требуется либо уменьшить, либо наоборот увеличить до 200 атмосфер, или 20 МПа. Именно под таким давлением природный газ заправляют в автомобильные баллоны.

Следует подчеркнуть, что АГНКС занимают довольно значительную площадь, а их обустройство требует серьезных затрат. По этой причине их, как правило, размещают за пределами городской черты.

В состав АГЗС входит топливный резервуар, насос и раздаточная колонка. Здесь автомобили заправляют не природным, а нефтяным газом, точнее – сжиженной пропанобутановой смесью, которая доставляется на заправку цистернами-автоприцепами с базы хранения (туда она поступает, как правило, по железной дороге). Из топливного резервуара, где он хранится под давлением нефтяных паров, сжиженный газ закачивается в автомобильный баллон. Давление внутри емкости определяется в первую очередь температурой окружающей среды: например, при 00С данный показатель составляет 3 атмосферы, а при + 200С – уже 12 атмосфер. В автомобильный баллон пропанобутановая смесь обычно поступает под давлением в 16 атмосфер, которое создается за счет работы компрессора.

Благодаря тому, что АГЗС более компактны по сравнению с АГНКС и не требуют прокладки дополнительных коммуникаций, появляется возможность размещать их в пределах городской черты или непосредственно на территории автохозяйства.

Как уже говорилось выше, на сегодняшний в России существует определенный дефицит газовых заправок. По своему количеству они пока в десятки раз уступают АЗС. Хотя и они до недавнего времени не могли похвастаться развитой сетью. Стремительные темпы, которыми сегодня развивается рынок ГБО в России, дают надежду на то, что ситуация с газовыми заправками улучшится уже в самом ближайшем времени.

Автоцистерны для перевозки СУГ: технические требования

Автомобильная цистерна, предназначенная для транспортировки сжиженных газов, представляет собой стальной резервуар цилиндрической формы. Для защиты емкости от воздействия солнечных лучей может комплектоваться теневым кожухом, изготовленным из нержавеющей стали. Рабочее давление, при котором осуществляется перевозка груза, составляет 16  атмосфер. Рабочая температура должна находиться в диапазоне от -40°C до +50°C.

Газовоз на базе автомобиля Камаз

Резервуары для газовозов изготавливаются согласно ГОСТ 21561-76, в котором предусмотрены следующие требования:

  • Соответствие Правилам устройства и эксплуатации сосудов, работающих под давлением.
  • Способность выдерживать внутреннюю нагрузку, создаваемую пропаном при температуре стенки +50°C.
  • Прочность несущих конструкций с учетом динамического коэффициента равного 2,5.
  • Устойчивость цилиндрической формы к действию весовых нагрузок и вакууму.
  • Поперечная и продольная устойчивость против опрокидывания.

Современные требования к шасси, на которые устанавливаются цистерны, предполагают обязательное наличие АБС. Кроме того, каждый автомобиль должен обладать такими техническими возможностями, как система мониторинга ГЛОНАСС/GPS.

9.3 РЕЗЕРВУАРЫ ДЛЯ СУГ

9.3.1 Резервуары для сжиженных газов на газонаполнительных станциях, изготовленные в заводских условиях в соответствии с действующими стандартами, могут устанавливаться надземно и подземно.

Расстояния в свету между отдельными подземными резервуарами должны быть равны половине диаметра большего смежного резервуара, но не менее 1 м.

9.3.2 Надземные резервуары следует располагать группами, как правило, в районе пониженных планировочных отметок площадки ГНС. Максимальную общую вместимость надземных резервуаров в группе следует принимать в соответствии с таблицей 11.

Таблица 11

Общая вместимость резервуаров ГНС, м3

Общая вместимость резервуаров в группе, м3

До 2000

1000

Св. 2000 до 8000

2000

Минимальные расстояния в свету между группами резервуаров следует принимать по таблице 12.

Таблица 12

Общая вместимость резервуаров в группе, м3

Расстояние в свету между внешними образующими крайних резервуаров групп, расположенных надземно, м

До 200

5

Св. 200 до 700

10

Св. 700 до 2000

20

9.3.3 Внутри группы расстояния в свету между надземными резервуарами должны быть не менее диаметра наибольшего из рядом стоящих резервуаров, а при диаметре резервуаров до 2 м – не менее 2 м.

Расстояние между рядами надземных резервуаров, размещаемых в два ряда и более, следует принимать равным длине наибольшего резервуара, но не менее 10 м.

9.3.4 Для каждой группы надземных резервуаров по периметру должны предусматриваться замкнутое обвалование или ограждающая газонепроницаемая стенка из негорючих материалов высотой не менее 1 м, рассчитанные на 85 % вместимости резервуаров в группе. Ширина земляного вала по верху должна быть не менее 0,5 м. Расстояния от резервуаров до подошвы обвалования или ограждающей стенки должны быть равны половине диаметра ближайшего резервуара, но не менее 1 м. Обвалование (ограждающая стенка) должно быть рассчитано на прочность из условия полного заполнения водой пространства внутри обвалования (ограждающей стенки). Отвод воды с обвалованной территории базы хранения следует предусматривать за счет планировки территории базы хранения с выпуском через дождеприемник с гидрозатвором.

Ширина применяемой ограждающей стенки принимается в зависимости от материала.

Для входа на территорию резервуарного парка по обе стороны обвалования или ограждающей стенки должны быть предусмотрены лестницы-переходы шириной 0,7 м, не менее двух на каждую группу, расположенные с противоположных сторон обвалования (ограждающей стенки).

Средства защиты оборудования

Для защиты оборудования от аварийных ситуаций предусмотрены предохранительные элементы. Одним из таких механизмов является дифференциальный байпасный клапан. Он предназначен для сброса излишков газа обратно в емкость при превышении давления на линии подачи насоса и служит для предохранения и сохранения длительного срока службы насоса.

Байпасный клапан устанавливается для сброса избыточного давления

Важным моментом является фильтрация СУГ, поскольку он может содержать различные взвешенные частицы, например окалину. Чтобы не допустить поломки насосного оборудования и предоставить конечному потребителю чистый продукт, на входе насоса устанавливается фильтр.

Такой фильтр устанавливается в газовозе для очистки СУГ

В случае поломки электронного уровнемера для определения уровня наполнения автоцистерны используется специальный кран. Трубка от запорного механизма располагается точно на уровне 85% заполнения резервуара. Если при открытии крана будет выделяться паровая фаза, значит емкость еще недостаточно наполнена, если жидкая фаза – уровень наполнения достиг предела или превысил его.

Такой электронный уровнемер применяется в газовозах

В быту

Правила использования газовых баллонов, как и их изготовления, хранения, изложены в нескольких официальных документах:

  • «Правилах промбезопасности опасных производств, где используется оборудование под избыточным давлением», утвержденных приказом № 116 от 25.03. 2014 г. Федеральной службы Ростехнадзора.
  • ППР в РФ.
  • ГОСТ 15860-84, устанавливающий тех. условия для баллонов со сжиженными углеводородами давлением до 1,6 МПа.

В рекомендациях ФГУ ВНИИПО от 13.06.2000 г. о тактике пожарных подразделений в условиях возможности взрыва газобаллонного оборудования в очаге пожара, приводится следующая информация:

  • Широкое распространение получили баллоны для хранения, транспортировки сжиженных/сжатых углеводородных газов (СУГ) в различных сферах промышленности, а также в быту.
  • В соответствие ГОСТ 15860 на 25 предприятиях в России выпускаются сварные баллоны из стали для хранения СУГ.
  • Их суммарное количество около 40 млн шт.
  • Основные виды вместимостью 27, 50 л, что составляет до 85% от общего количества.

Хранение и использование газовых баллонов

Учитывая, что согласно ГОСТ допустимый срок эксплуатации баллонов с условием соблюдения правил, технического освидетельствования раз в пятилетку – 40 лет, несложно представить, что за последние годы их количество как быту для приготовления пищи, так на строительных площадках, в цехах промышленных предприятий для проведения огневых, в том числе газосварочных, работ, только возросло; как и количество пожаров, где имели место взрывы, гибель людей.

Основные требования норм ПБ к использованию баллонов с пропаном, бутаном, их смесью при использовании в быту:

  • Запрещено хранение баллонов с СУГ в частных домах, квартирах, лестничных клетках, в подвалах/чердаках, на лоджиях/балконах многоэтажных жилых зданий.
  • Кухонные плиты, газовые агрегаты для нагрева воды обязаны иметь подачу СУГ от резервуаров, установленных вне жилых строений в пристройках/шкафах из негорючего материала, расположенных у глухих наружных стен, удалены не меньше 5 м от входов в дом, подвалы/цоколи. Исключение – 1 резервуар до 5 л, подключенный к плите.
  • Шкафы для емкостей с СУГ необходимо запирать, оборудовать жалюзи для постоянного проветривания, обеспечить надписями: «Огнеопасно. Газ».
  • У входов в частные дома, таунхаусы, блок-секции, помещения строений, где используются резервуары с СУГ размещают надпись/табличку: «Огнеопасно. Баллоны с газом».

Упоминаются и простейшие меры предосторожности – запрещено пользоваться бытовыми агрегатами при утечке газа, имеющего характерный запах; ни в коем случае не проверять герметичность любых соединений газового тракта от ввода в квартиру до приборов с помощью открытого пламени. В бытовых условиях проверить утечку газа можно мыльным раствором, но лучше не заниматься самодеятельностью; а перекрыть подачу и в зависимости от ситуации вызвать представителей аварийной газовой службы или обслуживающей организации/предприятия

В бытовых условиях проверить утечку газа можно мыльным раствором, но лучше не заниматься самодеятельностью; а перекрыть подачу и в зависимости от ситуации вызвать представителей аварийной газовой службы или обслуживающей организации/предприятия.

Правила хранения газовых баллонов

Насосное оборудование

Насос для перекачки сжиженного газа должен соответствовать стандартам безопасности при работе во взрывоопасной среде. В частности, насосный агрегат Corken Z2000, который часто устанавливается на отечественных автогазовозах, изготовлен со строгим соблюдением Российских и Европейских правил и нормативных документов. Комплектный агрегат устанавливается на общей раме и состоит из шиберного насоса с приводом карданного вала коробки отбора мощности двигателя.

Технические характеристики Z2000:

  • макс. частота вращения: 750 об/мин;
  • макс. температура: 107°C;
  • макс. рабочее давление: 28,6 атм.;
  • производительность: 270 л/мин;

Насосный агрегат Corken Z2000

На предприятии

При эксплуатации газовых баллонов на территории, в цехах промышленных объектов, государственных/частных учреждений/организаций, предприятий в них часто находятся емкости со следующими веществами в сжатом/сжиженном состоянии:

  • Баллоны с СУГ, горючими газами, используемыми также в быту.
  • Емкости объемом с объемом от 10 до 50 л с техническими газами – азотом, гелием, аргоном, водородом, двуокисью углерода, ацетиленом, кислородом.

Необходимое пояснение:

  • Между баллонами с СУГ, используемыми на предприятиях, в организациях, в быту нет никакой разницы – это те же резервуары.
  • Сроки эксплуатации, переосвидетельствования – одинаковы.
  • Требования безопасной технической эксплуатации к ним – не отличаются; правила ПБ – различны из-за других условий размещения, хранения, наличия гораздо большего количества опасных факторов, способствующих возникновению взрыва/пожара.
  • Отличие – на предприятиях, в организациях востребованы баллоны большей емкости, чем в быту, хотя это утверждение довольно спорно.

Все это относится к баллонам с горючими газами, т.к. резервуары с техническими газами в быту не востребованы, за исключением пары – ацетилен + кислород при проведении ремонтных работ систем водоснабжения, в том числе противопожарного водопровода.

Требования ПХГБ, норм ПБ на территории, в зданиях предприятии/организации:

  • При необходимости оборудования постоянного рабочего места, оборудованного баллонами с газами, будь то сварочный пост или научная лаборатория, в составе индивидуальной установки должно быть не больше двух баллонов (рабочий + резерв) на расстоянии: не меньше 1 м – от любых отопительных приборов, не меньше 5 м – от источников открытого пламени.
  • Баллоны с СУГ должны быть защищены от прямых солнечных лучей.
  • При временном использовании баллонов с газами в течение рабочего дня (смены) запрещено устанавливать их на путях эвакуации, перемещения грузов, проезда автотранспорта.

Запрещено также устанавливать баллоны с легкими горючими газами в торговых центрах для заполнения воздушных шаров, иных целей; хранить кислородные баллоны в зданиях медицинских учреждений.

Перед выполнением огневых работ с использованием газовой сварки/резки на временных местах на территории населенных пунктов, в зданиях/сооружениях любого назначения, кроме стройплощадок и частных домов, руководителем предприятия/организации или ответственным за противопожарное состояние объекта/здания выдается наряд-допуск по ППР.

Подробное видео про хранение, транспортировку и эксплуатацию

Как эксплуатировать газовоз: основные правила безопасности

Перед выездом водитель автогазовоза должен проверить техническое состояние и убедиться в исправности всего оборудования. Следует удостовериться в наличии средств огнетушения и устройства отвода статического электричества (как правило, это бронзовый штырь, расположенный рядом со сливным трубопроводом).

Слева на фото изображен бронзовый штырь, который служит устройством отвода статического электричества

Заполненную газом автоцистерну запрещается располагать недалеко от мест с открытым огнем и в местах большого скопления людей

Все манипуляции с газовыми вентилями необходимо производить осторожно, не допуская действий, которые могут привести к образованию искры. Запрещается использовать инструмент, способствующий искрообразованию

Периодическая проверка герметичности

Важным аспектом безопасной эксплуатации газовоза является герметичность всех соединений. Чтобы избежать аварийных ситуаций, необходимо осуществлять периодическую проверку на утечку газа. Для этого каждое соединение обматывается пленочным материалом, после чего в систему закачивается азот. В пленке делается небольшое отверстие, которое смазывается мыльным раствором. Таким способом можно выявить утечку и оперативно ее устранить.

С помощью пленки, смазанной мыльным раствором, проверяется утечка газа

Газораздаточная станция

Газораздаточные станции, склады и групповые установки сжиженного газа после окончания их строительства, реконструкции или капитального ремонта должны быть испытаны и приняты комиссией.

Газораздаточные станции и склады сжиженного газа к моменту ввода в эксплуатацию должны иметь производственные инструкции ( по пуску, эксплуатации и ремонту оборудования), а также технологические схемы и инструкции по технической и пожарной безопасности.

Газораздаточные станции имеют назначение принимать газ с заводов и заполнять его ( расфасовывать) в баллоны и автоцистерны. На станциях обычно устанавливаются цистерны большой емкости из расчета создания запаса газа на 5 — 14 дней. В баллонах таз доставляется индивидуальным потребителям или на обменные пункты, где сами потребители обменивают опорожненные баллоны на баллоны с газом. Таким образом обменные пункты являются промежуточным звеном между станциями и потребителями. Автоцистерны используются для доставки газа и заполнения емкостей ( резервуаров), от которых снабжаются газом многоэтажные дома или группа домов, а также коммунальные и промышленные потребители.

Газораздаточная станция должна быть соединена с основными путями перевозки баллонов высококачественной дорогой.

Газораздаточные станции в зависимости от количества потребителей имеют производительность 3000 — 12000 Т сжиженного газа в год. В связи с увеличением потребления сжиженных газов в настоящее время строят кустовые базы производительностью 25000 — 100000 Т сжиженного газа в год.

Газораздаточные станции располагают вблизи железнодорожных линий и автомобильных дорог.

Компрессорный агрегат АВ-100.

Газораздаточные станции оборудуют внешней ( городской) телефонной связью. Телефоны в нормальном исполнении устанавливают только в невзрывоопасных помещениях.

Газораздаточные станции после окончания их строительства испытывают и принимают в эксплуатацию. Резервуары газораздаточных станций испытывают на плотность воздухом совместно с их обвязкой при закрытой арматуре на максимальное рабочее давление. Испытание резервуаров воздухом допускается только после их гидравлического испытания.

Газораздаточные станции построены по типовым проектам 905 — 8, 905 — 9, 905 — 11, разработанным Ленгипроинжпроектом.

Газораздаточные станции предназначены для приема, хранения, розлива в тару и выдачи потребителям сжиженного газа, который поставляется на эти станции в железнодорожных и автомобильных цистернах или по трубопроводу. Розлив газа производится в баллоны, автомобильные цистерны или передвижные резервуары.

Газораздаточные станции предназначены для приема, хранения, розлива в тару и выдачи потребителям сжиженного газа, который поставляется на эти станции в железнодорожных и автомобильных цистернах или по трубопроводу. Розлив газа производится в баллоны, автомобильные цистерны или передвижные резервуары.

Газораздаточная станция является базой снабжения сжиженными углеводородными газами и предназначается для приема, хранения и поставки потребителям сжиженного газа, поступающего железнодорожным, водным или автотранспортом, а также по газопроводам с предприятий, где производят эти газы.

Структура ГРС Управления газового хозяйства Мос-облисполкома.

Газораздаточные станции осуществляют эксплуатацию зданий, сооружений, технологического оборудования, автомобильного транспорта станций и производят проверку и ремонт баллонов.

Запорно-регулирующие механизмы

Для заполнения резервуара автогазовоза и слива СУГ в газгольдер предусмотрен сливной узел, состоящий из нескольких шаровых кранов фланцевого соединения (смотреть рисунок). Кран КШ4 предназначен для работы с паровой фазой, а краны КШ1, КШ3, КШ7 – для наполнения/слива жидкой фазы. Стоит отметить, что слив газа с помощью данных механизмов выполняется только для заправки промышленных резервуаров. Для заправки газгольдеров, расположенных в частных хозяйствах, применяется барабан с заправочным рукавом, длина которого достигает 50 м.

Сливной узел необходим для заполнения резервуара и слива СУГ

Управление процессом заправки осуществляется с помощью пульта оператора, на котором расположено два тумблера. Один тумблер связан с донным клапаном, отвечающим за слив жидкой фракции, второй тумблер управляет забором газовой фазы. В процессе наполнения или слива СУГ оба переключателя должны находиться в положении «Открыт». Больше о заправке газовых резервуаров читайте в статье: заправка газгольдера газом – основные особенности.

На стройплощадке

Проведение огневых работ с применением газобаллонного оборудования на территории, в зданиях/сооружениях строительной площадки проводится только работниками, прошедшими профильное обучение, в том числе по программе ПТМ.

Правила хранения, использования резервуаров с СУГ, кислородом на стройплощадке принципиально не отличаются от аналогичных на предприятиях, в быту, но есть нюансы:

  • К местам проведения работ по сварке/резки баллоны с СУГ, кислородом доставляют на носилках, санках, специальных тележках, оборудованных надежными крепежными хомутами, ремнями.
  • При транспортировке недопустимы удары, резкие толчки.
  • Как транспортировка, так и хранение баллонов должно осуществляться с навинченными предохранительными колпаками.
  • Запрещено совместное хранение баллонов с кислородом и СУГ, а также емкостями с карбидом кальция, красками, ГСМ.
  • При хранении/транспортировки пустых баллонов из-под СУГ, кислорода нужно соблюдать меры безопасности, как с неиспользованными резервуарами.
  • При применении передвижных установок инфракрасного излучения с газовыми горелками баллоны с СУГ должны размещаться на расстоянии: не меньше 1, 5 м – от других приборов отопления, не меньше 1 м – от электросчетчика, розеток/выключателей, электроприборов.

Учитывая сложность рельефа территории стройплощадки (неровности, частую захламленность), условия внутри строящихся зданий/сооружений (стесненность, наличие лесов, временных лестниц, трапов, переходов между этажами/отметками) особую значимость представляет безопасная транспортировка баллонов с газами, их разгрузка, переноска до склада, непосредственно до мест использования; что не менее важно, конечно, и при доставке к жилым зданиям, на предприятия, в организации

Виды и устройство АГЗС

АГЗС — так называются станции для заправки автомобилей газом. На них в автомобили и другой автотранспорт заправляется сжиженный газ. Для доставки газа на станцию чаще всего используются специальные автомобили, оборудованные цистернами или магистраль, по которой газ подаётся в специальное хранилище.

Газ, доставленный автомобилями, перекачивают под давлением в специальные приёмные ёмкости — криоцистерны. При их изготовлении пользуются принципом сосуда Дьюара. Благодаря этому они могут на протяжении продолжительного отрезка времени сохранять определённую температуру вещества, хранящегося в них.

В связи с активным развитием отрасли, связанной с выпуском автомобилей и ростом требований, предъявляемых экологами, к средствам передвижения, практикуется создание новых систем сбережения и испарения. Означенные системы требуют за собой каждодневного ухода от персонала их обслуживающего.

Конструктивные особенности АГЗС таковы, что газ может сливаться из цистерны транспортировавшего автомобиля, как с помощью стационарного насоса, так и посредством насоса, установленного на газовозе. У ёмкости имеется система, позволяющая осуществлять непрерывный контроль её межстенного пространства. Если происходит даже незначительная разгерметизация контура резервуара, системой выполняется оповещение всего обслуживающего персонала.

Для заправки автомобилей газом пользуются тремя основными методами:

  • Простым насосным. Этот метод является самым простым. Его суть заключается в том, что отбор сжиженного газа из термоизолированной ёмкости выполняется с помощью насоса. После чего происходит его закачка в баллон автомобиля.
  • Насосно-компрессорным. Данным методом принято пользоваться на АГЗС с большой производительностью. Для осуществления этого процесса требуется более ёмкая технологическая насыщенность, что делает его более сложным.
  • Насосно-испарительным — метод, имеющий средний уровень сложности. При нём в схеме, по которой происходит подача, присутствует несколько дополнительных элементов. Они представляют собой электрические нагревательно-испарительные блоки. С их помощью появляется возможность повысить давление сжиженного газа, который хранится в термоизоляционных ёмкостях при температуре не выше — 20 °C.

Для перекачки газа в ёмкость на транспортном средстве используется насосное оборудование, благодаря которому уровень его давления равен 16 бар. На насосах и компрессорах, используемых для нормального функционирования АГЗС, устанавливаются специальные системы автоматики. С их помощью происходит отключение электродвигателей в тех случаях, когда на всасывающей линии происходит снижение давления до 0,5 бар. Это же происходит, когда ёмкость полностью заполняется.

Некоторые автомобильные газозаправочные станции представляют собой целые технологические комплексы, на которых осуществляется заправка всех видов транспортных средств несколькими видами топлива. В их число входят:

  • Моторное топливо, получаемое из нефти. Речь идёт о дизельном топливе или бензине.
  • Пропан-бутан в сжиженном состоянии.
  • Сжатый бытовой природный газ.

Принято различать следующие виды автомобильных газозаправочных станций:

  • Газозаправочные станции наземного базирования.
  • Газозаправочные станции подземные.
  • Газозаправочные станции обвалочного типа.
  • Наземные моноблочные газозаправочные станции.

Практикуется использование на АГЗС газораздаточных колонок, производимых как на территории России, так и за её рубежами. В них используются специальные шланги и пистолеты. Для аварийного опорожнения цистерн используются специальные насосы.

Правила транспортировки

  • Перевозка осуществляется специально оборудованными автомашинами, обозначенными предупреждающими знаками.
  • На перевозку баллонов с СУГ, техническими газами оформляется специальный допуск.
  • Каждый баллон с газом обозначен своим цветом: бытовая смесь пропана-бутана – красным, кислород – голубым, ацетилен – белым, углекислота/азот – черным с обозначением химического элемента/соединения, аргон – серым, гелий – коричневым.
  • Категорически запрещена совместная транспортировка резервуаров с разными газами, а также порожних/израсходованных вместе с полными.
  • При перевозке в автомобиле их укладывают горизонтально не выше бортов, не больше чем в три ряда; в контейнере – стоя, причем допустима перевозка резервуаров с кислородом, ацетиленом вместе.
  • Емкости с пропаном-бутаном можно перевозить стоя без контейнеров, с прокладкой между ними и надежным ограждением.

При погрузке/выгрузке баллонов с газами запрещено:

  • Работать в одиночку, должно быть не меньше двух грузчиков.
  • Работать в спецодежде, рукавицах, загрязненных ГСМ, растительными маслами.
  • Загружать резервуары с кислородом в кузов автомашины, имеющий проливы/пятна ГСМ, а также мусор, посторонние предметы.
  • Категорически недопустимо переносить резервуары с газами на руках/плечах, перекатывать баллоны, а также передвигать, сбрасывая, ударяя их друг об друга.
  • Держать, подавать емкость запорной арматурой вниз.
  • Производить погрузку/разгрузку резервуаров без защитных колпаков.

Внутри зданий стальные емкости с любыми газами необходимо транспортировать на носилках с надежным креплением или специальной тележке с колесами, имеющими резиновые шины; при этом допустима совместная перевозка двух баллонов – с кислородом, ацетиленом для проведения газосварочных работ.

Подведем итоги

Запрещается хранение баллонов с горючими газами в индивидуальных жилых домах, квартирах и жилых комнатах, а также на кухнях, путях эвакуации, лестничных клетках, в цокольных этажах, в подвальных и чердачных помещениях, на балконах и лоджиях (п.91).

Газовые баллоны для бытовых газовых приборов (в том числе кухонных плит, водогрейных котлов, газовых колонок), за исключением 1 баллона объемом не более 5 литров, подключенного к газовой плите заводского изготовления, располагаются вне зданий в пристройках (шкафах или под кожухами, закрывающими верхнюю часть баллонов и редуктор) из негорючих материалов у глухого простенка стены на расстоянии не менее 5 метров от входов в здание, цокольные и подвальные этажи (п.92).

Пристройки и шкафы для газовых баллонов должны запираться на замок и иметь жалюзи для проветривания, а также предупреждающие надписи “Огнеопасно. Газ” (п.93).

У входа в одноквартирные жилые дома, в том числе жилые дома блокированной застройки, а также в помещения зданий и сооружений, в которых применяются газовые баллоны, размещается предупреждающий знак пожарной безопасности с надписью “Огнеопасно. Баллоны с газом” (п.94).

В соответствии с п.34 “е” Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 года №354 собственники и пользователи помещений в жилых домах обязаны допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем в порядке, указанном в пункте 85 настоящих Правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ – по мере необходимости, а для ликвидации аварий – в любое время.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Лесные поляны
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: