Теория оперантного научения

Лекция научение

Презентация на тему: » Научение Выполнила студентка НИЭПП факультета психологии группы П-83 Коровина Анастасия Александровна.» — Транскрипт:

1

Научение Выполнила студентка НИЭПП факультета психологии группы П-83 Коровина Анастасия Александровна

2

Научение Научение – это появление адаптивных изменений индивидуального поведения в результате приобретения опыта. Уильям Торп

3

Классификация форм научения Неассоциативное Когнитивное Ассоциативное Привыкание Подражание Импринтинг Инструментальный условный рефлекс Классический условный рефлекс Элементарное мышление Рассудочная деятельность Инсайт Выбор по образцу Латентное научение

4

Привыкание Ослабление реакции при повторном предъявлении раздражителя. Простейшая форма обучения. Обнаружено у живых существ любого уровня эволюции. Имеет кратковременную и долговременную форму.

5

Импринтинг Импринтинг (запечатление) -фиксация в памяти отличительных признаков объектов при формировании некоторых врождённых поведенческих актов.

6

Импринтинг Термин предложил К. Лоренц.

7

Классический условный рефлекс Классический условный рефлекс – условный рефлекс, который вырабатывается при сочетании во времени двух раздражителей, обычно индифферентного (нейтрального) и безусловного. Его так же называют Павловским условным рефлексом, или условным рефлексом первого типа.

8

Классический условный рефлекс Изучением классического условного рефлекса занимался Иван Петрович Павлов.

9

Классический условный рефлекс Павлов вырабатывал у собак слюноотделительный рефлекс на звук звонка

10

Инструментальный условный рефлекс Инструментальный условный рефлекс – условный рефлекс, в котором выполнение определенной реакции в ответ на условный раздражитель является необходимым условием получения подкрепления. Инструментальный условный рефлекс так же называют оперантным условным рефлексом, или оперантным обуславливанием.

11

Инструментальный условный рефлекс Начало исследований связано с именем Э. Торндайка. Он разработал методику изучения поведения животных при помощи «проблемных клеток». Торндайк сделал вывод, что в поведении животного отсутствует внезапное понимание и принятие решения на основе единственной пробы.

12

Закон «проб и ошибок» Пробы, случайно оказавшиеся удачными, в дальнейшем закрепляются, создавая видимость целесообразного поведения.

13

Опыты Скиннера Б. Скиннер внес существенный вклад в изучение оперантного обуславливания. Он считал, что любое поведение можно изменять, если при его выполнении давать подкрепление.

14

Когнитивное научение Латентное научение – формирование определенных навыков в ситуации, когда нет надобности в их непосредственной реализации и они оказываются невостребованными. Выбор по образцу основан на формировании у животного внутренних представлений о среде и связан с обработкой информации о соотношениях между стимулами.

15

Когнитивное научение Инсайт-обучение – сложная форма научения. Его используют в случаях, когда решение задачи происходит слишком быстро для обычного обучения методом «проб и ошибок».

16

Теории научения Теория связей Торндайка. Павловский условный рефлекс. Оперантный бихевиоризм Скиннера. Теория научения Халла. Когнитивный бихевиоризм Толмена.

17

Теория научения К. Халла Научение происходит за счет того, что при каждом ответе возникает подкрепление в виде частичного удовлетворения потребности.

18

Теория Э. Толмена Фундаментальный закон научения — овладение «знаком- гештальтом», т.е. когнитивным представлением, занимающим промежуточное положение между стимулом и реакцией.

19

Механизмы научения Пластичность — свойство системы изменять свою реакцию на внешние воздействия как результат тех или иных внутренних преобразований на основе предшествующих воздействий. Для изучения механизмов обучения нередко используют различные модели, в том числе процесс посттетанической потенциации.

20

Структуры мозга Гиппокамп получает информацию от всех органов чувств. Удаление гиппокампа и миндалины ведет к потери способности к научению. Кора больших полушарий у человека имеет первостепенное значение для научения и памяти. Простые формы научения – привыкание и образование классических условных рефлексов — не требуют участия высших кортикальных функций.

21

Кора больших полушарий Среда, в которой есть только необходимые для выживания вода и корм. Обогащенная среда, кора толще, отростки клеток ветвятся сильнее.

22

Спасибо за внимание!

Оперантное научение (Б. Скиннер, Э. Торндайк)

Оперант — это некий способ поведения. «Операнты, которые приводят к подкреплению (приятным для индивида последствиям), в будущем встречаются чаще» («Закон выгоды», сформулированный Скиннером).

Пример. Лабораторная крыса помещалась в «ящик Скиннера» (пустой ящик с педалью внутри) и получала полную свободу действий. В процессе хаотичного исследования ящика крыса задевала педаль и получала порцию пищи. После нескольких таких случайных нажатий на педаль у крысы формировалась новая форма поведения, которая не была связана ни с какими предшествующими стимулами.

Т. е. принципиальное отличие оперантного научения от обусловливания — это отсутствие прямой связи с безусловным стимулом. Подкрепить можно любое поведение. Само поведение может быть как случайным, так и подражательным.

Подкрепление может быть положительным (дать приятный стимул) или отрицательным (убрать неприятный стимул), и гарантированно ведет к укреплению способов поведения, вслед за которыми оно следует.

Наказание также может быть положительным (дать неприятный стимул) или отрицательным (удалить приятный стимул), однако в отличие от подкрепления, ведет к непредсказуемым последствиям — например, к поиску способов избегнуть наказания и получить желаемое.

Пример. Человек в случае штрафа вынужден искать иные формы поведения, чтобы избежать штрафа. Часто оказывается так, что эти новые «обходные» формы поведения бывают еще менее желательными, чем те, которые вызвали наказание.

Разновидностью оперантного научения является научение вследствие подражания.

Выделяют две формы подражания:

1) обычное подражание — подражание без оценки последствий для себя.

Пример. Японские макаки и батат. Исследователи разбили свою стоянку около того места, где жило стадо японских макак. Перед едой исследователи мыли в реке бататы (сладкий картофель). Вскоре нечто подобное стали делать молодые самцы обезьян. Подобные действия для них не являлись необходимыми, это не было направлено на защиту организма или стада: обезьяны вполне могут питаться продуктами без их предварительной очистки и мытья. Затем все большее и большее количество обезьян стало совершать подобные действия.

2) викарное подражание («научение через наблюдение», «социальное научение») — подражание модели при частичном понимании последствий своих действий для себя. андуры было то, что для закрепления воспроизводимости операнта достаточно лишь наблюдения за тем, поощряется ли или наказывается за это поведение объект наблюдения.

Пример 1. Кукла Бобо. Актер в присутствии группы детей издевался над куклой Бобо и избивал ее, получая за это прилюдную похвалу. Когда детям после этого позволили поиграть с Бобо наедине, те вели себя по отношению к ней схожим образом агрессивно. Эти агрессивные стереотипы поведения воспроизводились и спустя многие месяцы.

Получить полный текст

Пример 2. Фишки. Дети играли в кегли и получали в случае успеха фишки, которые могли поменять на весьма привлекательные вещи. Взрослый (актер) играл вместе с ними, но часть фишек каждый раз, ничего не объясняя, жертвовал (опускал в кружку) благотворительному фонду. Довольно скоро дети начали поступать так же. Спустя месяцы дети приняли участие в совершенно другой игре, но и тогда большое число фишек оказалось в кружке благотворительного фонда.

Психологические проблемы учения

Учение — есть одна из основных форм деятельности организма и, по своему существу, оно едино, но эволюционно разрозненно, и на различных эволюционных стадиях качественно различно. В учении можно выделить очень много аспектов (психологический, педагогический, социальный, антропологический, кибернетический и т.п.).

Психология, рассматривая учение с эволюционной точки зрения, исходит из биологических и физиологических основ учения. Учение психология считает общим явлением в жизни организмов и определяет его, как такие изменения в поведении, которые возникают на основе приспособления индивида к изменяющимся условиям жизни.

В отношении человека, психология учитывает активный характер учения: в этом смысле, учение — это такая форма деятельности, в ходе которой индивид изменяет свои психические свойства и поведение. Не только под влиянием внешних условий, но и в зависимости от результатов своих собственных действий.

При учении происходят различные сложные изменения познавательных и мотивационных структур, на основе которых поведение индивида принимает целевой характер и становится организованным. Эти системы изменения носят вероятностный характер.

В теории учения, как ее рассматривает теория общих систем, объеденены точки зрения бихевиористической психологии с методологическим подходом когнитивной психологии и теории систем.

Специфичность учения в психологии обусловлена тем, что оно рассматривается прежде всего как активность субъекта. При этом, увязываются воедино структурный и функциональный метод с идеей развития, в ходе которого совершаются качественные превращения.

В зависимости от врожденных особенностей индивида в процессе учения вырабатываются структуры способностей и характерологических особенностей, являющихся вместе с сознанием высшими регулятивными инстанциями поведения человека.

Эволюционная точка зрения учитывает место учения в онтогенезе и считает, что учение — есть основной фактор психического развития: на его основе развивается человеческая личность. Бесспорно и то, что развитие — это не простая сумма выученного.

Процесс учения зависит от многих условий, в том числе и социальных: влияние группы на учение, этнические влияния, вопросы социальной обусловленности психических изменений и т.д.

Учение играет огромную роль в социализации ребенка, т.к. последняя осуществляется при контактах с другими людьми и продуктами культуры, на основе усвоения культурно- исторического опыта, вложенного в предметы, язык, познавательные системы (А.Н. Леонтьев). Социальный контроль, в данном случае, осуществляется через специфические отношения и социальную обратную связь.

В жизни общества учение выполняет следующие функции:

1) передачу общественного опыта последующим поколениям, которые развивают и обогащают его;

2) на основе учения у человека вырабатывается речь, которая используется для хранения, переработки и передачи информации.

Поскольку любое управление не обходится без информации, то следовательно, без учения невозможно управление обществом и его развитие. Передача необходимой для общества информации происходит либо спонтанно — непризвольное учение, либо целенаправленно — учебно-воспитательная система. Внутри этой новой системы возникают и новые социальные связи.

Что такое оперантное научение

Оперантное научение или инструментальное обусловливание — это техника обучения, в которой используются вознаграждения и наказания за поведение. При оперантном научении возникает ассоциация между поведением и последствием этого поведения. Вознаграждаемое поведение, скорее всего, будет повторяться, а поведение, которое наказывается, будет возникать редко.

Метод фокусируется на изучении взаимосвязи между поведением индивидуума и окружением.

Оперантное обусловливание нужно не только при обучении животных в лабораториях. Оно происходит и в естественной среде или на сеансах психотерапии. Эта техника применяется в психологии, образовании и поведенческой терапии.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Кодирование информации в памяти.

Многие виды обучения включают три важнейших элемента: звук, смысл и зрительный образ. Например, необходимо образовать ассоциацию между словами «собака» и «стол». Обучение путем кодирования звука требует все новых и новых повторений этих слов, вслушивания в то, как они звучат вместе, и запоминания ощущений, возникающих при их повторении. Этот акустический метод, называемый механическим запоминанием, иногда необходим, но значительно уступает кодированию по смыслу. Осмысленное усвоение ассоциации между словами «собака» и «стол» включает мысль о собаке, мысль о столе и установление какой-то связи между ними, например утверждения, что собака никогда не работает за столом. Смысловое кодирование – наиболее важный фактор успешного школьного образования

Длительная усердная работа, использующая механическое запоминание, не дает тех результатов, какие достигаются в ходе намного меньшего числа занятий, в которых основное внимание уделяется смыслу урока. Иногда же наиболее результативным оказывается третий метод – метод формирования зрительных образов

В случае с «собакой» и «столом» процедура должна заключаться в создании реалистического мысленного образа, в котором важную роль играют и собака, и стол, например образа старинного письменного стола, на котором стоит пресс-папье с ручкой в виде охотничьей собаки

Чем более живым окажется образ, тем легче впоследствии вспомнить связь между этими двумя объектами. Конечно, в некоторых случаях, особенно если дело касается абстрактных понятий типа «несчастье» и «энергия», нет простого способа визуального представления и приходится полагаться только на смысловое кодирование. Таким образом, эффективное обучение обеспечивают не только время и усилия, затраченные на практику; большое значение имеет также сам характер практики

В случае с «собакой» и «столом» процедура должна заключаться в создании реалистического мысленного образа, в котором важную роль играют и собака, и стол, например образа старинного письменного стола, на котором стоит пресс-папье с ручкой в виде охотничьей собаки. Чем более живым окажется образ, тем легче впоследствии вспомнить связь между этими двумя объектами. Конечно, в некоторых случаях, особенно если дело касается абстрактных понятий типа «несчастье» и «энергия», нет простого способа визуального представления и приходится полагаться только на смысловое кодирование. Таким образом, эффективное обучение обеспечивают не только время и усилия, затраченные на практику; большое значение имеет также сам характер практики.

Простейшие (инстинктивные) формы научения

Эти формы научения доступны организмам, находящимся уже на стадии элементарной (сенсорной) психики. Оно является инстинктивным.

Инстинкт — врожденная (двигательная!) форма поведения. Это достаточно жесткая программа, последовательность элементарных движений, каждое из которых возникает в ответ на определенное воздействие среды (т. е. схема S–R). Заложенная в инстинкте программа поведения может быть реализована только тогда, когда каждое звено в этой цепи выполняется в правильной последовательности.

Привыкание (габитуация) — постепенное уменьшение ответной реакции как результат продолжающийся или повторяющейся стимуляции (и не сопровождающейся подкреплением).

В отличие от привыкания, при утомлении снижается внимание ко всем раздражителям. В отличие от сенсорной адаптации, привыкание — это психический, а не чисто физиологический процесс. В отличие от сенсорной адаптации, привыкание — это психический, а не чисто физиологический процесс

В отличие от сенсорной адаптации, привыкание — это психический, а не чисто физиологический процесс.

Сенсибилизация – процесс, противоположный привыканию. При ней повторение стимула ведет к более сильной активации организма, и последний становится все более и более чувствительным к данному стимулу.

Импринтинг (автор термина К. Лоренц) — «запечатление» объекта инстинктивного поведения (напр., при инстинктивной реакции следования). Некое инстинктивное поведение запускается «ключевым раздражителем», однако сам этот раздражитель заранее конкретно не определен, и зависит от наличных условий. Последствия импринтинга необратимы.

Птенцы-самцы серого гуся и белолобого гуся запечатлевают своих матерей как образец самки своего вида. Если птенцам-самкам дикой утки в сензитивный период показывать самца-альбиноса, впоследствии их половое поведение будет направлено на селезней-альбиносов.

Виды оперантного научения

Научение путем проб и ошибок — метод, при котором индивид обучается путем экспериментирования, пробуя разные стратегии или действия и анализируя результаты. Когда человек сталкивается с новой ситуацией или задачей, он пробует разные подходы, осуществляет действия и оценивает их эффективность. Если действие приводит к желаемому результату или успеху, то оно сохраняется и повторяется в будущем. Если же действие не дает ожидаемого результата, то оно может быть скорректировано или отвергнуто. Этот метод позволяет индивиду обрести опыт и знания, основанные на собственных наблюдениях и опыте. Проблемное решение, творческое мышление и развитие новых навыков часто связаны с научением путем проб и ошибок. Этот подход особенно полезен в ситуациях, где отсутствуют четкие инструкции или стандартные решения, и требуется гибкость и экспериментирование для достижения успеха.

Формирование реакций является процессом, при котором определенные стимулы ассоциируются с определенными реакциями или поведением. Этот процесс основан на принципах классического и оперантного обучения. При положительном усилении желаемое поведение усиливается, что приводит к его укреплению и повторению. Например, если ребенок получает похвалу (усиление) за хорошую оценку, то это усиливает его мотивацию к достижению высоких результатов. При наказании нежелательное поведение сопровождается неприятными последствиями, что снижает вероятность его повторения. Например, ограничение времени на компьютере (наказание) за невыполнение домашних заданий. Формирование реакций может быть использовано для различных целей, включая обучение новым навыкам, изменение поведения и модификацию реакций на стимулы. Оно является ключевым аспектом в понимании, как мы учимся и как формируется наше поведение в ответ на окружающую среду.

Научение путем наблюдения происходит через наблюдение и подражание другим людям или событиям в окружающей среде. Основные принципы научения путем наблюдения были сформулированы Альбертом Бандурой, канадско-американским психологом. Он разработал теорию социального обучения (также известную как теория обучения по наблюдению или теория обучения на основе моделирования), в которой он выделил ключевые компоненты этого процесса
В научении путем наблюдения выделяются следующие компоненты:
Внимание: наблюдающий должен обратить внимание на модель и ее поведение

Важно, чтобы модель была заметной и привлекательной для наблюдающего:

  • запоминание: человек должен запомнить наблюдаемое поведение и информацию о нем. Это запоминание деталей и последовательности действий модели;
  • воспроизведение: должен иметь возможность воспроизвести наблюдаемое поведение. Это требует наличия соответствующих навыков и физической возможности повторить действия модели;
  • мотивация: должен быть мотивирован повторить наблюдаемое поведение. Это связано с ожидаемыми вознаграждениями или последствиями поведения;
  • последствия: наблюдающий оценивает последствия поведения модели. Если наблюдаемое поведение приводит к желаемым результатам, вероятность его повторения увеличивается.

Как достичь успеха в жизни методом проб и ошибок

Американский экономист Тим ​​Харфорд в своих работах предлагает больше вариаций метода проб и ошибок. Его принципы могут быть интересны с психологической позиции. Например, он много пишет, что нужна готовность рискнуть пережить неудачу, потому что без нее никто никогда не добьется успеха.

Его тезис: самая большая и самая успешная программа решения проблем на сегодняшний день, а именно эволюция, использует этот принцип. То, что не работает, выбрасывается. С другой стороны, то, что явно действует хорошо, перенимают и дорабатывают другие.

Giphy

Применительно к современному миру он понимает, что вызовы и проблемы становятся все более сложными. И именно здесь метод проб и ошибок окупается, потому что он намного эффективнее других подходов – независимо от того, в какой области он используется.

Харфорд сказал в интервью, что опыт проб и ошибок и последующее их исправление являются обучающей практикой, в отличие от требований делать все сразу и достигать успеха.

В конечном итоге любая ошибка дает возможность поискать другие пути. Намного легче в долгосрочной перспективе потерпеть неудачу, потому что не допускаешь никаких изменений или выбора.

В качестве примера можно привести психологические методы, поскольку они подбираются индивидуально под каждого клиента: то, что с конкретным человеком не работает, не имеет будущего, поэтому оно изменяется до тех пор, пока не будет соответствовать его проблеме или не будет полностью исключено. Главное понимать, что ошибки – это не всегда плохо.

Для чего нужно ассоциативное обучение?

Изучение новой информации и постоянная адаптация к обстоятельствам являются основополагающими процессами на всех этапах жизни. Прогресс в таком понимании способствует совершенствованию методов обучения и повышению общего благосостояния. Если бы у нас не было возможности связывать разные идеи, мы бы ежедневно спрашивали, как добраться до дома или подвергали бы себя опасностям, таким как огонь, игнорируя то, что он горит. У нас было бы то, что можно назвать «памятью на три секунды» или «памятью рыбы». К счастью, мы можем уяснять факты и связывать разные вещи, например, что вода утоляет жажду или то, что употребление определенных продуктов может вызвать у нас аллергию.

Основные подходы, объясняющие развитие

  1. Биогенетический – представители А.Геззелл, С.Холл, В.Штерн, З.Фрейд – развитие человека проходит определенные стадии созревания, которые запрограммированы генетически.
  2. Социогенетический – представители Э.Эриксон – изучаются процессы социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретение социальных установок и ценностных ориентаций.
  3. Персоногенетический – представители А.Маслоу, К.Роджерс – рассматриваются проблемы активности самосознания и творчества личности, формирование человеческого «Я», воспитание индивидуального характера и способностей.

Основные области психического развития

  1. Психофизическая область развития – включает в себя внешние (рост и вес) и внутренние (кости, мышцы, мозг, железы, органы чувств, конституция, нейро- и психодинамика, психомоторика) изменения тела человека.
  2. Психосоциальная область развития – предусматривает изменения в эмоциональной и личностной сферах.
  3. Когнитивная область развития – включает все аспекты познавательного развития, развитие способностей, в том числе умственных.

В настоящее время психическое развитие человека рассматривают с точки зрения системного подхода, включающего четыре аспекта:

Динамический – характеризует психическое развитие как процесс, осуществляющийся на протяжении жизни, т.е. это возрастная динамика различных психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления и др.).

Структурный – качественные изменения в психических процессах, например, усложнение процессов запоминания, выработка рациональных приемов мышления.

Каузальный – определение детерминант, движущих причин развития.

Онтологический – выяснение специфики психического развития человека как биологического и социального единства.

Организация практики.

При освоении навыка, как и во многих других ситуациях, полезно делать частые перерывы для отдыха, а не практиковаться непрерывно. То же количество занятий приведет к более эффективному научению, если они распределены во времени, а не сконцентрированы в единый блок, как это делается при т.н. массированном обучении. Занятия, проводимые частично утром и частично вечером, обеспечивают большее различие в условиях обучения, чем занятия только утром или только вечером. Однако часть процесса обучения заключается в том, чтобы обучаемый мог вспомнить сохраненную памятью информацию, и такому вспоминанию способствует воссоздание ситуации, в которой что-то было выучено. Например, результаты тестирования оказываются лучше, если оно проводится не в специальном экзаменационном классе, а в том же помещении, где происходило обучение. См. также НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ; ПАМЯТЬ; ПСИХОЛОГИЯ; ПРИВЫЧКА.

Слайд 6Оперантное научение происходит за счет спонтанного порождения организмом множества разнообразных

реакций на один и тот же стимул или ситуацию с

последующим закреплением только самых эффективных реакций.

Голодного голубя сажают в так называемый «ящик Скиннера». Внутри ящика нет ничего, кроме кнопки и находящейся под ней кормушки. Голодная птица, попав в клетку, начинает все обследовать, рассматривать и в результате ударяет клювом по кнопке. Опять повторяется поиск: голубь клюет пол или кормушку, в итоге опять клюет кнопку. Так животное в течение некоторого времени несколько раз клюет кнопку. Далее включают кормушку, и теперь голубь после каждого удара по кнопке получает зернышко. Через некоторое время птица научается клевать кнопку, так как это действие подкрепляется. Чем больше она клюет кнопку, тем больше она получает пищи.

Инструментальное научение.

Также по теме:

РЕФЛЕКС

Второй тип научения, тоже относящийся к основным, осуществляется методом проб и ошибок. Впервые он был систематически изучен американским ученым Э.Торндайком (1874–1949), одним из основателей психологии образования. Торндайк помещал кошку в ящик, из которого она могла выйти, только потянув за шнур, свешивавшийся с крышки. После ряда случайных движений кошка рано или поздно тянула за шнур, обычно совершенно случайно. Однако, когда ее снова помещали в ящик, она уже тратила меньше времени на то, чтобы снова потянуть за шнур, и при повторении ситуации освобождалась из ящика мгновенно. Научение измерялось в секундах, которые требовались кошке для того, чтобы совершить правильное действие. Другой пример инструментального обучения – метод, предложенный американским психологом Б.Скиннером (1904–1990). «Ящик Скиннера» представляет собой тесную клетку с рычагом в одной из стенок; цель эксперимента – научить животное, обычно крысу или голубя, нажимать на этот рычаг. Животное до начала обучения лишают пищи, а рычаг соединяют с механизмом подачи еды в клетку. Хотя сначала животное не обращает внимания на рычаг, рано или поздно оно нажимает на него и получает пищу. Со временем интервал между нажатиями на рычаг уменьшается: животное научается использовать зависимость между желательной реакцией и кормлением.

Иногда научение определенному поведению оказывается таким долгим или сложным, что животное никогда не смогло бы прийти к нему случайно. Тогда применяется метод «последовательных приближений». Не ожидая выполнения всей требуемой последовательности действий, дрессировщик выдает поощрение за что-то похожее на желательный поведенческий акт. Например, если собаку нужно научить перекатываться, ей сначала дают лакомство просто за то, что она ложится по команде. После того, как первая часть освоена, собака получает поощрение лишь при случайном выполнении нужного движения: например, после того, как ляжет, она перекатится на бок. Шаг за шагом дрессировщик добивается все более близкого соответствия желаемому поведению, по принципу детской игры «холодно – теплее – горячо». В целом, инструментальное научение очень похоже на эту игру, но роль спрятанного предмета выполняет определенный вид поведения, а роль слова «горячо» – поощрение.

Последовательные приближения к желаемому поведению применяются и при лечении тяжелых форм шизофрении, когда единственная цель – побудить пациента двигаться и разговаривать вместо того, чтобы уйти в себя и хранить молчание. Как всегда при инструментальном научении, для успешности метода необходимо найти что-то, чего пациент хочет (например, сладости, жевательную резинку или интересные фотографии). После того как обнаружена хоть какая-то реакция, следует определить, какие аспекты поведения наиболее желательны, и сделать их условием получения вознаграждения. Отметим, что к способам инструментального научения относится и наказание, но здесь зависимость возникает между нежелательным поведением и неприятным воздействием.

Противоречия учения

В психологической плоскости в учении выделяют некоторые противоречия:

— между содержанием учения и новой информацией (содержание и формы учения должны непрерывно меняться под влиянием непрерывно возрастающих научных сведений);

— между познанием и практической деятельностью (упрощенно: между умственным трудом и физической работой);

— между логическими и психологическими аспектами учения (каково должно быть соотношение между развитием мышления и личностным развитием — какие приорететы);

— между индивидуально-личностными и групповыми (социальными) аспектами учения (проблемы оптимального учета умственного развития индивида и взаимоотношений индивидов в группе).

Характер в структуре личности

О характере человека вообще можно сказать: признак характера – это заболевание, которым человек показывает свои искажения. Характер это совокупность психических особенностей данного индивида, проявляющаяся в его действиях, поведении. Структура характера – это комплекс типичных, устойчиво воспроизводимых способов реагирования (паттернов поведения), определяющие способ, которым человек презентирует себя миру, основные жизненные позиции, в рамках которых он чувствует, мыслит, действует.

Характер формируется с детства, как способ регуляции и воздействия любого рода и вида раздражителей. А тип и структура характера, формируется в пренатальном периоде жизни посредством психоэмоционального состояния матери, передаваемого ребенку, когда мать эмоционально реагирует на семью, близких, окружение.

Фактически, любой тип характера, будучи застывшим способом реагирования, деформирует развитие и качество жизни личности, ограничивает ее здоровье и благополучие. Поэтому эволюционное развитие любой личности затрагивает психологическую коррекцию характера человека – то есть работу с его прошлыми травмами, через призму которых он, так или иначе, реагирует на окружающий мир в определенно избранном типе реагирования, или определенной роли сформированной научением. Научение является процессом формирования четко обозначенных критериев реагирования, принимаемых ребенком на веру и верящих этим моделям беспрекословно, часто на протяжении всей жизни.

Большую проблему общества раскрывают зависимые состояния: игромания, алкоголизм, наркомания, стяжательство, поиск справедливости. Определяются эти состояния, как вид искажения внутриличностного банка индивида. Он же формирует и мотивации.

Бессознательная мотивация

Мотивация является сама по себе нейтральной константой в матрице человека. Но проявляться будут те мотивы, и подспудно, тот вид мотиваций, который обусловлен ведущей функцией нервной системы. Это значит, что у человека с темпераментом меланхолика, ведущим функцией нервной системы будет логика. Эти люди всегда будут стремиться, и соблюдать, букву закона, стандарты, будут поклоняться авторитетам, вычислениям, ограничениям, рамкам, морали, законам и т.д. Люди с темпераментом сангвиника, даже не осознавая этого, всегда буду стремиться в будущее, к руководству и управлению, командованию, стратегиям, новшествам, лидированию. Прерогативная функция нервной системы у них – воля. Они всегда стремятся реализовать волевые акты.

Установки, убеждения, разного рода сопротивления, проявляемые детьми и подростками – это стили поведения, воспитанные родителями и обществом. Они проистекают из процесса научения, воспитания, образования. Но сформированные стили поведения во взрослом возрасте могут измениться, если поле мотиваций (подсознательные импринты) сформированы качественно и на высоком уровне чести и духовности.

Мотивации в основном бессознательны. Значит, они идут из-под сознания. Часть подсознательных механизмов подчиняется психогенетическим импринтам, сформированным в пренатальном периоде жизни или переданным родителями на генетическом уровне. То есть в то время, когда ребенок не мог осознавать происходящего и принял образцы чувственно-эмоционального (волнового) излучения на клеточном уровне.

Именно чувства и эмоциональные переживания будут потом определять его выбор при столкновении с реальностью жизни. Говорят, “…яблочко от яблоньки не далеко катится…”. За этим стоит великая мудрость человечества – дети отражают через себя внутренний подсознательный банк родителей. Длительные психологические наблюдения за проблемами родителей и детей показали: “Хочешь узнать человека, пообщайся с его ребенком”.

Продолжение в статье Инфантильное поведение детей

Психолог Яна Ноймайер

Статью прочитали 575 чел.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Лесные поляны
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: