Карантинный фитосанитарный контроль: особенности проведения, требования и примеры

Акт обеззараживания деревянной тары

Для оплаты государственной пошлины за лицензирование при подаче документов в Центральный Аппарат Россельхознадзора (на право выполнении работ по карантинному фитосанитарному обеззараживанию).

Получатель: Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства

Расчетный счет: 40102810045370000002

Лицевой счет: 04951000810

Номер казначейского счета: 03100643000000019500

Банк: Операционный департамент Банка России// Межрегиональное операционное УФК г. Москва

(КБК) согласно государственной услуге.

081 1 08 07081 01 0300 110- за предоставление лицензии;

081 1 08 07081 01 0400 110 – за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в связи с внесением дополнений в сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности, о выполняемых работах и об оказываемых услугах в составе лицензируемого вида деятельности;

081 1 08 07081 01 0500 110 – за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в других случаях;

081 1 13 01991 01 6000 130 – за предоставление выписки из реестра лицензий на бумажном носителе и за предоставление сведений о конкретной лицензии на бумажном носителе.

Акт обеззараживания деревянной тары

Статья 27. Карантинное фитосанитарное обеззараживание

С 01.01.2018 работы по карантинному фитосанитарному обеззараживанию в соответствии с ч. 1 ст. 27 проводятся юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на право проведения соответствующих работ.

1. Карантинное фитосанитарное обеззараживание проводится юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на право проведения такого обеззараживания, в случае:

1) ввоза в Российскую Федерацию или вывоза из Российской Федерации подкарантинной продукции, подкарантинных объектов;

2) оформления карантинного сертификата;

3) оформления фитосанитарного сертификата;

4) вынесения должностным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений, предписания о проведении карантинного фитосанитарного обеззараживания подкарантинной продукции;

5) выбора собственником подкарантинной продукции карантинного фитосанитарного обеззараживания подкарантинной продукции в качестве карантинной фитосанитарной меры в случае, если подкарантинная продукция заражена и (или) засорена карантинными объектами.

2. Правительство Российской Федерации устанавливает виды работ по карантинному фитосанитарному обеззараживанию.

3. Карантинное фитосанитарное обеззараживание допускается только при обеспечении в месте его проведения условий для его проведения способами, не создающими угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, вреда окружающей среде при использовании подкарантинной продукции, подкарантинных объектов после проведения указанного обеззараживания.

4. Требования к методам и способам карантинного фитосанитарного обеззараживания, обеспечивающим качество выполнения работ по указанному обеззараживанию, порядок оформления их результатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области карантина растений, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области карантина растений.

5. Работы по карантинному фитосанитарному обеззараживанию, работы по дегазации выполняются лицензиатами на возмездной основе, если иное не установлено соответствующим договором.

6. В случае, если транспортные средства прибыли из иностранного государства или групп иностранных государств, где выявлено распространение карантинных объектов, и использовались для перевозок подкарантинной продукции, указанные транспортные средства подлежат карантинному фитосанитарному обеззараживанию.

7. Карантинное фитосанитарное обеззараживание проводится в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, карантинными фитосанитарными требованиями.

8. По результатам проведения карантинного фитосанитарного обеззараживания составляется акт карантинного фитосанитарного обеззараживания в форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области карантина растений.

9. Контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области карантина растений при выполнении лицензиатами работ по карантинному фитосанитарному обеззараживанию осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области карантина растений, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Перечень подкарантинных товаров

Существует перечень всех товаров, составляющих подкарантинную продукцию. В этот список включена вся продукция растениеводства, куда входят семенной материал, необработанные шкуры домашних животных, удобрения, различные микроорганизмы, которые провозятся для научно-исследовательской работы, лесопиломатериалы, картонная тара и многое другое. Делается исключение только для той продукции, которая провозится для личных нужд. Разрешается ввозить без специальных разрешений некоторые виды продуктов, например, сахар фасованный, кофе, а также лекарственное сырье, шерсть и некоторые другие наименования. Однако их вес не должен быть больше пяти килограммов, иначе на товар уже требуется разрешение. В последние годы с увеличением поставок импортной продукции возникла потенциальная опасность занесения на территорию новых вредителей, таких как колорадский жук. Поэтому такую важную роль играет карантин растений.

Карантинный организм

Так называется вид карантинного вредного организма растений, который отсутствует или ограниченно распространен на территории страны, но может быть занесен или может проникнуть самостоятельно извне и вызвать значительные повреждения растений и растительной продукции.

Выделение этого понятия очень важно для определения перспектив борьбы с опасными вредителями. Именно по отношению к не встречающимся или ограниченно распространенным организмам актуальны меры, направленные на профилактику их появления или уничтожение

Если вредоносный вид становится распространен широко или повсеместно, эти меры утрачивают свою эффективность; по отношению к таким вредителям становится возможным предпринимать только мероприятия, направленные на снижение их численности.

Анализ фитосанитарного риска

На территории, которая, как считают, находится под угрозой заражения карантинными организмами, проводят ряд мероприятий, определяемых под общим названием «анализ фитосанитарного риска». Как правило, они выполняются на территории страны, но иногда его проводят в меньших (область, край) или больших (группа стран) территориальных пределах.

Он состоит из трех последовательных стадий.

  1. Подготовительный этап. Во время него составляют список карантинных организмов, которые могут представлять опасность, и изучают пути их попадания или распространения на исследуемую зону.
  2. Оценка фитосанитарного риска. Каждый из карантинных видов, которые могут представлять угрозу, рассматривают отдельно: изучают факторы его акклиматизации, определяют потенциальное экономическое значение в ареале.
  3. Оценка снижения фитосанитарного риска. На протяжении данной стадии планируются меры, направленные на снижение риска завоза карантинных видов. Это может быть запрет на ввоз определенной продукции, проведение досмотра и сертификация импортируемых грузов, содержание поступающей продукции в интродукционно-карантинных питомниках, ограничения товара к использованию после ввоза и т.д.

Определение и значение карантина растений

Карантин растений — это система государственных мероприятий, направленных на охрану территории Российской Федерации от проникновения из других государств карантинных и других опасных болезней растений, вредителей и сорняков, способных причинить значительный вред народному хозяйству страны.

К карантинным объектам относятся возбудители болезней, виды вредителей и сорняков, которые не встречаются в пределах государства или имеют ограниченное распространение на территории страны, но могут попасть извне и нанести значительный ущерб.

В настоящее время в связи с интенсивной хозяйственной деятельностью человека и значительным расширением международных торговых связей в нашу страну ввозится большое количество семенного и посадочного материала, плодов, овощей, ценной древесины, вместе с которыми могут проникать возбудители болезней, не имевшие до этого распространения в РФ.

Часто это приводит к возникновению эпифитотий

В связи с этим организации карантина уделяется большое внимание. В нашей стране охрану территории от проникновения из других государств карантинных объектов, а также проведение карантинных мероприятий осуществляют органы государственной службы по карантину растений Министерства сельского хозяйства Российской Федерации

Руководство всеми работами по карантину осуществляет Госу-дарственная инспекция по карантину растений Российской Федерации (Росгоскарантин).

В государственную службу карантина входят государственные органы карантина растений в автономных республиках, краях, областях (государственные, областные, городские, межрайонные, районные инспекции и карантинные пункты; пограничные пункты карантина).

Научно-исследовательская и методическая работа по карантину растений проводится Всероссийским научно-исследовательским институтом карантина растений (ВНИИКР). Лесной карантин относится к службе карантина растений, действующей в системе сельского хозяйства.

В настоящее время отдел лесного карантина входит в состав Росгоска- рантина и обеспечивает карантинный контроль над экспортной древесиной и охрану территории Российской Федерации от заноса и распространения опасных для страны видов болезней и вредителей леса.

Одна из основных задач карантинной службы — ликвидация возникших очагов болезней, являющихся объектами карантина. В зависимости от поставленных задач различают внешний и внутренний карантин.

Задача внешнего карантина заключается в предупреждении ввоза в нашу страну отсутствующих карантинных объектов и предотвращении вывоза с экспортируемым материалом карантинных объектов, обусловленных договорами стран-импортеров.

Ввоз из других государств продукции растительного происхождения разрешается только при наличии специальных сертификатов, характеризующих карантинное состояние ввозимых в страну объектов. Ценные семена и посадочный материал, ввозимые в нашу страну, направляются для оздоровления и выявления скрытой зараженности в карантинные питомники и оранжереи.

Мероприятия по внешнему карантину распространяются на семена, живые растения, коллекции возбудителей болезней растений, гербарии растений, неокоренную древесину, поделочную древесину и изделия из нее, образцы почв.

Болезни лесных пород, плодовых и цветочных культур, относящиеся в настоящее время к числу объектов внешнего карантина, и их возбудители представлены в табл.

Задача внутреннего карантина заключается в предупреждении распространения болезней внутри страны. С этой целью систематически проводятся обследования сельскохозяйственных угодий и лесных насаждений, мест хранения и переработки продукции растительного происхождения.

К объектам внутреннего карантина относятся болезни, имеющие очень ограниченное распространение, но при проникновении в другие районы они могут вызвать эпифитотии.

Объектами внутреннего карантина являются: голландская болезнь ильмовых пород (Ophiostoma ulmi), сосудистый микоз дуба (грибы родов Ceratocystis и Fusarium), крифонектриевый рак каштана съедобного (Cryphonectria parasitica), побеговый рак хвойных пород (Scleroderris lagerbergii), бактериоз сеянцев сосны ( Pseudomonas , повилика евро

пейская (Cuscuta europaea) и одностолбовиковая (C.monogyna), паразитирующие на лиственных породах и кустарниках.

При уста-новлении зараженности принимаются меры по локализации выявленных очагов.

Карантинные мероприятия распространяются на семена и живые растения, образцы почв, живые культуры грибов и бактерий, коллекции возбудителей болезней, неокоренную древесину.

Карантинные мероприятия

Все карантинные мероприятия делятся на меры профилактического и радикального характера.

Профилактические проводятся с целью выявления карантинных организмов. Самые важные из них – это досмотр и экспертиза. Досмотр растительной продукции и растений может проводиться как в сельскохозяйственных и других угодьях, так и при их перевозке. Во время него визуально оценивают качество подкарантинного материала, определяют наличие или отсутствие признаков поражения карантинными вредителями и при необходимости отбирают пробы для проведения экспертизы. Последняя может включать изучение образцов под микроскопом, рентгенографию подкарантинных материалов, химические методы выявления вредоносных организмов и др.

Радикальные меры направлены на уничтожение карантинных вредителей, они могут проводиться как с сохранением (рефрижерация, фумигация), так и с уничтожением (сжигание, выкорчевка) подкарантинного материала.

Уровень риска продукции

Особенности проведения проверки продукции высокого фитосанитарного риска зависят от уровня риска этой продукции. Он устанавливается по результатам анализов конкретно для каждого товара. Например, к товарам высокого фитосанитарного риска относятся черенки или посевной материал. Существует три уровня риска, и каждый имеет свои особенности осмотра.

1. Для максимального:

  • для осмотра берутся пробы со всех партий товара;
  • до получения анализов взятых проб вся продукция находится в том пункте, где был проведен осмотр.

2. Для повышенного:

  • партия для осмотра выбирается произвольно;
  • размер выборки не должен превышать половины общего объема продукции.

3. Для допустимого:

  • осмотру также подвергается произвольно выбранная партия товара;
  • размер этой партии не должен превышать десятой части общего объема.

Сейчас все стадии осмотра производятся с помощью программных методов.

Фитосанитарная обработка поддонов и тары из дерева по международному стандарту

Различные категории товаров, выпускаемые в России, отправляются на экспорт в другие страны. Согласно международному стандарту ISPM 15 (МСФМ #15) вся деревянная упаковочная тара должна пройти специальную фитосанитарную обработку. Наша компания обладает всеми необходимыми знаниями, разрешениями и оборудованием для выполнения данной операции. Поэтому если вы ищите надежного партнера для поставок экспортной тары – будем рады помочь.

Процесс фитообработки деревянной упаковки осуществляется с применением различных технологий:

После выполнения обработки на деревянную тару наносится соответствующая маркировка – теперь тара полностью готова к экспорту!

Информация Россельхознадзора от 23.10.2020 «Для участников внешнеэкономической деятельности, осуществляющих экспорт продукции с применением древесно-упаковочных материалов»

С 01.01.2021 вступит в силу приказ Минсельхоза России от 31.07.2020 N 440 «Об утверждении Порядка маркировки подкарантинной продукции, перевозимой в виде древесных упаковочных или крепежных материалов, при условии использования ее при вывозе из Российской Федерации в качестве упаковки или крепления иного вывозимого из Российской Федерации товара, требований к форме специального знака международного образца, обозначающего соответствие такой подкарантинной продукции карантинным фитосанитарным требованиям страны-импортера, способам его нанесения».

Маркировка наносится на каждую единицу деревянной тары или упаковки товара и выполняется путем выжигания клеймом или нанесением несмываемой краски с помощью штампа, должна состоять из специального символа, используемого вместе с кодами, обозначающими конкретную страну, ответственного изготовителя или организацию, проводившую обработку и вид проведенной обработки. Маркировка должна быть разборчивой, размер, используемые типы шрифтов и размещение маркировки может варьировать, но размер её должен быть достаточным, чтобы быть заметным и разборчивым для инспекторов без применения вспомогательных визуальных средств. Маркировка с обозначением HT (тепловая обработка), MB (обработка бромистым метилом) или DH (диэлектрический нагрев) является подтверждением проведенной обработки и соответствия международным фитосанитарным требованиям. Применение маркировки может отменять необходимость использования фитосанитарного сертификата, поскольку она свидетельствует о применении признанных на международном уровне фитосанитарных мер.

Кроме того, в случае выявления не соответствия древесных упаковочных материалов, сопровождающих экспортную грузовую партию, установленным фитосанитарным требованиям, Национальная организация по карантину и защите растений страны-импортера может предпринять экстренные действия, в том числе возврат экспортеру или уничтожение.

Примеры запрета на ввоз продукции

Например, в 2004 году служба фитосанитарного контроля приостановила ввоз цветов из некоторых стран Западной Европы. Причиной наложения запрета явилось распространение такого карантинного вредителя тепличных растений, как калифорнийский трипс. Занесение его на территорию страны принесло бы огромный ущерб теплицам и оранжереям.

В 2005 году Россельхознадзором были запрещены поставки растительной продукции из Молдавии. Этот запрет был связан с тем, что служба защиты растений Молдавии не выполняла международных требований по фитоконтролю, а это могло быть чревато занесением в Россию опасных вредителей.

Полномочия службы фитоконтроля

Деятельность данной службы предполагает:

  • обеспечение карантинного фитосанитарного контроля;
  • сертификацию растительной продукции;
  • организацию контроля как в местах произрастания растений, так и во время транспортировки, что поможет выявить фитосанитарное состояние всего района;
  • введение запрета и его отмену на ввозимую в страну и вывозимую продукцию;
  • введение, отмену карантинного режима в определенных районах;
  • организационные действия по установлению пределов очага карантинного объекта, мер по его обеззараживанию;
  • организационные действия по карантинному фитосанитарному обеззараживанию подкарантинной продукции, то есть тех товаров, вместе с которыми возможен перенос вредителей;
  • обеспечение лабораторных анализов, касающихся карантина растений;
  • разработку статей лицензионных фитосанитарных требований и процедуры выдачи лицензий на право ведения деятельности по карантинному обеззараживанию.

Причины возврата товара

Если карантинный фитосанитарный контроль будет проводиться внутри таможенного союза, проверяются транспортные документы и фитосанитарный сертификат на соответствие наличной продукции. После проверки документов выносится решение о возврате либо уничтожении данной продукции в конкретных случаях:

  • если не предъявлен фитосанитарный сертификат;
  • если данные, указанные в нем, не совпадают с содержанием транспортных документов;
  • если сертификат оказался поддельным или же недействительным;
  • если данный документ не является подтверждением сведений о соответствии ввезенных товаров фитосанитарным требованиям.

Если же решено запретить поставки на территорию РФ указанной продукции, оформляется акт карантинного фитосанитарного контроля. Тогда груз либо возвращается обратно, либо уничтожается.

Амброзия как карантинный объект

Амброзия полыннолистная – один из распространенных карантинных объектов, сорняк, который был завезен в Европу из Северной Америки еще в конце 19 века. Амброзия наносит огромный вред сельскому хозяйству, образуя разветвленную корневую систему и угнетая растущие рядом растения. Ее корень может достигать четырех метров, он забирает в два раза больше воды из почвы, чем зерновые. Надземная часть растения вырастает до двух метров и затеняет от света колосья зерновых. Во время цветения же она становится сильным аллергеном, который может вызвать даже отек легких.

С амброзией трудно бороться, она очень быстро размножается. При ее скашивании остаточный стебель дает несколько побегов, а семена обладают хорошей всхожестью, даже находясь в стадии молочной спелости. Борьбу с этим сорняком ведут, сочетая разные способы агротехники, химии и биологии, а на частных участках ее нужно уничтожать, вырывая с корнем.

Порядок фитоконтроля

Согласно порядку, по которому проводится ветеринарный, фитосанитарный контроль внутри границ Таможенного союза, сертификат, выданный фитосанитарной службой той страны, откуда прибыл товар, действителен ровно 30 суток. Когда товар доходит до места назначения, владелец его обязан уведомить местную службу контроля о том, что прибыли товары, подлежащие фитосанитарному контролю, и предъявить их для проверки, причем не позднее следующего рабочего дня после прибытия. Иначе будет привлечен к ответственности по местным законам. Во время проведения контроля сертификат изымается фитосанитарной службой страны прибытия. Любая растительная продукция, поступающая на территорию РФ, должна проверяться на безопасность. После проверки будет оформлен карантинный сертификат, разрешающий перемещение товара в пределах России, причем документ должен оформляться не на весь товар, а на каждую партию отдельно. Сертификат действителен в течение 15 дней.

Предпосылки к возникновению карантина растений

Вредители полезных культур и сорняки всегда были одной из главных проблем растениеводства. На сегодня известно более 60 тысяч видов различных вредителей растений – насекомых, возбудителей заболеваний, сорных трав. Во все времена они приносили людям немалые убытки, угрожали потерей урожая и голодом городам и целым странам. Актуальность проблемы возросла с развитием международных торговых отношений, в ходе которых государства начали обмениваться растительной продукцией.

Долгое время не существовало никаких согласованных мер, призванных уменьшить ущерб от вредоносных организмов. Это находило свое отражение в экономических затратах на уровне государства. Так, в царской России убытки, связанные с ежегодными потерями урожая от вредителей, составляли 1,4 млрд. рублей ежегодно – эта цифра на те времена равнялась четверти государственного бюджета. В то же время в Канаде ущерб составлял более 125 млн. долларов в год – тоже очень немало.

Во время эпидемий чумы прибывшие из зараженных областей корабли оставались в порту на 40 дней – достаточное время для того, чтобы исключить опасность экипажа и груза для страны, в которую они прибыли. Однако на предмет болезней растений подобных мер не проводилось. Такого понятия, как досмотр, не существовало, а качество товара оценивалось визуально и бегло. Это имело известные последствия: практически все страны, обменивающиеся растительной продукцией, обменялись и вредителями.

Термическая обработка древесины стандартом ISPM 15

Деревянная тара, как правило, изготавливается из свежей древесины, которая, в свою очередь, не прошла обработку. В свежей древесине могут содержаться потенциально опасные организмы и вредители. Фитосанитарная обработка древесины предусмотрена для уничтожения и предотвращения распространения таких вредителей.

Упаковочные материалы, изготавливаемые путем термической обработки, склеивания или прессования – ДСП, клееная фанера не нуждаются в дополнительной защите от вредителей. Фанерный шпон, древесная шерсть, щепа, опилки и стружка, также не нуждаются в дополнительной термической обработке.

Требования к подкарантинной продукции

Процессы производства, транспортировки, а в некоторых случаях уничтожения продукции обязательно должны соответствовать определенным требованиям.

1. Запрещено выпускать в оборот товар, если он заражен каким-либо вредителем, хранение же и транспортировка его возможны лишь для обеззараживания или уничтожения. Тогда хранить и перевозить данную продукцию нужно отдельно от остальной.

2. Запрещены поставки в страну продукции, представляющей семенной и посадочный материал из тех государств, где распространены вредители, характерные именно для данного вида продукции, если не проведен фитосанитарный контроль ее соответствующей службой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Лесные поляны
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: