Космическая роль зеленых растений

Представители растений: характерные черты строения

Почему же другие организмы не производят кислород в процессе своей жизнедеятельности? Потому что только растения имеют уникальные черты строения. Прежде всего это наличие в клетке зеленых пластид хлоропластов. На внутренней поверхности этих органелл происходит процесс фотосинтеза, которым определяется космическая роль растений. Характерными признаками представителей этого царства живой природы является также наличие углевода целлюлозы в клеточной стенке. Это вещество придает поверхностному аппарату прочность и жесткость. В качестве запасного питательного вещества в цитоплазме клеток откладываются гранулы крахмала. Этот полисахарид образуется из многочисленных молекул глюкозы, синтезирующейся в процессе фотосинтеза. Для растений также характерен неограниченный рост. Это значит, что процесс количественных изменений у них происходит в течение всей жизни.

Фотосинтез. Космическая роль растений.

1.Фотосинтез — особый тип обмена веществ, происходящий в клетках растений и ряда бактерий, содержащих хлорофилл и хлоропласты. Фотосинтез — процесс образования органических веществ в хлоропластах из углекислого газа и воды с использованием энергии

солнечного света. Суммарное уравнение фотосинтеза:

2. Хлорофилл — высокоактивное органическое вещество,

зеленый пигмент, его роль в фотосинтезе: поглощение энергии солнечного света,

которая используется для образования богатых энергией органических веществ из

бедных энергией неорганических веществ — углекислого газа и воды.

3. Органоиды клетки — хлоропласты со множеством

выростов на внутренней мембране, увеличивающих ее поверхность. Встроенные в

мембраны гран молекулы хлорофилла и ферментов, необходимые для поглощения и

преобразования энергии света, осуществления реакций фотосинтеза.

4. Поглощение корнями растений воды и минеральных

веществ из почвы, их передвижение по сосудам проводящей ткани в листья.

Поступление их путем диффузии в клетки. Поступление углекислого газа из

атмосферы через устьица в межклетники, а оттуда в клетки основной

(фотосинтезирующей) ткани.

5. Поглощение хлорофиллом энергии солнечного света,

расщепление молекул воды на атомы водорода и кислорода, выделение молекулярного

кислорода через устьица в атмосферу. Использование энергии солнечного света на

синтез молекул АТФ, богатых энергией, с помощью которой осуществляется

восстановление углекислого газа водородом до глюкозы. Участие во всех

химических реакциях ферментов.

6. Хлорофилл — посредник между Солнцем и Землей,

выполняет на нашей планете космическую роль, так как он поглощает и использует

энергию солнечного света для синтеза органических веществ из неорганических.

Значение фотосинтеза: обеспечение всего живого на Земле пищей (органическими

веществами), энергией, кислородом.

2. Особенности высшей нервной деятельности человека.

1. Высшая нервная деятельность

(ВНД)— деятельность главных отделов центральной нервной системы, обеспечивающая

приспособление животных и человека к окружающей среде. Основа высшей нервной

деятельности — рефлексы (безусловные и условные). Возникновение в процессе

жизнедеятельности организма новых условных рефлексов, позволяющих ему

целесообразно реагировать на внешние раздражители и тем самым приспосабливаться

к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды. Затухание или исчезновение

выработанных ранее рефлексов благодаря торможению при изменении среды.

2. Рассудочная деятельность. Мышление. Элементы

рассудочной деятельности у животных. Прямая зависимость уровня рассудочной

деятельности от уровня развития нервной системы. Наибольшее развитие

рассудочной деятельности у человека, ее проявление в виде мышления. 3.

Особенности ВИД человека. Раздражители для условных рефлексов у человека: не

только факторы внешней среды (тепло, холод, свет, запасе), но и слова,

обозначающие тот или иной предмет, явление. Исключительная способность человека

(в отличие от животных) воспринимать смысл слова, свойства предметов, явления,

человеческие переживания, обобщенно мыслить, общаться друг с другом с помощью

речи. Вне общества человек не может научиться говорить, воспринимать письменную

и устную речь, изучать опыт, накопленный за долгие годы существования

человечества, и передавать его потомкам.

БИЛЕТ№10

StudFiles.ru

Суть процесса фотосинтеза

Итак, космическая роль растений проявляется в ходе фотосинтеза. Само название этого процесса свидетельствует об участии солнечного излучения в нем. И действительно, фотосинтез заключается в образовании органических веществ из минеральных при условии наличия квантов света. Происходит он только в зеленых пластидах хлоропластах. На их внутренней поверхности углекислый газ взаимодействует с водой. Продуктами этой уникальной химической реакции является моносахарид глюкоза и кислород. Первое вещество растения используют в качестве источника энергии для осуществления процессов жизнедеятельности. А кислород участвует в процессах дыхания абсолютно всех живых организмов.

Презентация по биологии на тему «Космическая роль растений. К.А.Тимирязев» составленная ученицой 11 класса Аванесян Дианой

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах. «Актуальность создания школьных служб примирения/медиации в образовательных организациях»

«Актуальность создания школьных служб примирения/медиации в образовательных организациях»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Описание презентации по отдельным слайдам:

Презентация на тему: «Космическая роль растений. К.А.Тимирязев». Подготовила: ученица 11 класса МБОУ Школа №42 Аванесян Диана Учитель Шиляева О.С.

К.А. Тимирязев. Почему и зачем растение зелено? Зеленый цвет не случайное свойст-во растения. Оно зелено потому, что от этого именно цвета зависит его важнейшее отправление. В зеленом цвете, этом самом широко распрос- траненном свойстве растения, лежит ключ к пониманию главной космической роли растения в природе Все органические вещества, как бы они ни были разнообразны, где бы они ни встречались — в растении ли, в животном или человеке, прошли через лист. Вне листа в природе не существует лаборатории, где бы выделывалось органическое вещество. Без усвоения растениями углерода на земле не было бы жизни в том виде, в каком она есть сейчас.

Фотосинтез. Фотосинтез – процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды при участии энергии солнечного света. ( от греч. «фото» — свет, «синтез» — образование) . Зеленый цвет растений – это цвет химического вещества хлорофилла (от греч. «хлорос» — зеленый, «филос»- лист), который находится в пластидах клетки в хлоропластах. Это вещество играет в фотосинтезе главную роль. Процесс фотосинтеза многоступенчатый. Он запускается, когда на молекулу хлорофилла попадает частица света (фотон). В процессе фотосинтеза выделяют две фазы. Световая фаза идет только на свету и более длительная, темновая, в свете не нуждается. В световой фазе выделяется кислород, образуется энергия, в темновой фазе синтезируется углевод.

Фотосинтез Особая роль в этом отношении принадлежит зеленым растениям, роль, которую К. А. Тимирязев назвал Космической. Она заключается в том, что «зеленое зерно хлорофилла является фокусом, точкой в мировом пространстве, в которую с одного конца притекает энергия солнца, а с другого берут начало все проявления жизни на Земле» .

К.А.Тимирязев Климе́нт Арка́дьевич Тимиря́зев (22 мая (3 июня) 1843, Петербург — 28 апреля 1920, Москва) — русскийестествоиспытатель, физиолог, физик, историк науки, переводчик, профессор Московского университета, основоположник русской и британской научных школ физиологов растений.

Много времени и труда отдал Тимирязев разработке важнейшего вопроса биологии: какова роль солнечного луча в создании зеленым растением органического вещества? В результате длительного изучения хлорофилла ученый установил, что наиболее интенсивно поглощаются им красные и несколько слабее сине-фиолетовые лучи. Кроме того, он выяснил, что хлорофилл химически участвует в самом процессе фотосинтеза. Однако главная научная заслуга Тимирязева заключается в доказательстве того, что величайший закон природы — закон сохранения энергии — распространяется и на процесс фотосинтеза, а следовательно, и на живую природу. Большинство исследователей тех лет отрицали эту связь. Подробнее о трудах Тимирязева.

Заключение Тимирязев — ученый, мыслитель, популяризатор науки и гражданин — служит примером для нашей молодежи. Книги Тимирязева помогают даже сложившимся ученым находить правильное решение трудных научных вопросов. Зеленые растения благодаря хлорофиллу осуществляют чрезвычайно важную функцию: космическую – роль жизни на нашей планете.

Наследие и достижения А. Тимирязева

Александр Иванович Тимирязев был выдающимся российским ученым, селекционером и ботаником, чьи работы внесли огромный вклад в понимание и использование зеленых растений в природе.

Тимирязев был одним из первых, кто представил зеленые растения как важный фактор в жизни нашей планеты. Его исследования в области фотосинтеза показали, что зеленые растения не только выпускают кислород, но и поглощают углекислый газ, что является основным источником кислорода в атмосфере.

Тимирязев провел также ряд экспериментов, которые показали важность растений в цикле воды и почвообразовании. Он утверждал, что растительность выполняет функцию «легких» Земли, очищая воздух от вредных примесей и запасая влагу в почве

Вклад А. Тимирязева в разработку сельского хозяйства был также значительным. Он предложил новые способы удобрения почвы, расширил ассортимент сельскохозяйственных культур и улучшил их качество. Благодаря его научным исследованиям, аграрный сектор получил мощный толчок в развитии.

Наследие А. Тимирязева продолжает жить и развиваться в современной науке. Многие его идеи и открытия нашли практическое применение в сельском хозяйстве, энергетике и экологии. Его работы до сих пор остаются актуальными и важными для изучения растений и понимания их роли в обитаемости Земли.

Фотосинтез

Из углекислого газа и воды в зеленых листьях на свету образуются органические вещества, то есть протекает процесс фотосинтеза.

Впервые процесс фотосинтеза был открыт английским химиком Джозефом Пристли в 1771 году.

В дальнейшем исследованию этого сложного явления, происходящего в листьях, посвятил свою жизнь русский ученый К.А.Тимирязев. Он изучал важнейшую роль хлорофилла, а также солнечного света при формировании органических веществ.

Фотосинтез очень сложный и многоступенчатый процесс, который происходит в зеленых частях растений. Зеленый цвет придает хлорофилл, в котором и осуществляется протекание фотосинтеза.

Можно выделить две фазы фотосинтеза:

  1. Световая фаза фотосинтеза, как видно из названия, осуществляется в светлое время.Энергия солнца достигает молекулы хлорофилла, и она активизируется, воздействуя на воду. Происходит распад молекулы воды и образование кислорода, который выделяется в воздушное пространство. В этой же фазе образуется энергия, нужная для последующего протекания фотосинтеза в растении.
  2. Темновая фаза очень сложна и может протекать без участия света, однако он участвует в ее регуляции. Веществами, обеспечивающим протекание фотосинтеза в клетках растений является углекислый газ, а также вода.Они принимают участие в различных химических реакциях, способствующих образованию крахмала.

Для нормального протекания процесса фотосинтеза необходимы определенные условия.

  1. Важным условием протекания фотосинтеза является достаточный объем солнечного света. Рассмотрим это на примере опыта. Поместим какое-либо комнатное растение в темноту и продержим дня два, затем вынем его. Часть листа закроем от света двумя пластинками так, чтобы к этому месту свет не проникал. Затем выставим растение на освещенное место. В конце дня срежем лист, снимем с него пластину. Положим лист в спиртовой раствор и прокипятим. Горячий спиртовой раствор способствует растворению хлорофилла, лист становится бесцветным. Зальем бесцветный лист йодом. Освещенная частичка листа приобретает синий цвет – здесь есть крахмал. Закрытая часть останется желтой — крахмала в ней нет.

Из опыта видно, что все реакции фотосинтеза протекают при наличии одного из основных условий – света.

  1. Немаловажным условием фотосинтеза является присутствие углекислого газа. Рассмотрим опыт для демонстрации этого условия фотосинтеза.

Растение поместим на свет, прикроем прозрачным колоколом. Вместе с ним поставим сосуд со щелочью — она будет вбирать из воздуха углекислый газ. Со временем внутри колокола снижается количество углекислого газа. К концу дня срежем один лист, обесцветим его спиртовым раствором, а потом обольем йодом. Лист останется желтым.

После проведения опыта становится, очевидно, что без углекислого газа в клетках зеленых листьев крахмал не образуется даже на свету, значит, фотосинтез не протекает.

Подведя итог можно сказать, что основными условиями процесса фотосинтеза являются наличие зеленых листьев, света и углекислого газа. Только в этом случае растительный организм будет формировать органические вещества, необходимые для построения его тела, на образование клеток. Большая часть таких веществ еще и откладывается в запас, к примеру, в семенах, плодах и других органах.

К слову сказать, фотосинтез считается управляемым процессом. Его интенсивность повышается при улучшении освещенности растений, достаточном снабжении их водой и минеральными элементами, поддерживание в теплицах и парниках нужной температуры, а также достаточной концентрации углекислого газа в воздухе. 

Презентация на тему “Роль растений”

  • Скачать презентацию (0.75 Мб)
  • 31 загрузок
  • 3.0 оценка

Твиттер

Телеграм

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Презентация для школьников на тему “Роль растений” по Биологии. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

  • Форматpptx (powerpoint)
  • Количество слайдов18
  • Аудитория
  • Словабиология растения роль растений
  • КонспектОтсутствует
  • Слайд 1Тема урока:«Космическая роль зеленых растений. Решение задач с экологическим содержанием.»Цель урока: 1)Осознать важную роль зеленых растений для жизни на Земле и необходимости их охраны . 2)Прививать любовь к растениям. 3)Развивать сообразительность, умение находить рациональный способ решения задач.
  • Слайд 2«Человечество и всё живое является придатком хлорофильных растений.» К.А.Тимирязев 1843 – 1920гг.
  • Слайд 3Благодаря фотосинтезу зеленые растения являются посредниками между Солнцем и всей жизнью на Земле. Зеленые растения ежегодно образуют около 177 млрд.тонн органических веществ- это уникальная фабрика органических веществ, обеспечивающая пищей весь мир живых организмов. Зеленые растения- основной источник кислорода атмосферы. В год растения выделяют около 450 млн. тонн кислорода.
  • Слайд 4Команда №1: Составить дидактический синквейн на тему «Растения». Команда №2: Составить кластер на тему «космическая роль растений»
  • Слайд 7Задача: В процессе фотосинтеза огурцы, выращиваемые в теплицах, поглощают 1кг углекислого газа при образовании 7кг плодов. Сколько кг углекислого газа потребуется, чтобы получить 300кг огурцов? Как можно увеличить содержание углекислого газа в воздухе школьных теплиц.
  • Слайд 8300:7=42,85кг , внести в почву навоз,торф.
  • Слайд 9Задача: В сутки человек потребляет 430кг кислорода. Один гектар леса вырабатывает за час столько кислорода , сколько нужно его для дыхания двухсот человек. Какую массу кислорода выделяет гектар леса за один час?
  • Слайд 101) 430:24=17,9(г) – потребляет кислорода человек за один час, 2) 17,9 х 200=3580(г) – или 3,58 кг – выделит кислорода один гектар леса за один час
  • Слайд 11Задача: Известно, что зеленые насаждения уменьшают количество пыли в воздухе. Над 50км леса в воздухе находится около 50т. пыли, а над такой же площадью безлесного пространства в 10-12 раз больше. Сколько тонн пыли находится над 50км безлесного пространства?
  • Слайд 1250 х 10=500(т) пыли 60 х 12=600(т) пыли
  • Слайд 13Задача: Одно дерево березы за сутки испаряет 60кг воды. Какую массу воды испаряют 15 берез школьного сквера за сутки? Сколько ведер составляет эта масса воды, Если одно ведро вмещает 10 кг воды?
  • Слайд 141) 60 х15 =900(кг) – воды за сутки испаряют 15 берёз 2) 900: 10 =90(вёдер) – составляют 900 кг воды
  • Слайд 15В зеленой поликлинике лесной Сестрою милосердия в халате Наклонится березка надо мной Я буду пить дыханье майских елок, Весенний лес всем сердцем обойму, И старый дуб, как старый кардиолог, Продлит мне жизнь… (О.Колычев)
  • Слайд 16Почему лес называют добром врачевателем Воздух леса обладает целебными свойствами испаряемая листьями вода повышает влажность воздуха на 15%-30% Лес очищает воздух от пыли и газа, снижает шум 4) почки и листья выделяют летучие вещества , которые убивают микробы воздуха 5) У человека в лесу на 20 ударов в минуту снижается частота пульса 6) Глубже и реже становится дыхание 7) Температура тела снижается на 1- 2 оС 8)Уменьшается нервное возбуждение
  • Слайд 17В чем заключается космическая роль растений? Что своими словами хотел сказать К.А. Тимирязев?
  • Слайд 181)составить синквейн со словом «фотосинтез» 2)творческое задание: составить задачу на тему проведенного урока

Посмотреть все слайды

Зеленые растения и борьба с глобальным потеплением

Роль зеленых растений на земле Тимирязев назвал космической, так как их важность для сохранения планеты не может быть переоценена. Зеленые растения играют особую роль в борьбе с глобальным потеплением

Одним из способов, которыми зеленые растения борются с глобальным потеплением, является процесс фотосинтеза. Во время фотосинтеза растения поглощают углекислый газ и избавляют атмосферу от него. Это позволяет снизить уровень парниковых газов и смягчить эффект парникового эффекта.

Кроме того, зеленые растения выполняют важную роль в цикле углерода. После того, как растения поглотили углекислый газ во время фотосинтеза, они превращают его в органические вещества. При распаде этих веществ в атмосферу высвобождается углерод, который затем поглощается другими растениями

Таким образом, зеленые растения помогают поддерживать баланс углерода в природе, что важно для борьбы с глобальным потеплением

Кроме того, зеленые растения способны снизить температуру окружающей среды благодаря процессу испарения. Во время испарения через листья растений выделяется влага, которая охлаждает окружающую атмосферу. Это особенно актуально в городских условиях, где зеленые насаждения могут помочь снизить избыточную теплоту, образующуюся от асфальта и зданий.

Таким образом, зеленые растения играют незаменимую роль в борьбе с глобальным потеплением. Их способность поглощать углекислый газ, участвовать в цикле углерода и охлаждать окружающую среду делает их неотъемлемой частью устойчивого развития планеты.

Зеленые растения в качестве среды обитания

Зеленые растения играют космическую роль в экологии планеты. Они обладают уникальной способностью к фотосинтезу — процессу, в котором растения преобразуют солнечную энергию в химическую и используют ее для синтеза питательных веществ.

Фотосинтез выполняет важную функцию в поддержании жизни на Земле. Зеленые растения являются основным источником кислорода в атмосфере

В процессе фотосинтеза они выделяют кислород, который не только необходим для дыхания живых организмов, но также является основным компонентом озона — важного слоя атмосферы, который защищает планету от вредных ультрафиолетовых лучей Солнца

Зеленые растения также играют важную роль в круговороте питательных веществ в экосистеме. Они поглощают углекислый газ из воздуха и освобождают его во время фотосинтеза. Кроме того, они извлекают питательные вещества из почвы и передают их дальше по пищевым цепям живых организмов.

В целом, зеленые растения создают уникальную среду обитания для многих видов живых организмов, обеспечивая им кислород, питательные вещества и уютную атмосферу. Они являются неотъемлемой частью экосистем и достойно заслуживают признания за свою важную роль в поддержании жизни на планете Земля.

а) Растительный покров и атмосфера

Растительный покров играет важную роль в формировании и поддержании земной атмосферы. Благодаря процессу фотосинтеза, зеленые растения производят кислород, который является необходимым для дыхания людей и животных. Кроме того, они также поглощают углекислый газ из атмосферы, что помогает регулировать климат, уменьшает количество парниковых газов и способствует борьбе с изменением климата.

Экологическая роль растительного покрова не ограничивается только производством кислорода. Он также играет важную роль в цикле питательных веществ. Зеленые растения поглощают минеральные вещества из почвы и используют их для своего роста и развития. При определенных условиях, как, например, при гниении листьев на почве, эти питательные вещества могут вернуться в почву и стать доступными для других растений и организмов.

Таким образом, растительный покров не только обеспечивает ресурсы для жизни множества организмов, но и активно влияет на состав и качество земной атмосферы, оказывая важное влияние на окружающую среду и благополучие планеты в целом

б) Влияние растений на космическую флору и фауну

Зеленые растения играют крайне важную роль в космической экологии. Они являются основными поставщиками кислорода на орбите и обладают способностью поглощать углекислый газ из воздуха и выделять кислород во время процесса фотосинтеза.

Космический океан, астронавты и станции находятся в состоянии зависимости от питательных веществ, и растения могут обеспечить эту потребность. Они способны насытить почву необходимыми минералами и элементами, что обеспечивает хороший рост и развитие растений.

Кроме того, зеленые растения являются убежищем и источником пищи для различных видов жизни в космосе. Некоторые организмы могут использовать растения как место для обитания и размножения, а также получать пищу из них. Это создает цепь питания и обеспечивает биологическое разнообразие на космической станции.

Таким образом, растения играют важную роль в поддержании космической флоры и фауны. Они обеспечивают кислород и питательные вещества, а также служат укрытием и источником пищи для других организмов. Понимание и сохранение этой роли является необходимым шагом в эффективной экологической устойчивости космической станции.

Космическая роль зеленых растений Выполнила: ученица 4-1 класса МАОУ гимназии 80 Сверзоленко Анна. – презентация

1 Космическая роль зеленых растений Выполнила: ученица 4-1 класса МАОУ гимназии 80 Сверзоленко Анна

2 Растительный мир нашей планеты богат и разнообразен.

3 В мультфильме «Валли» робот спасал маленькое единственное выжившее растение на нашей планете после экологической катастрофы.

4 Цель работы: Цель работы: узнать, в чем заключается космическая роль зеленые растения в жизнеспособности нашей планеты. Задачи: 1. изучить литературу по данной теме; 2. выбрать методики проведения опытов, демонстрирующих значение зеленых растений в природе; 3. опытным путем продемонстрировать значение зеленых растений в природе; 4. сделать выводы по результатам опытов.

5 Все живые организмы постоянно заняты добыванием пищи для поддержания жизни.

7 Пищевая цепь Если построить цепь питания, то она начинается с растения.

8 Вода и минеральные соли

9

10 Жизнь на Земле существует благодаря энергии солнца, но преобразовать ее, сделав доступной для всего живого на планете, могут только зеленые растения.

11 Суть фотосинтеза: Хлоропласт Органические вещества Кислород Вода Углекислый газ Солнце

12 Опыт: Опыт: Образование крахмала в листьях на свету

13 Органические вещества

14 Запасной жир имеется в семенах подсолнечника. Запасные белки накапливаются в семенах гороха, фасоли и бобов.

16 Сахар накапливается в плодах, например персика, яблони, винограда.

17

18 Опыт: Опыт: Образование кислорода в процессе фотосинтеза

19 Озоновый слой Из кислорода, выделяемого растениями при фотосинтезе, на высоте примерно 25 км над поверхностью Земли образуется озон. Он задерживает лучи, которые губительно действуют на живые организмы.

20 Можно ли повлиять на скорость фотосинтеза? Интенсивность фотосинтеза в листьях зависит от их освещенности, поэтому для этого проводят следующее:

21 Обрезка

22 Прореживание

23 Пасынкование

24 В теплицах необходим обогрев, больше воды, углекислого газа и дополнительное электрическое освещение.

26 Выдающийся русский ученый конца XIX – начала ХХ в. Климент Аркадьевич Тимирязев роль зеленых растений на Земле назвал космической.

27 Охрана растений Выяснив огромное значение зеленых растений в жизни нашей планеты необходимо помнить о вопросах охраны.

Значение зеленых растений в экосистеме

Кроме того, зеленые растения являются источником пищи и убежищем для многих животных. Листья, плоды и семена растений служат пищей для многих видов насекомых, птиц, млекопитающих и других животных

Богатство и разнообразие растений в экосистеме обеспечивает разнообразие пищевых цепей и важно для поддержания биологического разнообразия

Зеленые растения также играют роль водохозяйственного режима планеты. Они поглощают воду через корни и испаряют ее через листья в процессе фотосинтеза. Этот процесс помогает охлаждать поверхность Земли и создает благоприятные условия для осаждения влаги в виде дождя. Кроме того, растения помогают задерживать воду в почве, предотвращая эрозию и улучшая качество почвы.

Роль зеленых растений в экосистеме:
1. Поставщик кислорода и поглотитель углекислого газа
2. Источник пищи и убежище для животных
3. Регуляция водохозяйственного режима
4. Поддержание биологического разнообразия

Космическая роль зеленых растений

v Накопление органической массы. Сахар — стойкий продукт фото­синтеза. Его производится больше, чем каких-либо других химических соединений на Земле — миллиарды тонн ежегодно. Все живые организмы могут жить, лишь потребляя в виде пищи ту энергию, которую зеленые растения с помощью хлорофилла получили от Солнца и заключили в органические соединения.

v Накопление энергии — очень важное для живой природы явление, обусловленное фотосинтезом зеленых растений, содержащих хлоро­филл. Органические вещества — отличный энергоноситель

Созданные с участием хлорофилла и солнечного света углеводы, а также образованные в растениях белки и жиры содержат в химичес­ких связях много энергии.

v Обеспечение постоянства содержания углекислого газа в атмо­сфере. В атмосфере Земли углекис-лый газ составляет 0,03 % от объе­ма воздуха. Эта величина удерживается на протяжении многих тысяче­летий, несмотря на то, что великое множество живых организмов в процессе дыхания выделяют углекислый газ.

Все это огромное количество уг­лекислого газа поглощают зеленые растения в процессе фотосинтеза, сохраняя более или менее постоянное содержание углекислого газа в атмосфере Земли и тем самым обеспечивая возможность жизни на нашей планете.

v Накопление кислорода в атмосфере. В настоящее время кислород воздуха в атмосфере занимает 21 % его объема. Как побочный продукт фотосинтеза кислород ежегодно поступает в атмосферу в огромном ко­личестве (70-120 млрд т).

Благодаря этому все организмы на Земле — бак­терии, грибы, животные, в том числе человек и сами растения, — могут дышать (аэробы) и осуществлять свои жизнедеятельные процессы.

v Из кислорода, выделяемого растениями при фотосинтезе, на высоте примерно 25 км над по­верхностью Земли под действием солнечной радиации образуется озон . Он задерживает часть ульт­рафиолетовых лучей (коротко­волновых), которые губительно действуют на живые организмы. Озоновый слой , окутывающий Землю, создает благоприятные условия для жизни организ­мов

v Создание почвы на Земле. Органические вещества, образованные зелеными растениями, потребляются живыми существами суши.

Отходы процессов жизнедеятельности организмов, продукты гниения и разло­жения мертвых тел (растений, животных, грибов, бактерий) и их отдель­ных частей (опавшие листья, отмершие корни, корневые волоски, обильные корневые выделения), попадая в верхний слой земной поверх­ности и разлагаясь там, принимают участие в создании уникального при­родного образования — почвы. Почва образуется и развивается на поверхности Земли в результате взаимодействия элементов живой и неживой природы. От количества органических веществ — гумуса — зависит плодородие почвы.

Доказательства необходимости углекислого газа для фотосинтеза

Чтобы доказать, что для образования крахмала в листьях необходим углекислый газ, комнатное растение также предварительно выдерживают в темноте. Затем один из листьев помещают в колбу с небольшим количеством известковой воды. Колбу закрывают ватным тампоном. Растение выставляют на свет. Углекислый газ поглощается известковой водой, поэтому его в колбе не будет. Лист срезается, и так же, как в предыдущем опыте, исследуется на наличие крахмала. Он выдерживается в горячей воде и спирте, обpaбатывается раствором йода. Однако в этом случае результат опыта будет иным: лист не окрашивается в синий цвет, т.к. крахмал в нем не содержится. Следовательно, для образования крахмала, кроме света и воды, необходим углекислый газ.

Таким образом, мы ответили на вопрос, какую пищу получает растение из воздуха. Опыт показал, что это углекислый газ. Он необходим для образования органического вещества.

Организмы, самостоятельно создающие органические вещества для построения своего тела, называются автотрофамн (греч. autos — сам, trofe — пища).

Доказательства образования кислорода в процессе фотосинтеза

Чтобы доказать, что при фотосинтезе растения во внешнюю среду выделяют кислород, рассмотрим опыт с водным растением элодеей. Побеги элодеи опускают в сосуд с водой и сверху накрывают воронкой. На конец воронки надевают пробирку с водой. Растение выставляют на свет на двое-трое суток. На свету элодея выделяет пузырьки газа. Они скапливаются в верхней части пробирки, вытесняя воду. Для того чтобы выяснить, какой это газ, пробирку аккуратно снимают и вносят в нее тлеющую лучинку. Лучинка ярко вспыхивает. Это значит, что в колбе накопился газ, поддерживающий горение кислород.

Космическая роль растений

Растения, содержащие хлорофилл, способны усваивать солнечную энергию. Поэтому К.А. Тимирязев назвал их роль на Земле космической. Часть энергии Солнца, запасенная в органическом веществе, может долго сохраняться. Каменный уголь, торф, нефть образованы веществами, которые в далекие геологические времена были созданы зелеными растениями и вобрали в себя энергию Солнца. Сжигая природные горючие материалы, человек освобождает энергию, запасенную миллионы лет назад зелеными растениями.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Лесные поляны
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: