Эволюция филогенетических групп 1. онтогенез

Презентация на тему эволюция филогенетических групп

Разделы

Поцелуй по расчетуПоэма СоддиЗадача о сферахМногомерностьГость из четвертого измеренияЧетырехмерный симплексВозможности нового измеренияЭксперимент ЦельнераГеометрия — это интуицияУщербность нашего восприятия Объем — в плоскостьНаш плоский объемный мирМебиусианаОдносторонность листа Мебиуса Топология — из листа Мебиуса Число БеттиХроматический номерСправа, где сердцеБутылка КлейнаМебиус и микромирЛевый и Правый МебиусыЭксперимент By Цзянь-сюнДвухкомпонентная теория нейтриноЗеркальные двойникиРоль формыВселенная искривляетсяТензорный анализТеория Вселенной ЭйнштейнаПульс ВселеннойВеликолепная пятеркаО божественной пропорции«Начала» ЕвклидаДоказательство ЭйлераСимволы ШлефлиГамильтонова линия Изопиранная задачаИнтуиция царицы ДидоныКак управляется мирСерьезные игрыИскусство орнаментаФедоровские группыИгры ЭсхераСимметрии ЭсхераНефедоровская кристаллографияМировая гармонияУдавшаяся провокация«Колючий» ёж КеплераФигура ПетриТеория многогранниковПравильные и почти правильные телаПесок расширяется!Кубическая плотная упаковкаПлотность упаковкиДома на пескеТайные связиМузыка сферПодкупающая простотаМодели ДончиянаПолезные политопыОрганизация пространстваРадость видеть и понимать Теории ЗемлиБейсбольный мяч планетыКатенаныВечный ГеометрЦепь причин и следствийСчастливый случайМетод Монте-КарлоВероятностные методыБросаем песчинкуСходство схемЗадачи распространения теплаСлучайные траекторииВозможности равныСлучай в игреИгры с таблицейНовые осложненияХуже-лучшеРасшифровка кодовРоль элемента случайностиОбучение и случайностьОбучение автоматов«Школьная» схема обученияОбучение — самообучениеШаблон поведенияУметь пользоваться памятьюОпыты И. П. ПавловаУсловный рефлексСвязь между нейронамиНоситель памятиМеханизм образования условного рефлексаМеханизм «вспоминания»Структура нервной сетиПростой экспериментПроблема опознанияЧто такое опознаниеЗрительные образыПерсептронРазличаемые образыЧто умеет персептронСвойства персептронаЗалог опознания образовРоль случайности в эволюцииК чему приводят мутацииЕстественный отбор«Безжалостность» законов природыПриспособление видаСхема гомеостатаИдея ЭшбиУсилитель отбораУсилитель мыслительных способностейСхема искусственного отбораСамонастраивающиеся системы и случайностьНепохожесть системКритерий близости к совершенствуСамонастраивающиеся системыНаладчик сложных системМетод компенсацииКак настроитьУстройство автоматаДержим точный размерАнализ станка-автоматаОбратное воздействиеСпособ Гаусса — ЗейделяАнализ настроекМетод градиентаМетод случайной настройкиМетод случайного поискаПрограмма случайного поискаСхема случайного поискаСамонастраивающаяся системаИсточник неограниченных возможностей

Слайд 10 Конвергенция— это процесс формирования сходного фенотипического облика особей

из ярких феноменов в развитии жизни на Земле.Классическим примером конвергент­ного

развития в зоологии считается возникновение сходных форм тела у акуловых (первичноводные рыбы), ихтиозавров и китообразных (вторичноводные рептилии и млекопитающие). Не всегда просто отличить конвергентное сходство от сходства на основе общего происхождения. Так, например, до середины XX в. считали, что сходство зайцеобразных (Lagomorpha) с настоящими грызунами (Rodentia) основано на дивергенции групп от общих предков. Лишь специальные ком­плексные исследования позволили суверенностью отнести зайцев, кроликов, пищух в особый отряд, близкий по происхождению к копытным, а не к настоящим грызунамСейчас ясно, что сходство зайцеобразных с грызунами конвергентное, а не дивергентное.

Слайд 5 Девиация— эволюционное уклонение в развитии органа на средних

чешуи у акуловых и рептилий. Закладка чешуи у тех и

других начинается с местного уплотнения нижнего слоя эпидермиса и скопления под ним соединительной ткани в виде сосочка. У акуловых сосочек по мере роста на средних стадиях эмбриогенеза образует зубец чешуи. В дальнейшем поверхность сосочка покрывается костным веществом, выделяемым сосочком. У рептилий же после скопления соединительной ткани под эпидермисом на средних стадиях эмбриогенеза происходит девиация — начинается процесс не окостеневания, а ороговения чешуи (приспособление к наземным условиям). Вероятно, клубни и луковицы у растений сформировались также путем девиации из первичной эмбриональной почки.

Теория Штерна

Учёный утверждал, что детство поделено на шесть фаз. Эти периоды отражают эпохи человеческой эволюции.

От рождения до шести месяцев ребёнок приравнивается к низшим млекопитающим. В его функционировании преобладают рефлексы, простейшие психические надстройки.

В период до года он переходит в фазу онтогенеза высших млекопитающих. Уже развились такие важные аспекты деятельности, как подражание и хватание.

Только с тринадцатого месяца начинается непосредственно человеческое развитие, соответствующее историческим вехам:

  • от двух до семи лет — сказки, игры. Эту фазу учёный отождествляет с первобытными временами;
  • 7-10 лет — античность;
  • средняя школа — христианство;
  • этап полового созревания, в котором проведена параллель с современностью.

Штерн же предложил концепцию развития, выбрав в качестве критерия способы добычи пропитания. Так, возраст до 5 лет характеризуется тягой к собирательству. Этап до 12 — охота. Пастушество знаменуется верхней границей в 14 лет. 16 годам соответствует земледелие. До 20 — промышленность и торговля.

Слайд 17 Чем более сходны (гомологичны) последовательности ДНК, тем более

количественной оценки процента гомологии в ДНК — метод «молекулярной гибридизации».

Так, если наличие гомологии в ДНК среди людей принять за 100%, то в ДНК человека и шимпанзе будет около 92% гомологии.Одной из главных причин возникновения иерархической системы таксонов оказывается разная скорость протекания процесса эволюции групп (см. ниже). В одних условиях и в одних группах возникло множество видов, которые быстро дифференцировались, дивергировали и давали начало пучкам новых форм. Другие группы развивались медленно, сохраняя архаические черты (гаттерия — единственный вид, представляющий ныне целый подкласс рептилий, и гинкго — представитель целого порядка в царстве растений).

Применение биогенетического закона в педагогике

Последователи концепции Геккеля адаптировали идею и к решению проблем педагогики.

Так, в течение определённого периода в обучении господствовало требование, согласно которому ребёнок должен был изживать архаичные поведенческие формы и пути мышления. Так, подверглись остракизму низшие (животные) инстинкты, от которых нужно было избавляться во время игры.

Холлу, предложившему идею отсечения инстинктов, возражал К. Гроос. По утверждению учёного, проводившего исследования игр людей и животных, биологическая сущность игры состоит не в том, чтобы изжить архаичные модели поведения. Её задача — сформировать навыки, которые станут базисом для функционирования в будущем.

Чтобы обосновать биогенетический закон, психология и педагогика пытались соотнести факты детского развития с информацией, полученной в этнографических и археологических исследованиях.

Например, сопоставлялось мышление ребёнка и так называемая дологическая умственная деятельность первобытных племён. Сравнивали и детские рисунки с наскальными изображениями. Последняя параллель легла в основу принципов иллюстрирования литературы для детей. В детских книгах и наглядных пособиях начали появляться примитивные формалистические тенденции.

Разработка теорий, согласно которым психическое развитие ребёнка рассматривается через призму эволюции, способствовало тому, что психологи и педагоги накопили значительную фактическую базу, связанную с этим вопросом. Изучались атавизмы, параллели эволюционного и культурно-исторического характера.

Однако в обосновании такого подхода преобладали умозрительные заключения. Строго научных методов не хватало, чтобы обеспечить достаточную доказательную базу справедливости данной теории.

Психическое развитие и здоровье человека во многом зависит от самого человека. Необходимо вовремя избавляться от токсичных мыслей и негативных эмоций, чтобы психика была в порядке. Этому способствует курс Викиум «Детоксикация мозга».

Критика

С XIX века выводы Геккеля и Мюллера подвергались критике.Были выявлены несовершенства основного биогенетического закона:

  • особь не повторяет все этапы эволюции и проходит стадии исторического развития в сжатой форме;
  • сходство наблюдается не у эмбрионов и взрослых особей, а у двух разных эмбрионов на определённом этапе развития (жабры млекопитающих схожи с жабрами зародышей рыб, а не взрослых особей);
  • неотения – явление, при котором взрослая стадия напоминает личиночное развитие предполагаемого предка (сохранение на протяжении всей жизни младенческих свойств);
  • педогенез – вид партеногенеза, при котором размножение происходит на стадии личинки;
  • значительные различия на стадиях бластулы и гаструлы у позвоночных, сходство наблюдается на более поздних стадиях.

Установлено, что закон Геккеля-Мюллера никогда не выполняется полностью, всегда находятся отклонения и исключения. Некоторые эмбриологии отмечали, что биогенетический закон – всего лишь иллюзия, не имеющая под собой серьёзных предпосылок.

Закон пересмотрел биолог Алексей Северцов. На основе биогенетического закона он разработал теорию филэмбриогенеза. Согласно гипотезе изменения исторического развития обуславливаются изменениями на личиночной или эмбриональной стадии развития, т.е. онтогенез изменяет филогенез.

Северцов разделил признаки эмбрионов на ценогенезы (приспособления к личиночному или эмбриональному образу жизни) и филэмбриогенезы (изменения эмбрионов, которые приводят к видоизменению взрослых особей).

К ценогенезу Северцов относил:

  • зародышевые оболочки;
  • плаценту;
  • яйцевой зуб;
  • жабры личинок земноводных;
  • органы прикрепления у личинок.

Рис. 3. Яйцевой зуб – пример ценогенеза.

Ценогенез «облегчил» жизнь личинок и эмбрионов в ходе эволюции. Поэтому сложно проследить развитие филогенеза по эмбриологическому развитию.

Филэмбриогенез делится на три вида:

  • архаллаксис – изменения на первых стадиях онтогенеза, при котором дальнейшее развитие организма идёт по новому пути;
  • анаболия – увеличение онтогенеза путём возникновения дополнительных стадий эмбрионального развития;
  • девиация – изменения на средних стадиях развития.

Что мы узнали?

Из урока биологии 9 класса узнали о законе Геккеля-Мюллера, согласно которому каждая особь в ходе онтогенеза проходит стадии филогенеза. Закон не работает в «чистом» виде и имеет массу допущений. Биолог Северцов разработал более полную теорию индивидуального развития.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

    В чём заключается закон Геккеля-Мюллера?

    • Онтогенез – быстрое повторение филогенеза
    • Филогенез – быстрое повторение онтогенеза
    • Эмбриологическое развитие является доказательством теории эволюции
    • Эмбриологическое развитие противоречит теории эволюции
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Лесные поляны
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: