↑йХЯКНПНД
пЮЯРБНПЕММШИ Б БНДЕ ЙХЯКНПНД МЕНАУНДХЛ ДКЪ ДШУЮМХЪ ОНДЮБКЪЧЫЕЦН АНКЭЬХМЯРБЮ ЯНБПЕЛЕММШУ НПЦЮМХГЛНБ. мЮОНЛМХЛ: ДШУЮМХЕ – МЮХАНКЕЕ ЩТТЕЙРХБМШИ ДКЪ ФХБШУ НПЦЮМХГЛНБ ЯОНЯНА ДНАШБЮРЭ ЩМЕПЦХЧ ХГ НПЦЮМХВЕЯЙНИ ОХЫХ.
хЯРНВМХЙХ ПЮЯРБНПЕММНЦН Б БНДЕ ЙХЯКНПНДЮ – ТНРНЯХМРЕГХПСЧЫХЕ ПЮЯРЕМХЪ Х БНДНПНЯКХ Б БНДНЕЛЕ, Ю РЮЙФЕ ДХТТСГХЪ ЙХЯКНПНДЮ ХГ ЮРЛНЯТЕПМНЦН БНГДСУЮ. тНРНЯХМРЕГ Б БНДНЕЛЕ ГЮБХЯХР НР НЯБЕЫЕМХЪ Х ЙНМЖЕМРПЮЖХХ АХНЦЕММШУ ЩКЕЛЕМРНБ, ОНЯРСОКЕМХЕ ЙХЯКНПНДЮ ХГ ЮРЛНЯТЕПШ – НР ОКНЫЮДХ НРЙПШРНИ ОНБЕПУМНЯРХ БНДНЕЛЮ (НРМНЯХРЕКЭМН ЕЦН ЦКСАХМШ) Х НР ОЕПЕЛЕЬХБЮМХЪ БНДШ.
щЙНЯХЯРЕЛШ, ХЛЕЧЫХЕ ЯБНАНДМШИ ЙХЯКНПНД (Р.Е. ЮЩПНАМШЕ СЯКНБХЪ), МЕЯСР ОНРЕМЖХЮКЭМН АНЦЮРШЕ ЯННАЫЕЯРБЮ ЮЩПНАМШУ НПЦЮМХГЛНБ ОПЮЙРХВЕЯЙХ БЯЕУ ЯХЯРЕЛЮРХВЕЯЙХУ ЦПСОО. щЙНЯХЯРЕЛШ, ЦДЕ ЙХЯКНПНДЮ МЕР ХКХ ОНВРХ МЕР (ЮМЮЩПНАМШЕ), МЮЯЕКЕМШ МЕЛМНЦХЛХ ЮМЮЩПНАМШЛХ НПЦЮМХГЛЮЛХ – Б НЯМНБМНЛ АЮЙРЕПХЪЛХ, МЕЙНРНПШЛХ ОПНЯРЕИЬХЛХ Х МХГЬХЛХ ВЕПБЪЛХ. оХРЮЧРЯЪ НМХ Я ОНЛНЫЭЧ АПНФЕМХЪ – ЩРН РНФЕ ПЮГКНФЕМХЕ НПЦЮМХЙХ, МН АЕГ НЙХЯКЕМХЪ (ЮМЮЩПНАМН). щМЕПЦХХ МЮ ЕДХМХЖС ОНРПЕАКЪЕЛНИ ОХЫХ ОПХ АПНФЕМХХ ОНКСВЮЕРЯЪ МЮ ОНПЪДНЙ ЛЕМЭЬЕ, ВЕЛ ОПХ ДШУЮМХХ, Х НПЦЮМХГЛШ-ЮМЮЩПНАШ ОПХ МЮКХВХХ Б ЯПЕДЕ ЙХЯКНПНДЮ АШЯРПН БШРЕЯМЪЧРЯЪ ЮЩПНАЮЛХ. йПНЛЕ РНЦН, ЙХЯКНПНД ОНДЮБКЪЕР Х ЯЮЛ ОПНЖЕЯЯ АПНФЕМХЪ. гЮРН ОПХ АПНФЕМХХ БШДЕКЪЧРЯЪ ЯОЕЖХТХВМШЕ БЕЫЕЯРБЮ (БПНДЕ ЯЕПНБНДНПНДЮ ХКХ ЩРЮМНКЮ), ЪДНБХРШЕ ДКЪ БЯЕУ, ЙПНЛЕ ЯЮЛХУ ЮМЮЩПНАНБ Х ОНДЮБКЪЧЫХЕ ХУ ЯНЯЕДЕИ-ЮЩПНАНБ. оНЩРНЛС, Б ВЮЯРМНЯРХ, ОНВРХ МЕОПХЦНДМЮ ДКЪ ФХГМХ ЦКСАНЙНБНДМЮЪ ВЮЯРЭ вЕПМНЦН ЛНПЪ. хМНЦДЮ, ОПХ БГЛСВХБЮМХХ ЮМЮЩПНАМШУ ДНММШУ ХКНБ (МЮОПХЛЕП, ОПХ СЯРЮМНБЙЕ ОПХМСДХРЕКЭМНЦН ОЕПЕЛЕЬХБЮМХЪ БНДШ Б ЦКСАНЙХУ ОПСДЮУ) Б БНДНЕЛЮУ ОПНХЯУНДХР НРПЮБКЕМХЕ РНКЫХ БНДШ ЯЕПНБНДНПНДНЛ.
пЮЯРБНПХЛНЯРЭ ЙХЯКНПНДЮ Б БНДЕ МЕБЕКХЙЮ – НЙНКН 10 ЛЦ/К (ОПХ РЕЛОЕПЮРСПЕ 15Ня). еЯКХ ЙХЯКНПНДЮ Б БНДЕ АНКЭЬЕ ОНПНЦЮ ПЮЯРБНПХЛНЯРХ – НМ БШУНДХР Б ЮРЛНЯТЕПС; ЕЯКХ ЛЕМЭЬЕ – ОНЯРСОЮЕР ХГ ЮРЛНЯТЕПШ Б БНДС. еЯКХ Б БНДНЕЛЕ ХДЕР ЮЙРХБМШИ ТНРНЯХМРЕГ, ОПНДСЙЖХЪ НПЦЮМХВЕЯЙХУ БЕЫЕЯРБ ОПЕНАКЮДЮЕР МЮД ПЮГКНФЕМХЕЛ ХУ ЦЕРЕПНРПНТЮЛХ – ЙХЯКНПНД БШДЕКЪЕРЯЪ Б БНДС, Х ЕЦН РЮЛ ДНЯРЮРНВМН. мН ЕЯКХ ЛЮКН ЯБЕРЮ ХКХ ЛЮКН АХНЦЕМНБ Х ТНРНЯХМРЕГ ХДЕР Я ЛЮКНИ ЯЙНПНРЭЧ, ХКХ НВЕМЭ ЛМНЦН НПЦЮМХЙХ МЮЙНОХКНЯЭ Х ЦМХЕР – ЙХЯКНПНДЮ ЛНФЕР МЕ УБЮРЮРЭ. х УНПНЬН, ЕЯКХ БНДНЕЛ КЕЦЙН НАЛЕМХБЮЕРЯЪ ЦЮГЮЛХ Я ЮРЛНЯТЕПНИ, Х ДХТТСГХЪ ЙХЯКНПНДЮ ХДЕР АШЯРПН – РНЦДЮ БЯЕ ЯОЮЯЮЧРЯЪ БМЕЬМХЛ ЙХЯКНПНДНЛ. еЯКХ ФЕ БНДНЕЛ СГЙХИ Х ЦКСАНЙХИ, ХКХ ОНБЕПУМНЯРЭ ЕЦН ОЕПЕЙПШРЮ ВЕЛ-МХАСДЭ – ЙХЯКНПНД ЙНМВЮЕРЯЪ, Х МЮЯРСОЮЕР ГЮЛНП: ДШУЮМХЕ ЯЛЕМЪЕРЯЪ АПНФЕМХЕЛ, ЮЩПНАМШЕ НПЦЮМХГЛШ НРПЮБКЪЧРЯЪ Х ЦХАМСР.
йПНЛЕ РНЦН, ПЮЯРБНПХЛНЯРЭ ЙХЯКНПНДЮ Б БНДЕ ЯМХФЮЕРЯЪ ОПХ ОНБШЬЕМХХ РЕЛОЕПЮРСПШ. оНЩРНЛС НЙЯХТХКЭМШЕ (ВСБЯРБХРЕКЭМШЕ Й МЕДНЯРЮРЙС ЙХЯКНПНДЮ) НПЦЮМХГЛШ ФХБСР РНКЭЙН Б УНКНДМНИ БНДЕ (Х, ЯННРБЕРЯРБЕММН, Б БНДНЕЛЮУ, ЙНРНПШЕ МХЙНЦДЮ ЯХКЭМН МЕ ОПНЦПЕБЮЧРЯЪ).
Характерные особенности водной среды обитания
Определение
Среда обитания — часть природного мира, окружающая живые организмы биосферы и оказывающая на них какое-либо воздействие.
Начальная среда жизни — вода. В водной среде обитания зародилась жизнь. В процессе исторического развития и адаптации большинство организмов заселили наземно-воздушную среду. Данный процесс привел к образованию наземных растений и животных. Благодаря эволюции, эти организмы адаптировались к новым условиям жизни.
Определение
Водная среда обитания является водной оболочкой Земли, которая носит название «гидросфера» и включает в себя все океаны, моря, воды, реки, водопады и другие источники с водой.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Среда, в которой обитают организмы, подвержена воздействию разнообразных факторов, склонных к изменениям. Организмы обладают способностью отражения в себе параметров окружающей среды. Жизнь вышла из воды на сушу. В процессе развития живые организмы преобразовывают литосферу, представляющую собой верхний слой суши. В результате таких процессов были образованы почвы, которые стали третьей средой обитания. Виды особей отличаются по типу энергии и обмену веществ, который необходим для их нормального развития.
Внешние факторы по-разному влияют на жизнь организмов, обитающих в воде. Исходя из данного принципа, в биологии факторы бывают:
- первостепенными;
- второстепенными.
Наиболее важными факторами являются:
- механические и динамические параметры дна и воды;
- температурные показатели;
- уровень освещенности;
- количество веществ, взвешенных и растворенных в воде.
Водная среда обитания в виде гидросферы составляет около 71% от всей площади Земли. Объем воды равен около 1,46 миллиардов кубических километров, 95% от которого составляет Мировой океан. Пресная вода включает 85% ледниковой и 14% подземной. Свыше 0,6% от общего объема воды составляют такие образования, как озера, пруды, водохранилища, болота, реки и ручьи. Примерно 0,35% воды находится в почве и атмосфере.
Жизнедеятельность живых организмов определяется физическими свойствами воды. Большим значением обладают термические свойства:
- большая теплоемкость;
- низкая теплопроводность;
- высокая скрытая теплота испарения и плавления;
- свойство расширяться перед замерзанием.
Вода является хорошим растворителем. Благодаря этому свойству, она насыщена неорганическими и органическими веществами, составляющими рацион питания обитателей водной среды. Вещества транспортируются внутри организмов за счет воды, происходит выделение продуктов распада.
С помощью высокого поверхностного натяжения вода может удерживать на поверхности объекты живого и неживого типа, заполняет капилляры, что позволяет наземным растениям питаться. За счет прозрачности воды обеспечиваются условия для протекания процессов фотосинтеза на большой глубине.
К минусам водной среды модно отнести:
- небольшую концентрацию кислорода;
- низкий уровень освещенности;
- относительно высокое давление, которое повышается по мере погружения.
Преимущества водной среды заключаются в следующем:
- относительная стабильность среды с точки зрения перепадов температуры и давления;
- среда более просторна по сравнению с почвенной средой;
- плотность воды, что делает ее фактически экзоскелетом для определенных видов живых организмов;
- защита обитателей от ультрафиолетового излучения.
Загрязнения водной среды и их последствия
Загрязнение водной среды — это наличие любых загрязняющих веществ в воде, которые могут быть вредными для жизни ее обитателей. Оно может происходить как в результате природных факторов, так и благодаря деятельности человека, который является главным загрязнителем водоемов.
Последствия загрязнения водной среды для живого мира могут быть катастрофическими. Например, загрязнение маслом или нефтью, которое происходит в результате аварий на нефтепроводах или из-за потери судов груза, оказывает пагубное влияние на здоровье рыб, птиц и других животных, которые попадают в контакт с загрязненной водой и воздухом.
Загрязнение воды сельскохозяйственными химическими веществами, такими как пестициды и удобрения, приводит к появлению в воде высоких концентраций питательных веществ, которые могут спровоцировать бесконтрольный рост водной растительности. В свою очередь, это приводит к уменьшению содержания кислорода в воде, что негативно сказывается на жизни водных организмов.
Еще одним последствием загрязнения водной среды является нарушение генетической структуры рыб. Загрязнение ртутью, кадмия и свинца приносит человечеству еще одну угрозу – рыбы, находящиеся на вершине пищевой цепочки водных биосистем, могут накапливать эти ядовитые элементы, значительно увеличивая риск развития онкологических заболеваний у тех, кто употребляет их в пищу.
- Узнали ПАВы? Теперь избавимся от них всегда! – это лозунг, заряжающий людей на перемену;
- Защитим озера и реки от загрязнения, и тогда мы защитим самих себя;
- Одна бутылка пластика в воде может насмерть отравить десятки рыб и птиц;
- Сохранение водных ресурсов – это всеобщее дело, которое необходимо принимать каждому человеку;
Таким образом, загрязнение водной среды является серьезной угрозой для экосистем и здоровья людей. Необходимо заботиться о защите водных ресурсов и принимать меры для их сохранения. Мелкие шаги вроде утилизации вредных бытовых отходов, использования наполнителей для дачных туалетов – все это может значительно повлиять на уменьшение количества загрязняющих веществ в окружающей среде и, тем самым, способствовать сохранению природных ресурсов для наследующих поколений.
Газовый режим водной среды
В водной среде содержание кислорода в 20—30 раз меньше, чем в воздухе, поэтому он часто становится лимитирующим фактором. В насыщенной кислородом воде при низкой температуре его содержание достигает 10 мл на 1 л воды.
Кислород поступает в воду за счет фотосинтеза водных растений и способности кислорода воздуха растворяться в воде. Верхние слои воды богаче кислородом, чем нижние. При перемешивании воды содержание кислорода в нижних слоях воды возрастает. С повышением температуры и солености воды концентрация кислорода уменьшается. У дна водоемов кислород может вообще отсутствовать вследствие его поглощения донными отложениями.
При дефиците кислорода наблюдаются заморы (массовая гибель водных организмов). Зимние заморы бывают, когда водоемы покрываются льдом. Летние — когда из-за высокой температуры воды уменьшается растворимость кислорода и увеличивается его поглощение донными отложениями. Причиной может быть и повышение концентрации токсичных газов (метана, сероводорода), образующихся при разложении отмерших организмов.
Из-за непостоянства концентрации кислорода большинство водных организмов по отношению к нему являются эврибионтами. Но есть и стенобионты (форель, планария, личинки поденок и ручейников), которые не переносят недостатка кислорода. Они являются индикаторами высокого содержания кислорода в водоеме.
Углекислый газ растворяется в воде в 35 раз лучше кислорода и его концентрация в ней в 700 раз выше, чем в воздухе. Морская вода — главный резервуар углекислого газа на планете. В воде он накапливается благодаря поступлению из атмосферы, дыханию водных организмов, разложению органических остатков. Углекислый газ обеспечивает фотосинтез водных растений и используется при образовании известковых скелетов беспозвоночных животных.
↑аЮПЭЕПШ Б ПЮЯЯЕКЕМХХ Х ХГНКХПНБЮММНЯРЭ БНДНЕЛНБ
рНКЭЙН ЛНПЪ ЯБЪГЮМШ ЛЕФДС ЯНАНИ Б ЕДХМСЧ ЯЕРЭ, Ю ЙНМХРМЕМРЮКЭМШЕ БНДНЕЛШ БЙПЮОКЕМШ ФХКЙЮЛХ Х НЯРПНБЮЛХ Б ЦНПЮГДН АНКЭЬХЕ ОПНЯРПЮМЯРБЮ ЯСЬХ Х ЛНПЪ. пЕЙХ Х ПСВЭХ, Я ВЮЯРЭЧ НГЕП Х ОПСДНБ, ЯБЪГЮМШ Б ПЕВМШЕ ЯХЯРЕЛШ, МН ПЮГМШЕ ПЕВМШЕ ЯХЯРЕЛШ (АЮЯЯЕИМШ) ЛЕФДС ЯНАНИ НАШВМН МЕ ЯННАЫЮЧРЯЪ (РЮЙ ЙЮЙ ПЕЙХ НАШВМН БОЮДЮЧР Б ЛНПЪ, Ю ОПЕЯМНБНДМШЕ ФХБНРМШЕ ВЕПЕГ ЛНПЪ МЕ ОКЮБЮЧР).
оПНАКЕЛЮ ГЮЯЕКЕМХЪ ОНВРХ МЕ БЯРЮЕР ДКЪ ЙПСОМШУ БНДНЕЛНБ Б ОПЕДЕКЮУ НДМНЦН АЮЯЯЕИМЮ – НМХ ОПЮЙРХВЕЯЙХ БЯЕ ЙЮЙ-РН ЯБЪГЮМШ ЛЕФДС ЯНАНИ Х ОНЯРЕОЕММН НАЛЕМХБЮЧРЯЪ ТЮСМЮЛХ Х ТКНПЮЛХ. яКНФМЕЕ ДЕКН НАЯРНХР Я БНДНЕЛЮЛХ Б ПЮГКХВМШУ АЮЯЯЕИМЮУ Х РЕЛ АНКЕЕ – Б ПЮГКХВМШУ ПЕЦХНМЮУ. б ВЮЯРМНЯРХ, бНКФЯЙХИ АЮЯЯЕИМ, ЖЕКХЙНЛ ОПНСРЧФЕММШИ КЕДМХЙЮЛХ Б ОНЯКЕДМХИ КЕДМХЙНБШИ ОЕПХНД, ДН ЯХУ ОНП ХЛЕЕР НАЕДМЕММСЧ ТЮСМС ОН ЯПЮБМЕМХЧ ДЮФЕ Я ЯНЯЕДМХЛХ АЮЯЯЕИМЮЛХ – оПХАЮКРХИЯЙХЛ Х вЕПМНЛНПЯЙХЛ. рЕЛ АНКЕЕ РПСДМН ОПЕЯМНБНДМШЛ НПЦЮМХГЛЮЛ ОПНМХЙЮРЭ Я ДПСЦХУ ЛЮРЕПХЙНБ, Х ОНЯЙНКЭЙС ЩБНКЧЖХЪ МЮ ЙЮФДНЛ ЛЮРЕПХЙЕ ХДЕР ДЮБМН Х МЕГЮБХЯХЛН, БЕГДЕ ЯТНПЛХПНБЮКХЯЭ ЯБНХ ТЮСМШ. яНАЯРБЕММН, ХГНКХПНБЮММНЯРЭ НРДЮКЕММШУ ПЕЦХНМНБ – ЦКЮБМЮЪ ОПХВХМЮ ПЮГМННАПЮГХЪ ЩЙНЯХЯРЕЛ Б ОКЮМЕРЮПМНЛ ЛЮЯЬРЮАЕ. щРН ЯНЯРЮБКЪЕР НЯМНБМНИ ОПЕДЛЕР АХНЦЕНЦПЮТХХ.
нРДЕКЭМЮЪ ЯРЮРЭЪ – ЛЮКЕМЭЙХЕ ХГНКЪРШ, МЕ НВЕМЭ ЯХКЭМН НРДЮКЕММШЕ НР ЯЕАЕ ОНДНАМШУ, МН Х ЯСЫЕЯРБСЧЫХЕ МЕДНКЦН. рЮЙНБШ ЛМНЦХЕ КСФХ – Я РНВЙХ ГПЕМХЪ БНДМШУ АЕЯОНГБНМНВМШУ ЩРН ДЮКЕЙХЕ НЯРПНБЮ, ГЮРЕПЪММШЕ Б НЙЕЮМЕ КЕЯНБ Х ОНКЕИ. хГНКХПНБЮММШЕ НР АНКЭЬХУ БНДНЕЛНБ КСФХ ОНЯРЕОЕММН (Х МЕ БЯЕЦДЮ ОНМЪРМН – ЙЮЙ) ГЮЯЕКЪЧРЯЪ ТКНПНИ Х ТЮСМНИ, МЮЯЕКЕМХЕ ХУ ЯНЯРНХР ХЛЕММН ХГ ЮЙРХБМШУ ЛХЦПЮМРНБ. кСФХ Б ОНИЛЮУ ПЕЙ МЮЯЕКЕМШ ЯНБЯЕЛ ДПСЦХЛХ НПЦЮМХГЛЮЛХ (ХУ Б ЛЮЯЯЕ ОПХМНЯХР ОНКНБНДЭЕЛ, КХАН ХУ БШКЕРЮЧЫХЕ ХГ ПЕЙХ ХЛЮЦН НРЙКЮДШБЮЧР ЯЧДЪ ЪИЖЮ). я МЮЯРНЪЫХЛХ НЯРПНБЮЛХ Б НЙЕЮМЕ ОПНХЯУНДХР МЕВРН ОНДНАМНЕ, МН НМХ ГЮЯЕКЪЧРЯЪ ЛЕДКЕММЕЕ, Ю ЯСЫЕЯРБСЧР ДНКЭЬЕ.
дКЪ ФХБШУ НПЦЮМХГЛНБ ЯСЫЕЯРБСЕР НЯНАШИ РЕПЛХМ БЮЦХКЭМНЯРЭ – ЯОНЯНАМНЯРЭ ПЮЯЯЕКЪРЭЯЪ Б МНБШЕ ЛЕЯРННАХРЮМХЪ. пЮЯРЕМХЪ ДКЪ ЩРНИ ЖЕКХ ХЯОНКЭГСЧР ЯЕЛЕМЮ Х ЯОНПШ, КЕРЪЫХЕ ОН БЕРПС ХКХ ОКЮБЮЧЫХЕ Б БНДЕ. лМНЦХЕ НПЦЮМХГЛШ ЛНПЯЙНЦН АЕМРНЯЮ ЯМЮАФЕМШ КХВХМЙЮЛХ, ОКЮБЮЧЫХЛХ Б ОКЮМЙРНМЕ – РЮЛ КХВХМЙХ БШОНКМЪЧР ТСМЙЖХЧ ПЮЯЯЕКЕМХЪ. ю С ЛМНЦХУ МЮЯЕЙНЛШУ МЮНАНПНР – КХВХМЙХ ЯХДЪР ХКХ ОНКГЮЧР Б БНДЕ ХКХ Б ОНВБЕ Х Б НЯМНБМНЛ ЕДЪР, Ю БГПНЯКШЕ МЮЯЕЙНЛШЕ (ХЛЮЦН) – СЛЕЧР КЕРЮРЭ, ПЮЯЯЕКЪЧРЯЪ Х ПЮГЛМНФЮЧРЯЪ. мЮХАНКЭЬЕИ БЮЦХКЭМНЯРЭЧ НАКЮДЮЧР ЯОНПННАПЮГСЧЫХЕ АЮЙРЕПХХ. нМХ Б МЕАКЮЦНОПХЪРМНИ ЯПЕДЕ ОНЙПШБЮЧРЯЪ ЛНЫМНИ НАНКНВЙНИ, Б МЕИ ЛНЦСР ОЕПЕМНЯХРЭЯЪ ЙСДЮ СЦНДМН – Х ОНВРХ БЕГДЕЯСЫХ МЮ гЕЛКЕ.
Почвенная среда и адаптации к ней
Почва представляет собой результат взаимодействия живой и неживой природы. Толщина слоя почвы может составлять от нескольких сантиметров до 2 км. По современным представлениям, почва есть не только на поверхности суши, но и дне водоемов.
Поскольку почва непрозрачна для света, в этой среде жизни не важен фактор освещенности. Температура изменяется незначительно (в этом почвенная среда похожа на водную). Зато решающую роль играет механический состав, то есть размер частиц, образующих почву. Самые крупные частицы характерны для каменистых почв, более мелкие – для песчаных, самые мелкие – для глинистых.
Размер частицы влияет на возможность организмов перемещаться в слое почвы, количество влаги и доступ кислорода. Как правило, последние два фактора больше влияют на растения, однако в некоторых ситуациях и для животных они могут стать ограничивающими. Например, часто после дождя можно увидеть, как на поверхность выползают дождевые черви. Это результат того, что в почве увеличивается количество воды, и черви начинают задыхаться – они дышат атмосферным кислородом.
По закону Шелфорда, оптимальны для живых организмов почвы со средним размером частицы: в глинистых слишком много жидкости и практически нет кислорода, в каменистых – слишком большие промежутки между частицами и практически нет жидкости, так что растениям сложно укорениться.
Плодородие почвы – фактор, обусловленный наличием гумуса. Это особые органические вещества, результат жизнедеятельности бактерий и дождевых червей. Чем плодороднее почва, тем больше растений могут на ней произрастать.
Химический состав почвы (особенно содержание солей, щелочей и кислот) существенно влияет на растения. По закону Либиха, даже нехватка одного микроэлемента может негативно сказываться на них. Однако избыток минеральных веществ (засоление почвы) вызывает гибель растений, нарушая процессы всасывания воды.
Почва является самой бедной по видовому составу средой жизни. Многие организмы проживают тут лишь временно, используя в качестве укрытия норы или отверстия в земле (мыши, зайцы, лисы). Такие организмы называются геоксены. Они относятся скорее к наземно-воздушной среде обитания. Другие организмы обитают в почве только на стадии личинки. К этой группе относятся большинство насекомых, и их называют геофилами. Их количество достаточно велико, поскольку почва предоставляет хорошую защиту и практически лишена хищников. Третья группа почвенных обитателей – геобионты (те организмы, которые живут только в почве, практически не поднимаясь на поверхность). Сюда относят дождевых червей и кротов. У них в большей степени выражены адаптации к жизни в толще земли: конечности копательного типа или мощные мышцы, позволяющие двигаться червеобразно.
Что такое водная среда обитания?
Элементом мира, который используется живыми организмами для жизнедеятельности, является среда обитания. В ней имеются определенные условия и факторы, к которым адаптируются живые организмы.
Самые первые формы жизни зародились в воде. Здесь происходили первые этапы эволюции. В водной среде разнообразны локальные условия. К примеру, есть пресная и соленая водная среда. Также данная среда может быть теплой или холодной.
Совокупность вод океанов, морей, подземных вод, ледниковых покровов, вод континентов, снежных покровов является водной средой обитания. Она составляет более 70% от всей площади Земли. Вода насыщена неорганическими и органическими веществами. Эти вещества являются питанием для обитателей данной среды. Прозрачность воды позволяет происходить процессу фотосинтеза на большой глубине.
Растения водной среды обитания
Разнообразие водной растительности не так велико по сравнению с животным миром. Растения классифицируются:
- Погружные растения. У них весь их цикл происходит под водой. Они могут быть укореняющимися и не укореняющимися. К первому типу относятся: элодея, уруть. Ко второму типу: роголистник, пузырчатка.
- Растения с плавающими побегами или листьями. Не укореняются: водокрас, сальвиния, многокоренник. Укореняются: кувшинка, кубышка.
- Воздушно-водные растения. Их часть находится в воде, а другая часть – над поверхностью воды. Пример: камыш озерный, стрелолист, тростник обыкновенный.
Корни, листья и стебли водных растений видоизменились и приобрели новые функции. Образовались: плавающие стебли, листья-пузырьки, корни-якори.
Внутренне строение таких растений характеризуется наличием аэренхимы, то есть воздухоносной ткани. Механические и проводящие ткани недоразвиты.
Водные растения в большей степени являются травянистыми многолетниками.
Размножение у данных растений в основном вегетативное.
У растений значительно увеличилась поверхность тела в сравнении с его массой. Это облегчает поглощение кислорода и других газов, содержащихся в воздухе. Корневая система водных растений развита плохо. Корневых волосков не имеют. Растворенные минеральные вещества поступают прямиком в листья. Так как интенсивность света в воде понижена, а большинства растений в клетках образуются хлорофилловые зерна. Сосуды в проводящих пучках отсутствуют или слабо развиты. Опорный скелет также слабо развит из-за большой плотности воды.
Плюсы и минусы водной среды обитания
Плюсы:
- защищенность от агрессивного ультрафиолета, обусловленная характером проникновения солнечных лучей;
- высокая плотность, выступающая в роли экзоскелета для некоторых организмов;
- отсутствие резких температурных скачков;
- мало ограниченное пространство.
Водоемы занимают на поверхности нашей планеты 70%. Поэтому жизненного пространства в них намного больше, чем на суше.
К минусам относят:
- перепады давления;
- низкое содержание кислорода, связанное с понятием недостаточного разнообразия растительного мира;
- слабая освещенность, убывающая по мере погружения на глубину.
Экологические факторы абиотической водной среды
Не все экологические факторы абиотической водной среды обладают одинаковой степенью влияния на гидробионтов. Выделяют главные и второстепенные факторы.
К главным факторам принадлежат следущие свойства воды и грунта:
- физические (плотность, вязкость, температура и т.д);
- химические.
При этом отдельные факторы водной среды в природных условиях воздействуют не изолированно, а совместно. Результатом этого является проявление явления синергизма.
Важнейшим абиотическим фактором водной среды обитания является температура. Именно от температуры находятся в прямой зависимости интенсивность обмена веществ водных организмов, скорость их питания, роста и т.д.
От величины вязкости воды, например, зависит возможность активного передвижения в ней гидробионтов, что способствует к выработке у них различных морфологических приспособлений.
Не менее важным абиотическим фактором является плотность воды, характеризующая условия перемещения организмов и давление на различных горизонтах. По причине наличия выраженного градиента давления в большинстве водоёмов обитатели водной среды обитания в целом способны выдерживать более значительные его колебания, чем жители суши.
Готовые работы на аналогичную тему
Органами восприятия гидростатического давления у гидробионтов служат различные газовые камеры.
Влияние интенсивности солнечного света отражено на окраске гидробионтов. Так, например, рыбы, обитающие в поверхностном слое имею пёструю окраску, в отличие от их глубоководных сородичей, лишенных пигментов. Оптимум освещенности для организмов может сильно меняться при различных температурных условиях в зависимости от концентрации кислорода, активной реакции среды ($pH$) и её окислительно-восстановительного потенциала ($Eh$).
Значительное воздействие на распространенность гидробионтов оказывает соленость воды. Наибольшее распространение в водах Мирового океана получили хлориды, от концентрации которых и зависит разнообразие жизненных форм того или оного объекта гидросферы.
Достаточно высокая концентрация в воде кальция, в ряде случаев способна ослабить летальное воздействие высоких концентраций ионов калия.
Существенное значение для жизни гидробионтов имеют такие характеристики грунта, как размеры слагающих его частиц, плотность их прилегания друг к другу и т.д. Особенно требовательны к характеристикам грунтов водоросли и беспозвоночные.
Таким образом, в экологических исследованиях водных экосистем необходимо по возможности оценивать влияние на организмы как можно большего количества факторов, выявляя степень их значимости и различные эффекты синергизма.
Среда обитания – понятие и особенности
Основные особенности любой среды составляют ее главные свойства, под которые подстраиваются все существующие в ней биологические виды. К примеру, в водной сфере живут рыбы и земноводные – существа, у которых дыхательная система приспособлена работать именно в этих условиях. В каждом случае есть свои уникальные особенности, изучением и описанием которых заняты большие ученые и целые научные институты.
Чтобы выявить те или иные характеристики определенной среды, приходится буквально погружаться в нее, заниматься тщательными наблюдениями и систематизацией получаемых знаний. История знает множественные примеры, когда ученые бросали все дела и отправлялись в далекие дикие регионы, чтобы погрузиться в среду обитания изучаемых ими животных, птиц, других существ и получить от этого максимально достоверную информацию.
Классификация сред жизни
Среда жизни – совокупность всех факторов, действующих на организм. Как самих факторов среды, так и их комбинаций достаточно много. Однако в разных условиях на организм будут оказывать значимое влияние разные факторы
Если в пустыне наличие воды будет ключевым в жизнедеятельности организмов, то в море это уже не так важно. Для организмов, населяющих озеро и лес, освещенность важна, но для обитателей почвы – нет
По наиболее значимым факторам были выделены четыре среды жизни.
Типы сред жизни:
- Водная;
- Наземно-воздушная;
- Почвенная;
- Другой организм как среда обитания.
В процессе развития Земли сначала возникла водная среда. Организмы приспосабливались к ней в течение нескольких сотен тысяч лет. Поверхность суши тогда была небольшой и полностью непригодной для жизни из-за интенсивной радиации и отсутствия почвы. После появления озонового слоя (а возник он в результате накопления в атмосфере кислорода) на сушу вышли бактерии. Под их воздействием на поверхности постепенно сформировалась почва. После этого стал возможен выход организмов на сушу – сначала растений, потом животных.
В то время правильно было бы говорить о наземной среде – воздух еще не был заселен живыми существами. Такая потребность возникла, когда количество организмов на поверхности Земли сильно увеличилось, и стал нужен поиск нового жизненного пространства. Первыми в воздух поднялись насекомые, затем – рептилии.
Почему воздух не выделяют как отдельную среду жизни, хотя ее условия сильно отличаются? Дело в том, что все организмы – обитатели поверхности нуждаются в кислороде (то есть без атмосферы их существование невозможно), а все обитатели воздушной среды используют поверхность суши (хотя бы только для откладывания яиц, как это делает стриж). В качестве исключения можно привести аэробактерии, которые обитают в атмосфере недалеко от озонового слоя. Они образуют особые колонии, для которых не нужна поверхность Земли.
Организм не может существовать без своей среды обитания. Есть такие живые существа, для которых характерна только одна среда жизни. Например, исключительно водными являются кораллы, иглокожие и многие рыбы, исключительно наземными – мокрицы и большинство насекомых. Иногда он может обитать сразу в двух средах жизни, и такие организмы называются амфибийными (лягушки, саламандры). В некоторых ситуациях смена среды жизни происходит на разных стадиях жизненного цикла. Личинка стрекозы живет в воде, взрослое насекомое – в наземно-воздушной среде. Паразит – печеночный сосальщик в процессе жизненного цикла обитает внутри организмов-хозяев, в воде и на поверхности травы (то есть в наземно-воздушной среде). У разных стадий жизненного цикла разные источники питания, значит, еды гарантированно хватит на всех и за нее не возникнет конкуренции.
Среды жизни подразделяются на среды обитания. Так, водная среда делится на пресную, морскую и солоноватоводную (эстуарную). В ней можно выделить также поверхность, дно и толщу воды различной глубины. Водоемы бывают стоячие и текучие. Все это – среды обитания. В свою очередь, они подразделяются на биотопы (места обитания биоценозов) и местообитания (места обитания отдельных видов).
Если сравнить среду жизни с многоквартирным домом, то среда обитания – это этаж, биотоп – квартира, местообитание – комната.
Окружающая среда постоянно воздействует на организм, и он вынужден адаптироваться к ней. Поскольку экологические факторы внутри среды обитания одинаковы, то у организмов разных групп возникают схожие адаптации к одинаковым условиям. Это называется конвергентная эволюция. Так, для полета нужны крылья, и они есть и у насекомых, и у птиц. Для того, чтобы быстро передвигаться в толще воды, нужны плавники и обтекаемая форма тела, — именно поэтому дельфин так похож на рыбу. Совокупность адаптаций к одной и той же среде обитания называется жизненной формой.
Клещевая болезнь и амебная дизентерия
Клещевая болезнь вызывается инфекцией, передаваемой через укус клеща. Наиболее распространенными симптомами являются лихорадка, сыпь, головная боль и боли в суставах. Однако, если болезнь не лечится вовремя, она может привести к серьезным осложнениям, таким как менингит или нарушения ритма сердца. Клещевая болезнь может быть предотвращена путем ношения защитной одежды и использования репеллентов против клещей, а также осмотром тела после прогулок в лесных зонах.
Амебная дизентерия является заболеванием, которое вызывается контактом с водой или пищей, загрязненной амебами. Она проявляется симптомами, такими как понос, боли в животе и лихорадка. Если болезнь не лечится вовремя, она может привести к дегидратации и другим серьезным осложнениям. Предотвращение амебной дизентерии возможно путем употребления чистой воды, обработки пищи перед ее употреблением и поддержания гигиены рук.
Обе эти болезни могут быть избежаны путем ухода за окружающей средой. Борьба с загрязнением воды и контроль над популяцией клещей будет не только снижать риск заболевания, но и помогать сохранению экосистемы водной среды.