Развитие медицины в россии в первой половине xix века. отечественная наука и медицина в xix

Развитие медицины в россии в первой половине xix века. отечественная наука и медицина в xix – начале xx вв химия 19 века в медицине

XVIII век. Зарождение

Впервые термин «медицина» в нашей стране был употреблен при Петре I. Сам император придавал большое значение врачебному делу, открыв в 1707 году госпитальную школу, а в 1764 — медицинский факультет в Московском университете. Медицина в России тех времен преобразовывалась из народной в научную. Если раньше условное обучение ограничивалось только хирургией, то при в учебном заведении начали преподавать следующие науки:

  • фармакологию;
  • неврологию;
  • зуболечение;
  • челюстно-лицевую хирургию;
  • физиологию и анатомию;
  • судебную медицину.

Многие специалисты выезжали за границу и перенимали опыт иноземных врачей. Сам император довольно плотно занимался изучением лечебного дела и с успехом проводил стоматологические манипуляции и операции как простым людям, так и представителям знати.

XIX век. Начало

Медицина в Россиив начале 19 века стала развиваться более быстрыми темпами. Для того чтобы изучать требовалась специальная литература. Стала издаваться периодика и первые пособия по анатомии, авторами которых являлись медицинские светила того времени И. В. Буяльский и Е. О. Мухин.

Тщательно изучались акушерство и гинекология. Результаты исследований и опытов стали прорывом в предупреждении и лечении заболеваний женских половых органов. Были проведены эксперименты в отношении деятельности центральной нервной системы, что дало объяснение всем процессам, происходящим в организме.

Исследователи в этой области (И. Е. Дядьковский, Е. О. Мухин, К. В. Лебедев и другие) сформулировали и развивали положение рефлекторной теории.

М. Я. Мудров основал метод диалога с больным, который позволил еще на стадии расспроса выявить основные признаки заболевания и его этиологию. В дальнейшем этот способ усовершенствовал Г. А. Захарьин.

Сравнительная анатомия

Для понимания строения человека большое значение имеет сравнительная анатомия.

Основы ее возникли значительно позднее, чем данные по анатомии животных и человека, тем не менее некоторые отрывочные сведения мы встречаем у Аристотеля, Галена и Везалия. Развитие сравнительно-анатомического метода и формирование сравнительной анатомии как науки обычно исчисляют с XVII века и связывают с трудами Северино (1580-1656), Виллиса (1621 -1675), которые сопоставили строение человека и животных. Это была первая попытка создания опорных пунктов для гипотезы о происхождении человека и начала эволюционного учения. В XVIII веке в Голландии Кампер (1722-1789), в Англии Хантер (1728-1793), во Франции Вик д’Азир (1748-1794) показали сходство строения и функции основных органов, систем человека и животных, приспособляемость и зависимость систем от характера питания. Большого расцвета достигла сравнительная анатомия в XVIII и XIX веках после опубликования трудов Кювье и Сент-Илера.

Жорж Кювье (1769-1832) внес вклад не только в сравнительную анатомию, но и в систематику животных, являясь создателем палеонтологии. Кювье по отдельным костям мог производить реконструкцию всего скелета. Он предложил сгруппировать всех животных в четыре типа, учитывая особенности строения скелета, нервной системы и кровообращения. Большой фактический материал по сравнительной анатомии и палеонтологии, накопленный Кювье, был хорошей базой для обоснования учения об эволюционном развитии.

Сент-Илер (1772-1844) обобщил свои исследования по сравнительной анатомии в книге «Философия анатомии» (1822). Его концепция сводилась к тому, что все животные построены по единому принципу, гомологичные части тела сохраняются у всех видов животных. Например, рука человека соответствует передней конечности животных. По его принципу коннексий, т. е. взаимосвязи, гомологичные части тела всегда располагаются одинаково относительно смежных частей. Этот принцип независимо от Сент-Илера обосновал Гете (1749-1832). Сент-Илер создал науку об уродствах — тератологию. В целом его учение по сравнительной анатомии показывало, что животные происходят от других вымерших животных и в органическом мире возможны трансформации. Эти идеи развития животного мира для того времени были весьма прогрессивными.

Значительный вклад в сравнительную анатомию внесли немецкий ученый и поэт Гете и русский ученый-натуралист К. М. Бэр, подошедшие вплотную к теории эволюционного развития животного мира, но не сумевшие открыть ее законы.

Мечников И.И. (1845-1916)

Наши ученые биологи и их открытия были по достоинству оценены в мире. Илья Ильич Мечников 1908 году стал лауреатом Нобелевской премии в области физиологии и медицины. Мечников родился в семье офицера, образование получил в Харьковском университете. Открыл внутриклеточное пищеварение, клеточный иммунитет, доказал с помощью методов эмбриологии общее происхождение позвоночных и беспозвоночных.

Работал над вопросами эволюционной и сравнительной эмбриологии и вместе с Ковалевским стал родоначальником этого научного направления. Труды Мечникова имели большое значение в борьбе с инфекционными заболеваниями, тифом, туберкулезом, холерой. Ученого занимали процессы старения. Он полагал, что преждевременную смерть вызывает отравление микробными ядами и пропагандировал гигиенические способы борьбы, большую роль отводил восстановлению микрофлоры кишечника с помощью кисломолочных продуктов. Ученый создал русскую школу иммунологии, микробиологии, патологии.

Развитие анатомии и хирургии в России в первой половине XIX в.

Обозначим основные проблемы хирургии первой половины XIX в.:
1)

неприменение антисептики;
2)

незнание хирургами анатомии;
3)

неприменение наркоза.

В это время наиболее передовые хирурги признавали, что необходимо очень точно знать анатомию человека для того, чтобы преподавать оперативные вмешательства. Надо сказать, что в России не было так называемого цехового деления медицинских работников. Одновременно с этим в странах Западной Европы такое деление имелось.

И. Ф. Буш (1771—1843) — хирург из Санкт-Петербурга был автором первого оригинального русского учебника по хирургии. И. Ф. Буш четко характеризовал отношение русских врачей к хирургии: «Русские врачи никогда не входили в тщетные и врачебной науке вредные прения иностранных врачей об отделении хирургии от медицины».

Если обратиться к Западной Европе, то даже в первой половине XIX в. хирургия носила отпечаток средневековых традиций, как бы ремесленной подготовки хирургов. Многие, кто считались хирургами, не знали анатомии. Теперь рассмотрим связь анатомии и хирургии в России. Уже в конце XVIII и первой половине XIX вв. хирургия в России развивалась в тесной связи с анатомией. Разобщение хирургии и анатомии произошло в середине XIX в.

Хирургические вмешательства в этот период развития медицинской науки в России были не слишком распространенными. Они ограничивались наружными частями и конечностями человеческого тела. В больницах создавались различные отделения: наряду с отделениями «для внутренних болезней» — это терапевтические отделения, создавались отделения «для наружных болезней» — это для больных с хирургическими заболеваниями.

Обозначим некоторых наиболее известных и выдающихся анатомов и хирургов первой половины XIX в.: И. Ф. Буш (1771— 1843), Е. О. Мухин (1766—1850), П. А. Загорский (1764—1846), И. В. Буяльский (1789—1866), Н. И. Пирогов (1810—1881 гг.). Все эти талантливые анатомы и хирурги неоднократно подчеркивали в своих атласах, учебниках и различных других сочинениях, что хирургам необходимо хорошо знать анатомию.

предыдущая
к содержанию
следующая

А так же в разделе «4. Развитие анатомии и хирургии в России в первой половине XIX в. »

  • 1. Общая историческая характеристика рассматриваемого периода
  • 2. Общественно-политическая обстановка
  • 3. Декабристы и их требования в области медицины
  • Н. И. Пирогов
  • С.Ф. Хотовицкий
  • М. Я. Мудров

Мнения

Однако современная медицина в России не может обеспечить высокое качество обслуживания, поэтому многие специалисты считают, что изменения нужно начать именно с образования. Также врачи видят в реформе откат к старой системе обслуживания, которая предполагала разделение на больницы для бедных и богатых.

Проблемы медицины в России заключаются не только в недостаточном финансированииучреждений здравоохранения, но и в полном равнодушии некоторых врачей к пациентам. Судя по истории развития лечебного дела, многие доктора положили жизни на изучение и разработку новейших методов исследования организма и его избавления от разного рода заболеваний. К сожалению, в современной медицине наблюдается тенденция к монетизации жизни.

Медицина в России в XIX столетии начала выходить на более высокий уровень. Этому способствовало открытие большого количества медицинских школ, во главе которых стояли такие выдающиеся деятели в области медицины, как М.Я. Мудров, Е.О. Мухин и Е.И. Дядьковский, И.Ф. Буш, П.А. Загорский и Н.И. Пирогов и другие. Они придерживались определенного научного направления, стали авторами многих научных трудов и имели много учеников и последователей. В начале столетия в России сложилось два главных центра медицинской науки — Петербургская медико-хирургическая академия и медицинский факультет Московского университета. В Медико-хирургической академии получили развитие такие направления, как хирургия, анатомия, топографическая анатомия. В ее стенах сформировалась первая русская анатомическая школа, создателем которой являлся П.А. Загорский (1764-1846), и первая русская хирургическая школа И.Ф. Буша (1771-1843). Профессора Московского университета занимались преимущественно вопросами общей патологии, терапии, физиологии.

Характерная черта развития медицины России в первой половине XIX в. — строительство крупных больниц, часто на благотворительные средства, а также появление специализированных лечебных заведений и клиник. Так, в Москве в 1802 г. начала действовать Голицынская больница. К 1806 г. относится открытие Мариинской больницы (С.-Петербург) для лечения неимущего населения, где в 1819 г. было организовано глазное отделение.

Образцовым лечебным учреждением в Москве являлся Странноприимный дом графа Н.П. Шереметева (1810). Его больница стала клинической базой московского отделения Медико-хирургической академии. В начале века на городские средства началось строительство 1-й Градской и Ново-Екатерининской больниц. В 1834 г. в Санкт-Петербурге была открыта первая в России детская больница. Появление специализированных детских лечебных учреждений способствовало выделению педиатрии в самостоятельную медицинскую дисциплину.

В медицинском образовании в XIX веке стали появляться элементы схоластики.

Передовые врачи России в первой половине XIX века в непростых условиях успешно продолжали развивать материалистическое понимание основных проблем медицины: взаимоотношения между организмом и средой, целостности организма, единства физического и психического, этиологии и патогенеза заболеваний.

В середине и второй половине XIX века появились новые диагностические методики: осветительные и оптические приборы, позволявшие врачам наблюдать за закрытыми от невооруженного глаза участками тела: цистоскоп, гастроскоп, бронхоскоп. Развитию медицины способствовали новые открытия в других науках, например, биологии, химии, физики, которые предоставляли основу для последующих открытий уже в области медицины.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Лесные поляны
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: