Происхождение языков человеческого общения

Как древние люди придумали слова и научились разговаривать. эволюционные этапы развития человеческой речи

7. Какой была первоначальная речь человека?

Можно спросить, а каким был язык, речь человека, когда этот самый человек
только выделился из мира животных? Первоначальный язык человека был
примитивен и беден, что только в ходе дальнейшей эволюции он превратился
в тонкое и богатое орудие общения, передачи и закрепления сообщений.
Первоначальная человеческая речь состояла из диффузных (расплывчатых)
звукопредложений, слитых с интонацией и жестом. Она походила на обезьяньи
выкрики или те односложные обращения к животным, которые можно наблюдать
и сейчас. Основной единицей языка стал звуковой комплекс, который можно
характеризовать следующим образом:
1. Первоначальный звуковой комплекс был односложен. Звуки были не достаточно
дифференцированы, их было немного, причем в основном согласные.
2. Инвентарь звуковых комплексов был невелик. Поэтому древнейшее слово
было семантически расплывчатым, обозначая в разной ситуации разное.
3. Семантическая и звуковая расплывчатость древнейших слов, которых
было немного, делала повторение основным средством образования форм
слова. Дифференциация форм слова была вызвана возникновением частей
речи, с их категориями и постоянным синтаксическим назначением. Вопрос
о происхождении языка может быть решён. Решений может быть много, но
все они будут носить гипотетический характер.

8. Проблема праязыка

Научную основу проблема праязыка получила лишь в период зарождения
сравнительно-исторического языкознания. В результате сопоставительного
анализа ряда языков к началу 19 века было доказано существование групп
языков, объединенных признаком материального родства. Это материальное
родство было объяснено общностью происхождения этих языков из одного
источника. Так возникла идея праязыка. Основоположником теории происхождения
индоевропейских языков от одного общего предка, или праязыка, следует
считать Шлейхера, который первый попытался восстановить индоевропейский
праязык и проследить его развитие в каждом из его разветвлений.
Большинство лингвистов считают праязыковую теорию верной. Были созданы
даже специальные схемы, описывающие признаки праязыка. Предполагается,
что:
В звуковой системе праязыка были представлены гласные a e i o u,
различные по долготе, а также гласный неопределенной артикуляции, который
обычно называют шва или шва индогерманикум. В праязыке были представлены
и дифтонги, которые также различались по долготе и краткости.
В индоевропейском праязыке уже было деление существительных на роды:
мужской женский и средний.
В праязыке существовала восьмипадежная система. В праязыке различалось
три числа — единственное, двойственное и множественное.
Степени сравнения прилагательных еще не были развиты в достаточной
степени. В праязыке уже сложилась система числительных в пределах сотни.
В праязыке уже существовало противопоставление настоящего и прошедшего
времени, имелось и видовое различие. Кроме изъявительного и повелительного
наклонений, в праязыке могли быть представлены оптатив и коньюнктив,
возникшие, по-видимому, на базе переосмысления первоначальных временных
значений.
Как было отмечено, в праязыке были представлены существительные трех
родов. Однако исследователи языка, анализируя основы имен существительных
с разными исходами, которые представлены в индоевропейских языках, приходят
к выводу, что, по-видимому, родовому делению предшествовала какая-то
иная система классного деления имен существительных. Но такая более
глубокая реконструкция всегда связана с еще большими трудностями, чем
восстановление праязыка.

Один ранний язык или много?

И никак не могу обойти вниманием еще один вопрос по теме. Был ли изначально один язык или много? Глядя на сегодняшнее разнообразие языков, разбросанность наших древних предков по планете, изучая современные способы овладения языками и другие факторы, исследователи пришли к двум противоположным гипотезам: моногенез и полигенез

Самой старой из них является первая – моногенез, то есть убежденность в том, что изначально существовал один праязык. Среди ее приверженцев очень много сторонников языка как божественного творения, дара. Отправным пунктом этой теории является гипотеза о происхождении человека от одной пары людей где-то в Африке и последующее распространение по Земле.

Теоретики полигенеза выступают против этого спорного на их взгляд «божественного» происхождения человека и языков, в частности. Их аргументы опираются на большое количество современных языков, их огромное разнообразие, а также разнообразие мест обитания наших древних предков.

Маршрут и время миграции согласно «африканской» теории происхождения человека

Так как ученые до сих пор не представили конкретных доказательств места, времени и смысла первого сказанного слова, то никто не может быть полностью уверен в том, какая из этих теорий верна.

В заключение хотелось бы привести слова, которые, как мне кажется, наиболее глубоко передают всю суть проблемы. Как выразилась в 2007 году Кристин Кеннилли своей книге «Первое слово: в поисках истоков языка»:

Возникновение человеческой речи

Речь и язык впервые возникают только у людей, только в человеческом обществе. Хотя у животных и существует общение посредством голосовых сигналов, но у них нет настоящей речи, нет языка.

Голосовые реакции животных представляют собой врожденные, безусловные рефлексы на внешние или внутренние раздражители. Они имеют приспособительное значение, так как, воздействуя на других животных, вызывают у них поведение, необходимое для поддержания жизни вида.

Например, животное на сигнал опасности отвечает голосовой реакцией, которая вызывает у его детенышей инстинктивное оборонительное поведение (затаивание или подбегание к матери и т. п.), благодаря чему они избегают гибели.

Голосовая реакция животного, являясь ответом на то или другое воздействующее явление (например, на звуки шагов приближающегося хищника), выполняет сигнальную функцию.

Она, однако, не обозначает самого явления — не передает, какое именно явление ее вызвало. Соответственно и поведение другого животного в ответ на голосовую реакцию представляет собой ответ непосредственно на данную реакцию, как на определенный звуковой раздражитель, а вовсе не на то явление, которое ее вызвало. Иначе говоря, сама голосовая реакция животного и ответное поведение на нее других животных представляют собой безусловные или условные рефлексы на раздражители первой сигнальной системы.

Совсем другое дело человеческая речь.

Видя перед собой или мысленно воспроизводя в своей голове то или иное явление, человек называет, обозначает в своей речи это явление словами, т. е. такими звукосочетаниями, которые и для других людей обозначают то же самое явление (точнее, ту обобщенную группу явлений, к которой принадлежит данное явление). В результате в голове человека, воспринимающего речь, возникает представление или понятие, мысль об этом явлении.

Речь, в отличие от голосовых реакций животных, позволяет людям передавать друг другу то, что отражается в их голове, позволяет обмениваться мыслями.

Естественной предпосылкой возникновения речи служило относительно высокое развитие у предков человека инстинктивного голосового общения. Об этом свидетельствует тот факт, что у современных обезьян ясно выделяются не менее девяти разнохарактерных звуков, достигаемых сочетанием таких, в частности, движений, как движения челюстей, губ, языка, которые создают возможность уже некоторой членораздельности голосовых реакций.

Таким образом, речь человека возникла уже на достаточно подготовленной в процессе биологической эволюции анатомической и физиологической основе.

Вместе с тем развитие членораздельной речи вело к дальнейшему постепенному совершенствованию речевых органов. Развитие произношения звуков речи было связано с изменением у человека формы нижней челюсти и степени ее подвижности, с увеличением полости рта, что обеспечивает большую свободу движений языка, с изменением некоторых мышц лицевого скелета, что обусловливает большую подвижность органов речи, и т. д.

Развитие членораздельной речи вызвало также дальнейшее совершенствование слуха; под влиянием речи слух человека приобрел значительно большую точность анализа именно речевых звуков.

Формирование многообразных, все более гибких и высоко-дифференцированных, тонко различающихся между собой рече-произносительных движений, а также точности слухового анализа звуков речи было тесно связано с дальнейшим развитием коры больших полушарий головного мозга, с усложнением всего ее строения, всей ее деятельности.

Специально же это привело к развитию тех областей коры, в которых прежде всего осуществляется анализ речевых сигналов: от движений органов речи (центр Брока) и слуховых речевых сигналов (центр Вёрнике). Возникновение членораздельной речи явилось, таким образом, наряду с трудом вторым главнейшим фактором, под влиянием которого кора приобрела специфически человеческие особенности как анатомического строения, так и своих функций.

Происхождение человеческая речи

Происхождение языка и речи связано с происхождением человека, становлением общества и с понятием «мышление».

Существует множество гипотез происхождения речи.

  • 1) Самая ранняя – Божественная гипотеза происхождения языка. Бог как творец всего создал и язык, бог – установитель имён. После создания ч-ка это право установления имён б/передано Адаму.
  • 2) Гипотеза людей — изобретателей языка. Сторонником установления имен был Платон. Аристотель же считал, что слова являются знаками волнений души, впечатлений от вещей. Согласно некоторым представлениям, названия устанавливал государь или правитель.
  • 3)Ж.Ж. Руссо – гипотеза общ-го договора, язык возник как результат соглашения, договора, т.е. люди собрались и договорились о значении слов.
  • 4) Гипотеза случайного изобретения языка. Связь отд-х звуков со смысловым содержанием слов м/б первоначально случайной и затем при повторении фиксироваться и передаваться другим членам коллектива. Действительно, в разных языках нет соответствия между смыслом и звуковыми фонемами.
  • 5) Гипотеза жизненных шумов – Бунак – речь возникла не на базе звуков, а на базе жизненных шумов (плеск, свист, чириканье, гром, треск, звуки, издаваемые животными), сопровождающих обыденное поведение. Звуковые образы становились основным ядром в общении и подготавливали появление речи.
  • 6) Гипотеза звукоподражания (тесно связана с гипотезой жизненных шумов). Лейбниц считал, что слова образовались благодаря стихийному инстинктивному подражанию тем впечатлениям, которые производили на древних гоминид предметы окружающей среды и животные. + Дарвин указывал на возможное происхождение речи путем звукоподражания. Подражание играет важную роль в имитации звуков в процессе обучения речи у человека, но звуки, свойственные виду, могут быть освоены только при наличии развитого слуха и речедвигательных органов.
  • 7) Гипотеза аффекта – речь возникла из бессознательных выкриков, кот-ые сопровождают разные эмоц-ные состояния.
  • 8) Гипотеза ручных жестов – Вундт – дв→ние голосовых органов первоначально возникло как часть пантомимы, кот-ая сопровождалась нечленораздельными звуками. Но пантомима слишком громоздка в повседневном общении, она занимает руки, затратна, н/ отложить все дела, чтобы передать инфо => дв→ние убрали, оставив только то, что раньше сопровождало эту пантомиму, т.е. звуки.

Неандерталец – только ещё начинал формировать свою членораздельную речь. Ф. Либерман и Э. Крелин проводили «опыты по физиологии речи» — сравнивали черепа, нижние челюсти европ-го ч-ка: ребёнка, взрослого, неандертальца и человекообразн. обезьяны. По ряду признаков младенец ближе к неандертальцу, чем взрослому современному европейцу.

Классические неанд-цы говорили намного хуже, чем соврем. ч-к (из гласных отчётливо они произносили только «э», в зачаточном состоянии «и», «у»; из согл. У них получались только губные и зубные). Немного более разнообразной б/ речь палестинских неандертальцев (почти все согласные, но проблема с гласными). → Скорее всего мозг уже был готов к абстракции, но морфология не позволяла это выговаривать.

75–50 тыс. лет назад — «внезапный» взрыв креативных способностей древних людей. Это ассоц-ется с ростом интеллекта и созн-я; формируются высшие психические функции, необходимые для языка и синтаксиса,

Этот «внезапный» взрыв всё равно б/ подготовлен→ развивались разные виды памяти: мимезис — способность копирования, подражания. Мозг р→ся: сначала формировались примитивные концепты→ более сложные конструкты → гипотезы → дифференциация и номинация даже самых первичных концептов требует языка.

Как и когда возник язык — вопрос открытый, но логика развития понятна.

Язык возник по одному из двух возможных сценариев:

  • 1) «грамматический взрыв» как результат макромутации,
  • 2) как результат отбора мелких мутаций, т. е. более постепенного процесса.

Теории происхождения ранней голосовой речи

Существует шесть основных теорий, которые сформировались в период с конца 19 века по начало 20 и были призваны объяснить происхождение первых слов.

1. Предполагает, что первые слова были подражанием окружающим звукам, например, шипению, резкому шуму, всплеску. Тут есть один серьезный недостаток. Дело в том, что многие «звукоподражательные» слова различны в разных языках, причем, на природные звуки они похожи зачастую весьма отдаленно.

2. Гармония с природным окружением создают потребность в языке, а звук и смысл связаны органически через природу. Теория предполагает, что существует реальная связь между звуками, произносимыми человеком, и ощущениями, которые они передают. То есть, звук, призванный передать нечто светлое и приятное, и звучать должен соответственно. Хотя и существуют некоторые примеры «звукового символизма», все же исследования пока не подтвердили врожденную связь между звуком и его смыслом.

Охота древних индейцев на глиптодона — животное, предположительно вымершее благодаря появлению древнего человека в Южной Америке (Генрих Хардер, 1920 год)

3. Древний язык берет свое начало с простейших междометий («ой!», «ох!», «ах!», «ха!» и т.п.). С этой теорией связаны сразу две нестыковки. Первая в том, что многие животные издают похожие звуки, но они не начали вместе с тем произносить другие слова. Другой вопрос в том, что в настоящее время в большинстве современных языков нет междометий.

4. Совсем кривая теория, как по мне. Основана на том, что слова образовывались из хрипов, стонов и других подобных звуков, которые издавались первыми людьми, занимавшимися тяжелым физическим трудом. Хотя эти звуки и могут как-то объяснить некоторую ритмичность некоторых языков, все же ими не объяснить происхождение большинства слов.

5. Идея состоит в том, что голосовой язык образовался благодаря сильным эмоциям, таким как любовь, игры, приятные воспоминания. Проблема в том, что теория не объясняет слова, которые являются менее эмоциональными.

6. Та-та теория — предполагает, что слова возникли из стремления имитировать жесты посредством использования языка и ротовой полости. Например, та-та (англ. ta-ta – до свидания) является попыткой звуковой имитации волнообразных движений ручкой при прощании. То есть, пока-пока, по-нашему. Очевидный недостаток этой теории в том, что многие жесты невозможно воспроизвести только ртом и языком.

Несмотря на свои серьезные недостатки, большинство из этих теорий по сей день служат в качестве отправной точки для исследований в области человеческой речи.

Разговор (1881 г.) Камиль Писсарро

6.Трудовая теория Энгельса

Особо следует остановиться на трудовой теории Энгельса.
В связи с трудовой теорией происхождения языка следует прежде всего
назвать
незаконченную работу Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения
обезьяны в человека». В «Введении» к «Диалектике
природы» Энгельс разъясняет условия появления языка:
«Когда после тысячелетней борьбы рука, наконец, дифференцировалась
о ноги и установилась прямая походка, то человек отделился от обезьяны,
и была заложена основа для развития членораздельной речи…»Вертикальная
походка была в развитии человека а предпосылкой возникновения речи,
и предпосылкой расширения и развитии сознания.
Революция, которую человек вносит в природу, состоит, прежде всего,
в том, что труд человека иной, чем у животных, — это труд с применением
орудий труда, и притом изготовляемых теми, кто ими должен владеть, а
тем самым труд прогрессирующий и общественный. Какими бы искусными архитекторами
мы ни считали муравьёв и пчёл, но они не ведают, что говорят: их труд
инстинктивный, их искусство не сознательное, и они работают всем организмом,
чисто биологически, не применяя орудия труда, а потому никакого прогресса
в их труде нет.
Первым орудием человека стала освободившаяся рука, иные орудия труда
развились как добавление к руке (палка, мотыга, грабли); ещё позднее
человек перекладывает тяжесть труда на слона. Верблюда, лошадь, а сам
управляет ими, наконец. Появляется технический двигатель и заменяет
животных.
Коротко говоря, формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась
потребность что-то сказать друг другу. Потребность создала себе свой
орган: неразвитая гортань обезьяны медленно, но неуклонно преобразовывалась
путём модуляций для всё более развитой модуляции, а органы рта постепенно
научались произносить один членораздельный звук за другим». Таким
образом, язык мог возникнуть только как коллективное достояние, необходимое
для взаимопонимания. Но не как индивидуальное свойство той или иной
вочеловечившейся особи.
Энгельс пишет: «Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная
речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг
человека постепенно превратился в человеческий мозг».

Звукоподражательная теория

Принципы звукоподражательной теории попытался обосновать в конце !?
начале 18 века Лейбниц (1646-1716). Великий немецкий мыслитель рассуждал
так: существуют языки производные, поздние, и существует язык первичный,
«корневой», из которого образовывались все последующие производные
язык. По мысли Лейбница, звукоподражание имело место прежде всего в
корневом языке и лишь в той мере, в какой «производные языки»
развивали дальше основы корневого языка, они развивали вместе с тем
и принципы звукоподражания. В той же мере, в какой производные языки
отходили от корневого языка, их словопроизводство оказывалось всё менее
«естественно звукоподражательным» и всё более символическим.
Лейбниц также приписывал некоторым звукам связь с качеством. Правда,
он считал, что один и тот же звук может быть связан сразу с несколькими
качествами. Так, звук l, по Лейбницу, может выражать нечто мягкое (leben
жить , lieben любить,liegen лежать), и нечто совсем другое. Например,
в словах lion (лев) lynx (рысь), loup(волк) звук l отнюдь не означает
нечто нежное. Здесь, может быть, обнаруживается связь с каким-либо другим
качеством, а именно со скоростью, с бегом (Lauf).
Принимая звукоподражание как принцип происхождения языка, как принцип,
на основании которого возник «дар речи» у человека, Лейбниц
отвергает значение этого принципа для последующего развития языка. Недостатком
звукоподражательной теории можно назвать следующий: сторонники этой
теории рассматривают язык не как общественное, а как естественное (природное)
явление.

Теория эмоционального происхождения языка и теория междометий

Важнейшим её представителем был Ж-Ж Руссо.(1712-1778). В трактате о
происхождении языков Руссо писал, что «страсти вызвали первые звуки
голоса». По мнению Руссо, » первые языки были певучими и страстными,
и лишь впоследствии они сделались простыми и методическими». По
Руссо получалось, что первые языки были гораздо более богаче последующих.
Но цивилизация испортила человека. Вот почему и язык, и по мысли Руссо,
испортился из более богатого, эмоционального, непосредственного сделался
сухим рассудочным и методическим.
Эмоциональная теория Руссо получила своеобразное развитие в19- 20 веке
и стала называться теорией междометий.
Один из защитников этой теории русский лингвист Кудрявский (1863-1920)
считал, что междометия были своеобразными первыми словами человека.
Междометия являлись наиболее эмоциональными словами, в которые первобытный
человек вкладывал различные значения в зависимости от той или иной ситуации.
По мнению Кудрявского, в междометиях звук и значения ещё были соединены
неразрывно. Впоследствии, по мере превращения междометий в слова, звук
и значения разошлись, причем этот переход междометий в слова и был связан
с возникновением членораздельной речи.

Зачем эволюционные лингвисты ставят эксперименты на маленьких птичках?

Изменения в языке происходят не так быстро, чтобы ученые могли их зафиксировать и выявить причины. И тут в игру внезапно вступают зебровые амадины — маленькие птички, пение которых представляет собой одну из самых сложных систем коммуникации в живой природе. Наблюдая за тем, как эти пернатые разучивают презатейливую композицию своего вида и какие факторы влияют на изменения в ней, можно многое узнать о процессах, происходящих в языке людей.

Один из экспериментов показал, что песня амадин, выращенных в изоляции, в какой-то момент начинала отклоняться от «среднестатистического» вокала их сородичей. Однако, несмотря на то что птенцы обучались на базе партитур этих взрослых, выросших в неволе, через три-четыре поколения песня всего сообщества вернулась к «золотому стандарту» зебровых амадин.

Схожие процессы наверняка имеют место и в эволюции человеческих языков. Врожденные когнитивные способности позволяют нам научиться пользоваться речью, а общество отвергает или принимает новые формы языка, и тогда они грамматикализуются, то есть становятся его нормой, очередным правилом.

Дети могут овладеть всеми естественными языками, это важный конституирующий признак подобных знаковых систем. Безусловно, по своей сложности они различаются, но число носителей от этого не зависит. Указанный фактор может иметь значение лишь в случаях, когда речь идет о людях, пользующихся тем или иным языком как вторым или иностранным.

Например, 64 % говорящих на английском и 90 % владеющих суахили не являются их носителями.

Чем больше людей использует язык, тем активнее он меняется, приобретая характерные для каждой человеческой популяции черты. Но для понимания более глубоких и универсальных процессов лингвистической эволюции стоит взглянуть на новые языки!

Теории «гав-гав» и «уф-уф»

На протяжении многих лет ученые не располагали достоверными данными, позволяющими судить о том, каким был наш язык на самом начальном этапе своего развития. В этих спартанских условиях исследователям оставалось лишь делать разного рода предположения.

Согласно одной из таких теорий, первая речь людей представляла собой имитацию звуков окружающего мира (the bow-wow theory); по другой версии, тогдашние «фонемы» напоминали эмоциональные возгласы современного человека в моменты радости или страха (the pooh-pooh theory).

Теории «гав-гав» и «уф-уф» оставались господствующими в лингвистике вплоть до конца XX века.

С 1996 года началась активная разработка методов сбора достоверных данных: специалисты по компьютерному моделированию симулируют, а потом анализируют различные эволюционные сценарии; лингвисты занимаются полевыми исследованиями и изучают языки, появившиеся относительно недавно, например жестовые; психологи и когнитивисты ставят эксперименты, в ходе которых участникам необходимо придумать искусственные системы знаков и начать общаться с их помощью; генетики стремятся выделить уникальные гены, которые способствовали появлению у человека склонности к использованию языка.

Речь древних людей. Речь древнейших людей: как говорили два миллиона лет назад

Сложно представить себе, что человечество прошло такой долгий этап формирования.

В результате исследований ученых из Бингемтонского университета стало известно, что гоминины — подсемейство, к которому относят человека разумного, — тоже умели разговаривать. Исследователи из Нью-Йорка представили доказательства речи древних людей, живших два миллиона лет назад.

Изначально исследование должно было раскрыть секрет устройства слухового аппарата, однако результаты поразили даже самих исследователей. Рольф Квам доказал, что гоминины могли произносить некоторые звуки. Конечно, никто не утверждает, что первые люди могли как-то общаться друг с другом, но употребление отдельных фонем между ними было одним из первых проявлений хоть какого-то общения. Узнав это, многие задумаются о том, что, если человек разумный мог как-то обмениваться эмоциями при помощи звуков, то современному человеку, живущему в XXI веке, грех не знать как минимум несколько иностранных языков, пусть даже на начальном уровне.

Так вот, первые человекоподобные могли произносить , , , . При этом вместо данных звуков могли быть использованы шумы и шипящие звуки. Эти выводы ученые сделали в результате изучения слухового аппарата, изъяв ископаемые предков человека и сравнив их с шимпанзе и современным человеком. В результате исследований ученые также выяснили, что слуховой аппарат гомининов имел сходства с приматами, однако обладал и рядом особенностей. При этом гоминины полностью отделились от шимпанзе.

Компьютерные тесты показали, что восприятие звуков происходило в диапазоне частоты 1,5 кГц и 3,5 кГц. Такой диапазон указывает на то, что первые люди только учились общаться и проявляли интерес именно к общению друг с другом. Их звуки можно было услышать на расстоянии 23 метров. В отличие от шимпанзе, которые общались в рамках широких диапазонов, характерных для джунглей, гоминины должны были жить там, где можно было общаться тихо. Возможно, они существовали в африканской саванне. Интересно, что современный человек улавливает звуки частотой до 6 кГц.

Если мы перенесемся на 15 000 лет назад, то поймем, что древние люди общались на одном пра-языке. Такие слова, как «мама» и «человек», были очень похожи у предков жителей Европы и Азии. Восстановив древние слова и выяснив однокоренные слова, ученые могут сделать выводы о том, как происходила миграция древних людей, как изменялся язык на протяжении многих лет, и установить, когда именно из него появился новый самостоятельный язык.

Однако, несмотря на все предположения, многие все-таки придерживаются свидетельств, что в Анатолии около 9 000 лет назад был единый язык, который является основой для большинства азиатских языков. Марк Пэйджел — профессор биомедицинской инженерии университета Рединга и специалист по эволюционной биологии — в своей теории предполагает, что языки развиваются в соответствии с общим сценарием эволюции. Одними из первых слов были «рука», «нога», «огонь», «да» и подобные, отражающие жизнь и быт древних людей.

Хотите отличаться от древнего человека? Изучайте иностранные языки , ведь каждый новый язык становится освоить все проще.

Что такой человеческая речь?

Прямых данных о формировании и 1-х этапах развития подлинной ч-кой речи нет.

Почти вся информация носит косвенный х-р, с их помощью м/ получить более или менее правдоподобную реконструкцию → н/ учитывать их условность.

  • ЯЗЫК – это система знаков, сигналов, служащая для передачи инфо и общения. Язык м/б первичным (вся двигательная активность: позы, мимика, жесты + работа голосового аппарата; представлен и у животных и у ч-ка в виде невербального языка; на нем основано изобразительное иск-во; наскальные рисунки реалистичны) и вторичным (состоит из абстракций различной степени сложности; эпоха мезолита: контуры лишь изображены; появ-ся многофигурный сюжет – связь объектов м/у собой,
  • РЕЧЬ – проявление и функционирование языка, сам процесс общения; она единична для каждого носителя языка. Это явление переменное в зависимости от говорящего лица.

Что общего у оленя благородного и человека разумного?

О том, как был устроен речевой аппарат первых людей, могут нам рассказать окаменелые останки, кости и черепа, найденные археологами. Ученым, например, точно известно, что в ходе эволюции гортань (The Descended Larynx) человека опускалась. Это могло способствовать появлению новых звуков в речи Homo sapiens. Однако позднее выяснилось, что такая же форма адаптации встречается и у других млекопитающих, например у благородного оленя и больших кошек. А поскольку их фонетический репертуар не так богат, прямая связь между опущением гортани у человека и развитием сложной системы звуков не была подтверждена.

Как география влияет на языки и как звучат звуки-кликсы?

Оглядываясь на работу Чарлза Дарвина, можно предположить, что механизмы, управляющие эволюцией видов, в данном случае Homo sapiens, и языков, «удивительно параллельны», то есть похожи. Способен ли в этом случае язык «адаптироваться» и к географическим факторам, специфическим для среды проживания его носителей? Как ни странно, у лингвистов есть и такой пример.

Интересно, что все известные языки такого типа появились как вспомогательные к основному, «обычному» там, где жителям приходится общаться на расстоянии. Если бы не «шифр-свист», они вынуждены были бы преодолевать десятки километров в день, чтобы поддерживать связь. Один из самых известных таких языков сильбо гомеро можно услышать на Канарах (а точнее — на острове Гомера, в честь которого он и назван).

Подобная речь очень напоминает пение — но при этом вы не можете отделить музыку от слов. По мнению Дарвина, фонетическая основа нашего праязыка была именно такой.

Можно ли унаследовать заикание и другие дефекты речи?

Для генетиков особый интерес представляют наблюдения за детьми, осваивающими язык. Согласно одной из гипотез, способность говорить является у человека врожденной. Если она верна, то основные стадии формирования этого навыка не должны различаться, каким бы языком ни овладевал ребенок. И большинство исследований, действительно, подтверждает эту версию, хотя есть работы, в которых говорится, что дети усваивают определенные аспекты языка с разной скоростью.

Более того, фактор наследственности в значительной мере обусловливает появление различных речевых отклонений. Это означает, что заикание и другие подобные дефекты с высокой вероятностью могут передаваться из поколения в поколение. Перспективными выглядят исследования уже упоминавшегося гена FOXP2, CNTNAP2, который, возможно, ответствен за расстройства аутического типа, а также KIAA0319 и DCDC2, связанных с дислексией — избирательным нарушением навыка чтения или письма.

Нет ничего удивительного в том, что генетика отчасти определяет речевые способности отдельно взятых людей, но как объяснить (и «измерить») ее влияние на язык целой популяции?

Питер Ладефогед (1925–2006) сравнил вокализм языков двух народов, имеющих ярко выраженные различия в строении речевого аппарата, и пришел к любопытному выводу. В наречии йоруба, распространенном в основном на юго-западе Нигерии, гласные звуки точно такие же, что и в итальянском (/i e ɛ a ɔ o u/). Однако при фонетическом анализе речи ученый нашел различия в произношении большинства из них.

Как и почему появляются самые простые языки жестов?

Особый интерес для эволюционных лингвистов представляют новые языки жестов. Они могут появляться в маленьких деревнях, где больша́я часть жителей имеет врожденные проблемы со слухом.

Ас-сайидская жестовая система — один из самых изученных языков такого типа. В какой-то момент, примерно восемь поколений назад, в этом местечке произошла генетическая мутация, и из-за того, что браки в основном заключаются между жителями деревни, она стала распространяться, так что сейчас около 4 % населения (которое насчитывает приблизительно 3500 человек) лишены слуха. А поскольку каждый такой член общества должен коммуницировать со своим ближайшим окружением, здесь примерно за восемь-десять поколений сформировался язык жестов, полностью удовлетворяющий любые потребности жителей. В отличие от официальных жестовых систем, продвигаемых специальными институциональными учреждениями, в самостоятельно развившемся ас-сайидском морфология и синтаксис упрощены до предела — например, в нем нет сложноподчиненных предложений. А еще для него характерна большая свобода в способах выражения одной и той же мысли.

Этот пример интересен тем, что позволяет не только понаблюдать за естественным языком в начале его развития, но и увидеть, как генетика может повлиять на лингвистическую эволюцию, ведь жестовый язык в таких деревнях совершенно не совпадает с обычным разговорным.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Лесные поляны
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: