Рациональное познание
Рациональное познание- это познание, основанное на логическом мышлении. Оно отличается от чувственного важными характеристиками:
- Наличием доказательств. Если результатом чувственного познания становятся ощущения, полученные на собственном опыте, то в результате рационального – факты, которые можно доказать используя научные методики.
- Системностью полученных знаний. Знания не являются обособленными друг от друга, они связаны между собой в систему понятий, теорий, образует отдельные науки.
Пример. История – наука, основанная на рациональном познании. Все знания, полученные с его помощью, систематизируются, дополняют друг друга.
Наличием понятийного аппарата. Благодаря рациональному познанию создаются понятия, определения, которыми можно воспользоваться в дальнейшем.
Методами рационального познания являются:
- логический метод (использование логического мышления в познании чего-либо);
- синтез (соединение отдельных частей, данных в единое целое);
- наблюдение;
- измерение;
- сравнение (определение отличий, сходств);
На основе рационального познания были созданы все существующие науки, учения.
Теоретическая физика
Представьте себе полоску бумаги, разделенную на три части вертикальными линиями. Средняя часть – это так называемая классическая физика, основателем которой считается Ньютон. Она описывает природные явления, непосредственно окружающие нас. Движения планет, атмосферные процессы, принципы работы различных технических устройств – автомобилей, самолетов, пароходов. Да всего и не перечислить. Конечно, современная классическая физика несравнима с тем, что сделал Ньютон. Это земля и небо. Но основополагающие принципы остались те же — Ньютоновские. За исключением теории электромагнитного поля, созданной в середине 19 века великими английскими учеными Фарадеем и Максвеллом.
Вернемся к нашей полоске бумаге. Справа от ее серединной части (классической физики) находится Эйнштейновская теория относительности (специальная СТО и общая — ОТО), объясняющая свойства пространства времени и устройство Вселенной в целом. Эти теории были созданы в начале прошлого века. Практического значения они не имеют, разве что для систем GPS – навигации, которые без поправок, вносимых ОТО в классическую физику, работать бы просто не могли. Почему теория относительности имеет так мало практических применений? Тут все дело в том, что масштабы, на которых проявляются действия СТО и ОТО недоступны и вряд ли когда-нибудь будут доступны человеку. Хотя, вот в GPS такие применения нашлись.
Какие бывают методы познания
Методы познания – это своеобразный инструмент для изучения и опознавания окружающего мира. Это совокупность теоретических и практических методов, которые позволяют глубоко изучать принципы и механизмы мироздания.
Чтобы познавать мир, людям приходится находить все новые и новые способы получения информации. Для этого создают целые научные проекты, которые направлены на развитие познавательной деятельности. Уровень роста познания каждый день приобретает невероятные результаты. Ученые обладают такими знаниями, которые не способен принять и понять простой обыватель
Методы познания принято разделять на две разновидности: теоретические методы познания и эмпирические методы познания.
Что такое теоретическое познание
Этот метод познания основан, на способности человека проводить анализ и сравнивать, Установленную гипотезу подвергают исследованию, прибегая к существующим канонам и закономерностям. Сюда можно отнести ряд следующих способов достижения познавания, которые разделяют на следующие виды:
- анализ – воображаемое разделение целого объекта на составные части. Это делается, чтобы получить знание об этих частях, узнать их взаимосвязь и особые свойства;
- формализация – описание объектов при помощи всех возможных символов: цифрами, буквами, фигурами и др;
- синтез – данный метод заключается в том, чтобы объединить составные части в одно целое и дать общее название. Этот метод является противоположностью анализа. Например, определенный психотип человека состоит из различных форм индивидуальных особенностей характера и мышления;
- общение (коммуникация) – познание путем объединения по основным параметрам каждого объекта. Например, река, море, лужа – вода;
- дедукция – заключается в том, что мы делаем определенный вывод, основываясь на все возможные параметры и условия;
- моделирование – это наглядное созидание чего-то, что уже создано. Модели могут отличаться от оригинала своими размерами, формами и быть отображены в любой плоскости. Например, копия дома из дерева или его модель на компьютере;
- классификация – это способ объединения различных объектов по определенным критериям в отдельные категории;
- абстрагирование – заключается в изучении только одной составляющей одного объекта;
- конкретизация – сосредоточенность на основных составных частях одного целого объекта познания;
- идеализация – когда объекту познания присваивают несуществующие элементы, которые нужны для более обширного понимания;
- аналогия – выявление закономерностей и частей, которые можно привести как пример сходства;
Совокупность этих способов помогает нам изучать мир более обширно и понимать, как устроены определенные процессы.
Что значит эмпирическое познание
Эмпирическая форма познания предполагает изучение объектов при помощи определенных опытов. Давайте рассмотрим примеры эмпирического уровня познания. Здесь есть четыре основных способа, а именно:
- сравнение – выявление различий или сходства параметров, исходя из двух или нескольких объектов познания;
- наблюдение – приобретение знаний путем зрительного контакта;
- измерение – получение информации путем анализа и считывания данных об объекте;
- эксперимент – предполагает определенную совокупность действий для получения необходимых знаний. Для этого необходимо создать специальные условия.
Таким образом, мы познаем окружающий мир и способны подчинять себе силы природы. Путем познания, мы приобретаем опыт, который помогает нам выжить и развивать цивилизацию.
Стоит понять, что ваша главная задача, постоянно развиваться, делать так, чтобы каждый день вам удавалось сделать больше. Просто познавайте этот мир, анализируйте каждое свое действие и делайте вывод. Таким образом вы узнаете что делаете не так или что нужно еще сделать, чтобы научиться быстро и качественно развиваться. В этом и есть вся суть познания
Познание — это больше чем наука или философия
Есть единственный раздел философии, под названием гносеология (дословно с гр. Gnosis и logos знание, учение), в котором широко рассматривается такое направление, которое называют познанием. Познание — это не просто изучение и получение знаний, а целая наука, а стремление человека к попытке понять и объяснить, самую мельчайшую деталь мироздания. Все предположения и догадки основываются на рациональном видении окружающего мира. Его устройство, понимание и осознание, даже, на духовном или ментальном уровне.
Совокупность информации путем познания мира человеком, стало фундаментом для развития цивилизации. Дальнейшее развитие человечества будет зависеть, только, от качества и глубины познания нашего мира.
Познание — это выявление всех закономерностей, которые происходят вокруг нас и внутри нас. Вся информация которую мы получаем при помощи любого органа чувств, систематизируется и запоминается. Главная задача этого процесса упростить существование человека на земле
Первые упоминания и основное значение
Впервые об этой теории упомянул когда-то Платон. Он высказал собственное субъективное суждение, что познание — это получение всех знаний об окружающем мире, а также всех его процессов и явлений.
Сегодня же понимание имеет более широкое определение. Считается что познание — это действия, приемы, а также методы, при помощи которых удается собирать всю истинную информацию о мире, где мы живем.
Познание включает в себя различные методы и мероприятия, позволяющие всецело получать и сохранять информацию обо всех возможных явлениях нашей планеты, солнечной системы, галактик и т.д.
познание — это процесс постоянного изучения, которое направлено на упрощение существования человека, путем систематизации полученной информации. Все новые знания и открытия постоянно обновляются
5 самых важных составляющих, на которых базируется изучение
Структурная составляющая, которая позволяет изучать окружающий мир и собирать всю возможную информацию, выглядит, таким образом. Здесь есть 5 главных компонентов, а именно:
- Субъект процесса — это то-лицо, которое предпринимает все возможные попытки для объемного получения информации. То есть человек, который интересуется чем-то с целью получения знаний или информации, является субъектом познания;
- Объект изучения и познания – это то, чем интересуется субъект. Его действия и попытки, что должны привести нас к пониманию чего-либо. Другими словами — это процесс познавательной деятельности;
- Мотивы познания — проще говоря, это обоснование и пояснение того, для чего мы проводим изучение и сбор данных. Мотивы могут рассматриваться как с практической, так и с теоретической точки зрения;
- Практический мотив стимулирует субъекта постоянно получать, а потом изучать новые знания, чтобы потом их использовать в образовательных целях. Это необходимо для обучения новых поколений и развитию прогресса;
- Теоретический мотив служит, по большей мере, для саморазвития и получения информации, уже изученной, другим субъектом, информации;
- Цель, что преследуется в процессе познавательного процесса — получение качественной, истинной информации об окружающем нас мире, а также понимание и объективное суждение устройства нашей реальности в любых её проявлениях;
- Результат деятельности — это и есть усвоенная и обоснованная информация о процессах, и явлений разного происхождения. Первая информация постигалась путем опытов и наблюдений. Например, если ребенок возьмет простой лист бумаги, и во время его любопытства и взаимодействия, приложив немного усилий, малыш разорвет этот лист на две части. Полученная информация, в таком случае, будет свидетельствовать о том, что бумагу очень просто разорвать. Таким образом, будет сформировано понимание того, что бумажные объекты можно без труда уничтожить, разорвав их на отдельные части.
Исходя из всего объема информации, мы получаем следующий вывод: познание — это обширная совокупность различных видов деятельности в одном определении.
Все виды деятельности направленные на познавание окружающего мира собраны в умах всего человечества. Передача из поколений в поколение происходит путем обучения, и находится в различных источниках передачи информации. Одним из первых источников массовой передачи знаний, являются печатные и рукописные записи. При их помощи человечество добилось огромного прогресса за последние 2000 лет
Понятие познания в философии
Познание является неизменным спутником философии на протяжении сотен лет. Дело в том, что философия и познание зародились одновременно из жажды понять и изучить окружающий мир. Отрасль философского знания, направленная на изучение познания, называется гносеологией. Неоднородность трактовки познания в философии связана прежде всего с тем, что ведутся споры о том «познаваем ли мир, а если познаваем, то насколько?».
О природе познания спорили античные философы, философы средневековья, нового времени. В новейшей философии понимание познания все еще за гранью четкого понимания.
В настоящее время отношение к теории познания существенно разнится в отечественной и зарубежной философии. Следует отметить, что в российской философии теория познания не самая популярная сегодня область.
Самопознание
С ранних лет человек наблюдает за своей внешностью, оценивает свою деятельность, сравнивает себя с другими. С каждым годом он узнает о себе что-то новое: проявляются способности, качества характера, особенности личности. Самопознание человека процесс не быстрый, постепенный. Узнавая свои сильные и слабые стороны, личность может самосовершенствоваться, развиваться.
Самопознание состоит из нескольких уровней:
- Самоузнавание. В возрасте 1-1,5 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале, понимать, что там находится его отражение.
- Самонаблюдение. Индивид наблюдает свое действия, мысли, поступки.
- Самоанализ. Человек осознает свои качества характера, особенности, оценивает их, сравнивает с нормами морали. Он сопоставляет свои поступки и результаты, к которым они привели.
- Самооценка. У человека складывается устойчивое представление о себе, как о личности. Самооценка может быть объективной, завешенной или заниженной.
Кроме того самопознание может быть направлено человеком на собственные умственные, творческие или физические способности. Отдельным видом является духовное самопознание, в этом случае человек интересуется природой своей души.
Философские основы научного познания
Философия науки рассматривает вопросы о структуре и сущности научного познания, его целях и методах. Она исследует, что делает науку особым видом познания и какие принципы лежат в ее основе.
Одним из важных философских принципов научного познания является принцип объективности. Он предполагает, что научные знания должны соответствовать объективной реальности, а исследования должны основываться на фактах и доказательствах.
Другим важным принципом является принцип системности. Он предполагает, что научное познание строится на основе систематического и логического подхода к изучению объектов и явлений. Наука ставит целью выявление внутренних связей и закономерностей мира.
Еще одним принципом научного познания является принцип верификации. Он предполагает, что научные знания должны быть проверяемыми и подтверждаемыми экспериментом. На основе наблюдений и опыта, наука стремится формулировать законы и принципы, которые можно проверить и использовать для предсказания и объяснения явлений.
Таким образом, философские основы научного познания позволяют науке развиваться и двигаться вперед. Они определяют принципы и методы научного исследования, которые делают научное знание надежным и объективным.
Глубокое познание
Глубокое познание самого себя в торговле необходимо.
Глубокое познание высокомолекулярных соединений и закономерностей в их образовании не только позволит человеку широко использовать их как технические материалы, но даст возможность проникнуть в тайну жизни, познать саму жизнь, ее возникновение и развитие. Реакции полимеризации идут по двум принципиально различным схемам: по ступеням и по типу цепных реакций.
Глубокое познание структуры почвы, как одного из важных факторов ее плодородия, является необходимой научной предпосылкой для разработки способов создания и сохранения агрономически ценной почвенной структуры.
Глубокое познание объективных связей и взаимодействия вещей есть результат длит, развития обществ, практики и мышления; простейшие же связи вещей были предметом отражения в человеч. Взаимодействие предметов между собой и различных сторон, моментов внутри предмета, выражающееся в противоречии, в борьбе противоположностей, представляет собой коренящуюся в природе вещей универс. Развитие представляет собой переход объекта из одного количественного состояния в другое, от низшего к высшему, от простого к сложному.
Задача глубокого познания связи между строением и физическими, химическими, физиологическими свойствами веществ остается на ближайшее будущее одной из важнейших научных задач в области органической химии. Успех в решении практических и теоретических проблем определяется дальнейшим развитием орудий исследования — синтеза, анализа, разнообразных физико-химических методов.
Камера циклотрона, вынутая из межполюсного пространства. Крышка приподнята, чтобы показать дуан-ты. Видны два изолированных ввода высокой частоты и ввод для подачи напряжения на отклоняющую пластину. |
Задачи глубокого познания мира элементарных частиц, законов, которым подчиняются эти элементарные частицы, выдвигают проблему необходимости создания ускорителей на еще большую энергию-800 — 1000 млрд. эв.
Обладая глубокими познаниями в истории, религии, искусстве, бывая во многих странах мира, всегда старался все новое и интересное, заслуживающее внимания, сделать достоянием гласности.
Несмотря на глубокое познание связи между структурой и свойствами распространенных никелевых суперсплавов, многое все еще предстоит узнать. С позиций относительно эмпирического анализа, выполненного в рамках данной главы, ряд наиболее явных ( в основном мнкроструктурных) особенностей, ответственных за хорошую длительную прочность никелевых сплавов, проиллюстрирован на рис. 4.14. В более определенном виде, помогающем понять содержание гл.
Вовсе не нужно иметь глубоких познаний в науке, чтобы понять, что нет двух человеческих существ, за исключением, пожалуй, идентичных близнецов, которые были бы совершенно подобны друг другу. Иногда встречается выраженное сходство среди членов одной семьи; иногда даже лица, не связанные кровным родством, бывают настолько похожи друг на друга, что мало знакомые люди их путают, однако близкие ошибаются очень редко. Черты лица, голос, движения и тип реакций почти всегда отличают каждое человеческое существо от всех остальных на земле.
Наша партия на основе глубокого познания объективных закономерностей общественного развития и обобщения богатого опыта социалистического строительства творчески разрешает назревшие вопросы строительства коммунизма.
Эта книга свидетельствует о глубоких познаниях автора в области истории нашей Родины.
Основной целью горной физики является глубокое познание недр, создание научных основ для эффективных решений проблем использования и разработки недр.
Многогранность понятия финансового результата требует глубокого познания каждого аспекта.
Решение такой задачи немыслимо без глубокого познания сущности физико-химических процессов, протекающих при взаимодействии фильтрата бурового раствора с породами, слагающими стенки скважин. В настоящее время применение сложной системы обработки буровых растворов позволяет несколько сократить аварии при бурении таких скважин, однако даже при этом не всегда предотвращаются обвалы и осыпи глин.
Виды и способы познания
Существует множество методов и способов получения знаний об окружающем мире. В зависимости от преобладания чувственной или умственной деятельности человека различают два вида познания: чувственное и рациональное. Чувственное познание основывается на деятельности органов чувств, рациональное — мышлении.
Так же выделяют формы познания:
- Житейское (бытовое). Человек получает знания на основе своего жизненного опыта. Он наблюдает за окружающими людьми, ситуациями, явлениями с которыми он сталкивает ежедневно на протяжении всей жизни. На основе этого опыта человек составляет свое представление о мире и обществе, не всегда оно бывает истинным, часто ошибочно.
Пример. Марья Ивановна, учитель математики в старших классах считает, что все ученики списывают. Такое мнение она составила благодаря богатому жизненному опыту, проработав в школе более 10 лет. Но, в действительности, ее выводы ошибочны, преувеличены, ведь встречаются ребята, которые выполняют все задания самостоятельно.
- Научное познание. Оно осуществляется в процессе целенаправленного поиска объективных знаний, которые могут быть доказаны в теории и на практике. Методы научного познания: сравнение, наблюдение, эксперимент, обобщение, анализ. Результатом научного познания становятся теоремы, гипотезы, научные факты, открытия, теории. Если открыть любой школьный учебник, большинство информации, содержащейся в нем – результат продолжительного научного познания.
- Религиозное познание – вера в божественные и демонические силы: Бога, ангелов, Дьявола, чертей, существование рая и ада. Оно может быть основано на вере в одного единого Бога, либо множествоБогов. К религиозному познанию относят так же верования в мистические силы, сверхъестественное.
- Художественное познание – восприятие мира, основанное на представлениях о прекрасном. Познание осуществляется через художественные образы, средства искусства.
- Социальное познание – непрерывный процесс приобретения знаний об обществе в целом, отдельных общественных группах, человеке в социуме.
- Философское познаниеосновано на интересе к поиску истины, постижению места человека в окружающем мире, вселенной. О философском познании заходит речь, если задаются вопросы: «Кто я», «С какой целью появился на свет», «В чем смысл жизни», «Какое место я занимаю во вселенной», «Почему человек рождается, болеет и умирает».
Теория всего
Но, не все так просто. Граалем современной физики является так называемая «Теория всего». Это означает, что нашу полоску бумаги, хотелось бы превратить в колечко, склеив левую и правую части, т.е. квантовую физику и теорию относительности. Зачем это надо?
Ну, во-первых, красиво бы все получилось. Такое единое видение устройства мира. Но, кроме эстетики, есть практические соображения.
Вот, например, одни из самых загадочных объектов Вселенной – «Черные дыры», самые массивные из которых находятся в центрах всех галактик. Их существование фактически доказано. Даже, как писали недавно, фотография одной из них получена.
Хотя это – и некоторое журналистское преувеличение.
Дело в том, что «Черная дыра» — это такой объект, который поглощает всю окружающую его материю и ничего не выпускает назад. Даже электромагнитные волны. Так что увидеть его нельзя. Зато можно зафиксировать эти потоки материи, которые в дыру проваливаются. Что на упомянутой фотографии и было сделано. Образование и существование «Черных дыр» было предсказано теорий относительности. Но что происходит там, внутри?На этот вопрос может ответить только квантовая механика. Но две эти теории не стыкуются.
Наука и общество
Наука играет огромную роль в формировании современного общества. Она не только расширяет наши познания о мире, но и влияет на все сферы нашей жизни. Научные открытия способствуют развитию технологий, медицины, производства, экономики и других областей.
Наука помогает обществу понять природу явлений, процессов и закономерностей, которые возникают в окружающем нас мире. Она дает объективные знания, которые позволяют нам справиться с вызовами и проблемами, стоящими перед нами.
Наука способна изменить представления общества и способ его функционирования. Во многих случаях научные открытия вызывают революционные изменения в общественной сфере. Например, развитие информационных технологий создало новые возможности в общении и передаче информации.
Наука также влияет на образование и культуру. Она расширяет наши знания и развивает нашу интеллектуальную способность. Научные исследования помогают создавать новые методики обучения и определять содержание образовательных программ. Они формируют научный подход к решению проблем и развивают критическое мышление у людей.
Важно отметить, что наука не должна быть оторвана от общества. Она должна быть доступной и понятной для всех
Наука и общество взаимозависимы – развитие науки поддерживает развитие общества, а общество влияет на направления научных исследований.
Существует две формы познания — рациональное и чувственное проявления
Как известно, есть два основных уровня познания, которая проявляется в чувственной или рациональной форме. То есть, во время изучения окружающей среды, мы представляем ее в собственных мыслях, или же чувствуем и воспринимаем своими органами чувств.
Чтобы внести ясность в эти понятия, давайте подробнее рассмотрим обе формы познания в деталях.
Чувственное познание
Это начальная стадия изучения и осознания окружающего мира. Мы в первую очередь получаем все данные благодаря своим органам чувств, их у нас пять, это: глаза, уши, нос, кожа и язык.
С помощью глаз, мы можем видеть объекты, которые находятся в поле нашего зрения. Уши позволяют ориентироваться в пространстве при помощи слуховых рецепторов. Запахи мы различаем благодаря носу. Почувствовать плотность объекта и его материальность, можно дотронувшись до него. И на конец, вкусовые качества пищи, мы воспринимаем языком. Все эти органы предназначены не только в познавательных целях, но еще они нужны для правильной работы инстинкта самосохранения. Читайте подробнее о том, какие бывают чувства и сколь органов чувств у человека на самом деле?
Чувственное познание дается нам с самого рождения. Каждый день прожитой жизни мы ощущаем, слышим, видим, нюхаем. Вся полученная информация познается путем восприятия через органы наших чувств. Таким образом мы запоминаем всю полученные данные и можем делать выводы, чтобы принимать определенные решения
Использование чувств, в качестве инструмента для познания мира, состоят из трех параметров:
- ощущение – это прямое воздействие внешнего раздражителя на наши рецепторы (сенсоры). Когда мы чувствуем и понимаем взаимодействие с окружающей средой, внешний раздражитель действует на определенный орган, и дальше поступает импульс в головной мозг человека, и он анализирует полученную информацию;
- восприятие – это понимание и различие объектов по форме, вкусовым качествам, отличие горячего и холодного и так далее;
- представление – это виденье воображаемой картинки, которая сохраняется в нашей памяти. Сознание не позволяет передать полную информацию со всех органов чувств, но общие данные мы можем проанализировать и дать рациональную оценку исследуемого объекта.
Если чувственное познание — это дар, который является нашим врожденным умением, то рациональное познание может прийти только после приобретения опыта. Каждый человек по-разному познает этот мир, и нельзя точно определить на каком этапе жизни он сможет прийти к рациональному познанию
Рациональное познание
Эта способность, которая дает нам возможность исследовать данные, только при помощи разума. Такое познание основано на абстрактном представлении нашего мышления, оно состоит из трех параметров, а именно:
- понимание – мысль, которая отображает в нашем сознании картинку с известными параметрами. Так мы представляем и воображаем что-либо;
- суждение – оценка обстоятельств и отношение их друг к другу. Позволяет нам утверждать или отрицать что-то;
- умозаключение – общая оценочная характеристика и формирование определенного вывода.
До сих пор, человечество не пришло к общему мнению, что важнее для познания разум или чувства. В связи с этим, люди решили, что два этих вида познания мира, имеют равнозначное значение и очень важны для все-целого понимания происходящего. Нужно использовать и чувства и разум, чтобы достичь максимального понимания.
Чувства помогают нам познавать этот мир, и без их наличия, мы не сможем осуществлять познание. Но стоит понимать, что пять чувств не могут передать весь спектр информационного потока. Поэтому разум помогает нам построить некую информационную цепочку и предположить что-либо на основе анализа полученной информации. Разум позволяет систематизировать и упорядочить ее.
Мы учимся познавать окружающую среду, в которой находимся, каждый день и ежесекундно. Даже сейчас, когда вы читаете этот текст, вы познаете что-то новое и являетесь частью. Если у вас есть дети, то ваша основная задача ускорить процесс их формы познания, чтобы они смогли принимать все необходимые решения для совершенного понимания нашего мироздания
Способы поиска информации
В современное время одним из способов познания окружающего мирастал информационный поиск. Большое разнообразие средств информации многократно увеличивает познавательные возможности человека. Так, познание осуществляется посредством:
- печатных изданий (газет, книг, журналов);
- интернета;
- телевидения;
- радиовещания;
С помощью интернета можно очень быстро и легко найти практически любую информацию, но она не всегда бывает достоверной. Поэтому, при выборе способов поиска информации нужно быть осторожным, проверять данные в разных источниках.
Пример. В 2012 году в интернете было опубликовано много статей, которые предвещали конец света. Одни говорили о падении на Землю астероида, другие о глобальном потеплении и затоплении поверхности суши. Но, проверить это можно было легко, разыскав исследования разных ученых о предстоящих природных катаклизмах и сравнив их результаты между собой.