Ботанический журнал, 2019, t. 104, № 2, стр. 321-328

Физиология растений | virtual laboratory wiki | fandom

АКМЕ

Творческий потенциал К.В. Манойленко был неисчерпаем, как и круг исследуемых ею ученых.
Наряду с упомянутыми ботаниками она вылепила яркие образы К.М. Завадского, В.Р. Заленского,
С.П. Крашенинникова, И.И. Канаева, В.Л. Комарова, В.В. Лепёшкина, Н.А. Морозова, А.А.
Рихтера, показав их огромный вклад в мировую науку, а также гражданственность и подлинный
патриотизм. В последние годы она успешно разрабатывала научное наследие Н.И. Вавилова
как физиолога растений, раскрыла влияние его идей и работ по проблемам устойчивости
на развитие экологической физиологии, рассмотрела его контакты с В.Р. Заленским, Н.А.
Максимовым и др. Столь же актуальным было ее обращение к наследию В.И. Вернадского,
раскрываемому через его контакты с И.И. Канаевым, А.Н. Красновым, Н.Г. Холодным.

Подлинной вершиной ее творчества стали труды о гигантах отечественной ботаники – И.П.
Бородине и А.С. Фаминцыне, которых она буквально вернула из небытия, доказав их приоритет
в развитии самых актуальных направлений физиологии и в организации природоохранной
деятельности. Вместе с Л.Н. Хахиной К.В. Манойленко впервые раскрыла ключевую роль
Фаминцына в принятии учения Ч. Дарвина Императорской академией наук (Manoylenko, Khakhina,
1974). В изучении многогранной деятельности А.С. Фаминцына вместе с ней активно участвовали
Д.В. Лебедев, В.В. Полевой, Е.М. Сенченкова, Б.П. Строгонов, Ю.А. Урманцев и др. Их
усилиями в декабре 1978 г. было созвано совещание памяти А.С. Фаминцына, завершившееся
выходом в 1981 г. первого сборника о жизни и деятельности столь несправедливо забытого
ученого. В ней события эпохи были увязаны с главными вехами организационной и общественной
деятельности Фаминцына и в динамике были показаны его исследования в разных разделах
физиологии и анатомии растений. По просьбе немецких коллег она написала его биографию
в изданную в Германии книгу о симбиогенезе (Manoylenko, 2007).

Многолетний подвижнический труд завершился монографией, в которой собрана и обработана
вся информация об А.С. Фаминцыне и его фундаментальных исследованиях в области физиологии
растений, экологии и теории эволюции – таких как возможность фотосинтеза при искусственном
освещении, симбиотическая природа лишайников, обнаружение динамики содержания сахара
в винограде, открытие двухфазного процесса питания растений (Manoylenko, 2016). В
XXI в. его гипотеза о симбиогенезе подтверждается данными молекулярной биологии и
становится важнейшим разделом в современном эволюционном синтезе. В книге приводятся
новые документы об инициативах Фаминцына в организации Комиссии по изучению естественных
производительных сил России, его рекомендации относительно совершенствования Устава
Академии наук, подготовки молодых ученых, организации съездов естествоиспытателей;
рассмотрена научно-организационная деятельность в столичном университете, в Академии
наук, включая создание первой в России экспериментальной лаборатории анатомии и физиологии
растений (сейчас Институт физиологии растений им. K.A. Тимирязева РАН) и Ботанического
общества.

Связь физиологии растений с другими науками

Знание физиологии растений необходимо:

  • Для изучения растениеводства, селекции, агрохимии, земледелия и других специальных дисциплин.
  • Физиология растений является частью биологической науки, изучающей закономерности жизни организмов.
  • Она тесно связана с морфологией, анатомией растений. Морфология и анатомия растений изучают внешнюю форму растений и микроскопическое строение тканей и органов, а физиология растений — функции этих органов в жизни растений.
  • Прямая связь физиологией растений с систематикой растений, которая строится на основе эволюционного принципа.
  • Физиология растений связана также с микробиологией: многие вопросы физиологии растений, в частности дыхание и брожение, изучались на микроорганизмах. Микроорганизмы играют большую роль в жизни растений, так как некоторые из них являются минерализаторами растительных и животных остатков. Кроме того, имеются микроорганизмы, фиксирующие атмосферный азот. Таким образом, в результате жизнедеятельности микроорганизмов создаются лучшие условия для минерального питания растений.
  • Самым тесным образом физиология растений связана с агрохимией, растениеводством и почвоведением. Агротехника — глубина вспашки почвы, норма и сроки высева семян, размещение растений на поле, сроки культивации и прополок, формы удобрений и сроки их внесения, полив, уборка и хранение урожая — настоятельно требует знания физиологии растений.
  • Тесная связь существует также между физиологией растений и цитологией, генетикой и селекцией. Наследственные свойства организма связаны с ядром клетки и хромосомами; установлено, что большое значение в передаче наследственных свойств имеют нуклеиновые кислоты, имеющиеся как в ядре, так и в цитоплазме. В селекции при подборе родительских пар необходима, физиологическая характеристика скрещиваемых сортов; селекция является строго направленной.
  • Велика связь физиологии растений с биохимией и биофизикой. Данные этих наук позволили яснее разобраться в свойствах протоплазмы. Учение о катализаторах объяснило роль ферментов и сделало понятным крайне быстрое течение реакций в организмах. Большие перспективы в познании жизни раскрываются в результате изучения химии белка и нуклеиновых кислот, этих важнейших компонентов протоплазмы.

↑гЮДЮВХ ТХГХНКНЦХХ ПЮЯРЕМХИ

тХГХНКНЦХЪ ПЮЯРЕМХИ ЪБКЪЕРЯЪ РЕНПЕРХВЕЯЙНИ НЯМНБНИ ХМРЕМЯХТХЙЮЖХХ ПЮЯРЕМХЕБНДЯРБЮ, ДХЮЦМНЯРХЙХ Х КЕВЕМХЪ АНКЕГМЕИ ПЮЯРЕМХИ, ОНКСВЕМХЪ РПЮМЯЦЕММШУ ПЮЯРЕМХИ Я УНГЪИЯРБЕММН-ЖЕММШЛХ ОПХГМЮЙЮЛХ, ЛХЙПНЙКНМЮКЭМНЦН ПЮГЛМНФЕМХЪ ПЮЯРЕМХИ, АХНРЕУМНКНЦХХ ОНКСВЕМХЪ БЮФМШУ ОПНДСЙРНБ МЮ НЯМНБЕ ХГНКХПНБЮММШУ ПЮЯРХРЕКЭМШУ ЙКЕРНЙ Х РЙЮМЕИ, Ю РЮЙФЕ ПЕЬЕМХЪ ПЪДЮ ГЮДЮВ ОН НУПЮМЕ НЙПСФЮЧЫЕИ ЯПЕДШ, ОНДБЕПФЕММНИ БПЕДМШЛ БНГДЕИЯРБХЪЛ ЮМРПНОНЦЕММШУ ГЮЦПЪГМЕМХИ.

б ЙПСЦ ГЮДЮВ ТХГХНКНЦХХ ПЮЯРЕМХИ БУНДХР:

  • хГСВЕМХЕ ТХГХНКНЦХХ, АХНУХЛХХ Х ЩЙНКНЦХХ ТНРНЯХМРЕГЮ, ДШУЮМХЪ Х ТХЙЯЮЖХХ ЮГНРЮ ЙЮЙ РЕНПЕРХВЕЯЙНИ НЯМНБШ ОПНДСЙЖХНММНЦН ОПНЖЕЯЯЮ.
  • хГСВЕМХЕ ЛНКЕЙСКЪПМШУ Х ТХГХНКНЦХВЕЯЙХУ НЯМНБ ЮДЮОРЮЖХХ ПЮЯРЕМХИ Б ЯБЪГХ Я ЩЙНКНЦХВЕЯЙХЛХ ЯРПЕЯЯЮЛХ Х ЦКНАЮКЭМШЛХ АХНЯТЕПМШЛХ ЪБКЕМХЪЛХ.
  • хГСВЕМХЕ ЛЕУЮМХГЛНБ ПЕЦСКЪЖХХ ЩЙЯОПЕЯЯХХ ЦЕМНЛЮ Б ОПНЖЕЯЯЮУ ЙКЕРНВМНИ ДХТТЕПЕМЖХПНБЙХ Х НМРНЦЕМЕГЮ ПЮЯРЕМХИ.
  • хГСВЕМХЕ ЛЕРЮАНКХРМШУ ЯХЯРЕЛ, ПЕЦСКЪЖХХ ДНМНПМН-ЮЙЖЕОРНПМШУ НРМНЬЕМХИ Х ХМРЕЦПЮЖХХ ТСМЙЖХИ Б ЖЕКНЛ ПЮЯРЕМХХ МЮ СПНБМЕ ЛЕФЙКЕРНВМШУ БГЮХЛНДЕИЯРБХИ, АХНЛЕЛАПЮМ, ЖХРНЯЙЕКЕРЮ, ПЕЖЕОЖХХ Х РПЮМЯДСЙЖХХ ЯХЦМЮКНБ.
  • хГСВЕМХЕ ПНКХ ТХГХНКНЦХВЕЯЙХИ ТСМЙЖХИ Б АХНЦЕНУХЛХВЕЯЙХУ ОПНЖЕЯЯЮУ, ЯБЪГЮММШУ Я ЦКНАЮКЭМШЛХ ОЕПЕЛЕЫЕМХЪЛХ СЦКЕПНДЮ, ЮГНРЮ Х ДПСЦХУ АХНЦЕММШУ ЩКЕЛЕМРНБ.
  • хГСВЕМХЕ АХНКНЦХХ ТНРНРПНТМШУ Х ЦЕРЕПНРПНТМШУ ЙКЕРНЙ ПЮЯРЕМХИ ЙЮЙ НЯМНБЮ ПЮГБХРХЪ ХММНБЮЖХНММШУ АХНРЕУМНКНЦХИ, ЯНУПЮМЕМХЪ ЛЕРЮАНКХВЕЯЙНЦН Х ЦЕМЕРХВЕЯЙНЦН АХНПЮГМННАПЮГХЪ ПЮЯРЕМХИ, ЯНГДЮМХЪ Х ОНДДЕПФЮМХЪ ЦЕМЕРХВЕЯЙХУ ЙНККЕЙЖХИ Х ЙПХНЯНУПЮМЕМХЪ ПЕДЙХУ Х ХЯВЕГЮЧЫХУ БХДНБ ПЮЯРЕМХИ.

ИСТОРИК И ТЕОРЕТИК ЭВОЛЮЦИОННОЙ ФИЗИОЛОГИИ

Особый интерес к истории эволюционных исследований возник у К.В. Манойленко благодаря
сотрудничеству с выдающимся биологом и историком науки Кириллом Михайловичем Завадским
(1910–1977), организовавшим в 1967 г. сектор истории и теории эволюционного учения
в Ленинградском отделении Института истории естествознания и техники. Прежде всего,
она предложила оригинальную классификацию адаптаций на Всесоюзном симпозиуме “Проблемы
прогрессивного развития в живой природе и технике” (1969), а в докладе на XIII Международном
конгрессе по истории науки в Москве в 1971 г. дала определение понятия “адаптация”.
Позднее на базе рукописи выдающего эволюциониста И.И. Шмальгаузена “Экспериментальная
морфология” ею показана роль морфологии и физиологии в изучении онтогенетических основ
эволюции растений.

Вопросы взаимодействия экспериментальной и эволюционной морфологии нашли аналитическое
освещение в монографии об эволюционной фитофизиологии (Manoylenko, 1974), которую
предлагалось считать отраслью эволюционной биологии, изучающей факторы, причины и
законы эволюции. В монографии приводились данные, идеи и концепции из эволюционной
физиологии растений, демонстрирующие ее значение для решения главных проблем эволюции.
Через обращение к работам Л.А. Орбели по эволюционной физиологии животных К.В. Манойленко
обозначила методы фитофизиологии, ведущие к соединению ее с эволюционной теорией,
четко определила понятия и предмет “эволюционной физиологии растений”. Монография
явилась теоретическим базисом для проведения в декабре 1974 г. Всесоюзного симпозиума
по проблемам эволюционной физиологии растений, при подготовке которого К.В. Манойленко
осуществила основную организационную работу. К симпозиуму были опубликованы тезисы
“Проблемы эволюционной физиологии растений”.

По мнению К.В. Манойленко, основная задача эволюционной фитофизиологии заключалась
в реконструкции филогенеза отдельных функций с последующим изучением причин и закономерностей
эволюции структур и функций как целостных адаптационных систем. Продуктивность такого
подхода она продемонстрировала спустя 10 лет в историко-теоретическом исследовании
развития эволюционных аспектов засухоустойчивости растений (Manoylenko, 1983). Это
развитие было представлено как целостный процесс накопления знаний о способах приспособления
различных систематических групп растений к воздействию высоких температур и недостатку
влажности. Вывод о множественности способов адаптации растений к одной и той же среде
имел прямое отношение к изучению естественного отбора как фактора эволюции.

Оригинальность предложенной К.В. Манойленко программы и результаты исследования механизмов
адаптации растений к экстремальным абиотическим условиям получили признание со стороны
ведущих отечественных и зарубежных физиологов и биохимиков растений. На базе монографий,
опубликованных в 1974 и 1983 г., в 1989 г. в Институте физиологии растений им. К.А.
Тимирязева АН СССР К.В. Манойлен-ко  защитила докторскую диссертацию “Развитие эволюционного
направления в отечественной физиологии растений (вторая половина XIX – первая половина
XX в.”. Ее труды способствовали приоритету эволюционно-экологического направления
как общебиологической основы в развитии современной российской фитофизиологии.

СОЦИАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ НАУКИ

Общие тенденции развития истории науки в последнее десятилетие XX – начале XXI в.,
а также социальный заказ на осмысление социальной истории отечественной науки, ее
взаимоотношений с властью и обществом побудили К.В. Манойленко обратиться к разработке
таких тем как международные взаимодействия ученых, причины эмиграции, репрессии ученых
и т.д. Она выявила трагические коллизии в жизни и деятельности ботаников в годы Первой
мировой войны, революций 1917 г., Гражданской войны, Большого террора, блокады Ленинграда,
расцвета лысенковщины.

К.В

Манойленко и раньше умела концентрировать внимание читателей на свойствах личности
каждого из своих героев, перипетиях его судьбы, раскрывая противоречия творческого
пути, взаимоотношения с коллегами, оценку им тех или иных событий в стране и обществе,
а иногда и прямое участие в них. Показательна в этом отношении книга о Н.И

Железнове,
переизданная в 2007 г. В ней раскрыта его роль в подготовке и проведении крестьянской
реформы 1861 г., в улучшении быта крестьян, просветительские попытки вовлечения их
в научное растениеводство и садоводство, в пропаганде сельскохозяйственных знаний,
в создании первой в России сельскохозяйственной академии. Этот социо-культурный аспект
особенно актуален, когда снова возникают дискуссии о путях развития сельского хозяйства.
45-летний период между первым и вторым изданием этой монографии способствовал ее содержательности,
и дополненное издание сразу стало библиографической редкостью.

СТАНОВЛЕНИЕ УЧЕНОГО КАК ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ФИЗИОЛОГА

Детские годы К.В. Манойленко провела в Новгороде, в семье потомственного связиста,
участника Гражданской войны – Виктора Петровича Рязанского (1898–1982), и фармацевта
Валентины Константиновны Варнк (1905–1974). В 1939 г., когда отец ушел на финско-советскую
войну, а затем на Великую Отечественную, Ксения вместе с матерью оказалась в эвакуации
в Красном Яре Саратовской области, а затем в г. Костроме, где, работая в школьных
бригадах на колхозных полях, она заинтересовалась миром растений. В апреле 1944 г.
семья переехала в Ленинград, и, после окончания средней школы в 1947 г., Ксения Викторовна
поступила на факультет естествознания Ленинградского государственного педагогического
института им. М.Н. Покровского. В нем работали известные биологи: селекционер Ф.Х.
Бахтеев, генетик Ю.М. Оленов, методист С.А. Павлович, ботанико-географ М.П. Петров,
специалист по интродукции растений В.С. Соколов и др. Под руководством Зои Александровны
Чижевской (1903–1955) – автора известного “Практикума по общей ботанике” (1950) –
Ксения Викторовна изучала методы работы с микроскопом, приемы регенерации растений,
знакомилась с основами экологической анатомии и фитофизиологии. Любовь к растениям
прививалась студентам и на летних практиках в окрестностях Ленинграда и в г. Мичуринске,
а также на экскурсиях в парк и лаборатории БИНа.

З.А. Чижевская была научным руководителем К.В. Манойленко при подготовке ею кандидатской
диссертации об особенностях онтогенеза у однодомной и двудомной конопли. Экспериментальные
работы выполнялись в г. Глухове Сумской области на базе ВНИИ лубяных культур, что
привело к установлению прочных связей с украинскими коллегами. После защиты диссертации
К.В. Манойленко некоторое время работала внештатным редактором в Издательстве Академии
наук СССР
, с 9 мая 1955 г. младшим научным сотрудником в Ленинградском отделении Института
истории естествознания и техники АН СССР (ЛО ИИЕТ).

Еще десять лет она продолжала физиологические исследования и в изданиях БИН публиковала
материалы по динамике роста и особенностям анатомического строения стеблей однодомной
и двудомной конопли, их физиологическим различиям по признакам водного режима, ферментативной
деятельности, минеральному питанию (Manoylenko, 1963). В лабораториях и на опытном
участке БИНа в сотрудничестве с И.Н. Коноваловым, заведующим Отделом экологии и физиологии
растений БИН, у истоков которого стояли А.Ф. Баталин и В.Н. Любименко – будущие герои
ее монографий, – К.В. Манойленко проводила исследования по воздействию физиологически
активных веществ на древесные растения (Manoylenko et al., 1964).

↑нЯМНБМШЕ МЮОПЮБКЕМХЪ ТХГХНКНЦХХ ПЮЯРЕМХИ

гЮДЮВЮ ТХГХНКНЦХХ ПЮЯРЕМХИ ЙЮЙ МЮСЙХ — ХЯЯКЕДНБЮМХЕ ОПНЖЕЯЯНБ ЛЕРЮАНКХГЛЮ, ПНЯРЮ Х ПЮГБХРХЪ ПЮЯРЕМХИ, БШЪЯМЕМХЕ ЛЕУЮМХГЛНБ ЩРХУ ОПНЖЕЯЯНБ Х БГЮХЛНЯБЪГЕИ ЛЕФДС МХЛХ. тХГХНКНЦХЪ ПЮЯРЕМХИ НУБЮРШБЮЕР БЕЯЭ ЙПСЦ ОПНЖЕЯЯНБ, ОПНХЯУНДЪЫХУ Б ПЮЯРХРЕКЭМНЛ НПЦЮМХГЛЕ, Х ЯННРБЕРЯРБЕММН ОНДПЮГДЕКЪЕРЯЪ МЮ ПЪД МЮОПЮБКЕМХИ:

  • Б НЯМНБЕ ЩРХУ МЮОПЮБКЕМХИ КЕФХР СВЕМХЕ Н ПЮЯРХРЕКЭМНИ ЙКЕРЙЕ, НЯНАЕММНЯРЪУ Е╦ ЯРПСЙРСПШ Х ТСМЙЖХНМХПНБЮМХЪ, Ю РЮЙ ФЕ Н ЛЕУЮМХГЛЮУ БНЯОПХЪРХЪ Х ОЕПЕДЮВХ ЯХЦМЮКЮ Б ПЮЯРЕМХХ;
  • ПЪД МЮОПЮБКЕМХИ ТХГХНКНЦХХ ПЮЯРЕМХИ ОНЯБЪЫ╦М ХЯЯКЕДНБЮМХЧ НРДЕКЭМШУ ОПНЖЕЯЯНБ НАЛЕМЮ БЕЫЕЯРБ С ПЮЯРЕМХИ. щРН РЮЙХЕ ПЮГДЕКШ, ЙЮЙ ТНРНЯХМРЕГ, ДШУЮМХЕ, БНДМШИ НАЛЕМ, ЛХМЕПЮКЭМНЕ ОХРЮМХЕ Х БРНПХВМШИ ЛЕРЮАНКХГЛ. тХГХНКНЦХЪ ПНЯРЮ Х ПЮГБХРХЪ ПЮЯРЕМХИ ХГСВЮЕР ЛЕУЮМХГЛШ ПНЯРЮ Х ДХТТЕПЕМЖХПНБЙХ ЙКЕРНЙ, РЙЮМЕИ Х НПЦЮМНБ, ЛЕУЮМХГЛШ ПЮГЛМНФЕМХЪ ПЮЯРЕМХИ, Ю РЮЙФЕ ЛЕУЮМХГЛШ ХУ ПЕЦСКЪЖХХ ТЮЙРНПЮЛХ БМЕЬМЕИ ЯПЕДШ, РЮЙХЛХ ЙЮЙ ЯБЕР, РЕЛОЕПЮРСПЮ Х Р.О.;
  • НРДЕКЭМШЛ МЮОПЮБКЕМХЕЛ ЛНФМН БШДЕКХРЭ ХГСВЕМХЕ ЛЕУЮМХГЛНБ ДБХФЕМХЪ ПЮЯРЕМХИ;
  • ТХГХНКНЦХЪ СЯРНИВХБНЯРХ ПЮЯРЕМХИ ХЯЯКЕДСЕР ЛЕУЮМХГЛШ, ОПХ ОНЛНЫХ ЙНРНПШУ ПЮЯРЕМХЪ ГЮЫХЫЮЧРЯЪ НР ДЕИЯРБХЪ МЕАКЮЦНОПХЪРМШУ ТЮЙРНПНБ ЯПЕДШ, ЙЮЙ АХНРХВЕЯЙХУ (ОЮРНЦЕММШЕ АЮЙРЕПХХ, ЦПХАШ, БХПСЯШ), РЮЙ Х ЮАХНРХВЕЯЙХУ (ГЮЯСУЮ, ГЮЯНКЕМХЕ, ОНБШЬЕММШЕ Х ОНМХФЕММШЕ РЕЛОЕПЮРСПШ, ХГАШРНЙ ЯНКМЕВМНЦН ЯБЕРЮ);
  • НЯНАМЪЙНЛ ЯРНХР РЮЙНЕ МЮОПЮБКЕМХЕ, ЙЮЙ ЙСКЭРСПЮ ЙКЕРНЙ ПЮЯРЕМХИ. нМН ОНЯБЪЫЕМН ХЯЯКЕДНБЮМХЧ ОНБЕДЕМХЪ ПЮЯРХРЕКЭМШУ ЙКЕРНЙ Х РЙЮМЕИ Б ЙСКЭРСПЕ in vitro, ПЮГПЮАНРЙЕ ЛЕРНДНБ ХУ БШПЮЫХБЮМХЪ Х ЯННРБЕРЯРБСЧЫХУ АХНРЕУМНКНЦХИ (ЛХЙПНЙКНМЮКЭМНЕ ПЮГЛМНФЕМХЕ ПЮЯРЕМХИ, ОПНХГБНДЯРБН КЕЙЮПЯРБ Х ОХЫЕБШУ ДНАЮБНЙ Х Р.О.).

мЮОПЮБКЕМХЪ, ОНЯБЪЫ╦ММШЕ ХЯЯКЕДНБЮМХЧ НАЛЕМЮ БЕЫЕЯРБ ПЮЯРЕМХИ, РЮЙХЕ ЙЮЙ ТНРНЯХМРЕГ, ДШУЮМХЕ Х ЛХМЕПЮКЭМНЕ ОХРЮМХЕ, РЮЙФЕ ХЛЕЧР ОПЪЛНИ ОПЮЙРХВЕЯЙХИ БШУНД Б ЯЕКЭЯЙНЕ УНГЪИЯРБН. нМХ ОНГБНКЪЧР ПЮГПЮАНРЮРЭ МНБШЕ ЩТТЕЙРХБМШЕ СДНАПЕМХЪ Х ПЕЦСКЪРНПШ ПНЯРЮ, БШБЕЯРХ АНКЕЕ ОПНДСЙРХБМШЕ ЯНПРЮ ПЮЯРЕМХИ.

б НЯМНБЕ БЯЕУ МЮОПЮБКЕМХИ ЯНБПЕЛЕММНИ ТХГХНКНЦХХ ПЮЯРЕМХИ КЕФЮР АХНУХЛХВЕЯЙХЕ, АХНТХГХВЕЯЙХЕ, ЛНКЕЙСКЪПМН-АХНКНЦХВЕЯЙХЕ ЛЕРНДШ ХЯЯКЕДНБЮМХЪ.

Ссылки[]

  • Журнал «Физиология растений» — Журнал Российской академии наук. Основан в 1954 году академиком А. Л. Курсановым.
  • Физиология растений — статья из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона

Институт биохимии и физиологии растений и микроорганизмов РАН. Основан в 1980 году д.б.н., профессором В. В. Игнатовым.

Это незавершённая статья по ботанике. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.

Эта страница использует содержимое раздела Википедии на русском языке. Оригинальная статья находится по адресу: Физиология растений. Список первоначальных авторов статьи можно посмотреть в истории правок. Эта статья так же, как и статья, размещённая в Википедии, доступна на условиях CC-BY-SA .

↑кХРЕПЮРСПЮ

  1. тХГХНКНЦХЪ ПЮЯРЕМХИ: сВЕА. дКЪ БСГНБ/ йСГМЕЖНБ бК.б., дЛХРПХЕБЮ ц.ю.-л.: бШЯЬ. ЬЙ., 2005.- 736 Я.: ХК.
  2. хГАПЮММШЕ ЦКЮБШ ТХГХНКНЦХХ ПЮЯРЕМХИ: сВЕАМ. оНЯНАХЕ./ цЮБПХКЕМЙН б.т., цСЯЕБ л.б., мХЙХРХМЮ й.ю., уНТТЛЮМ о.-л.: хГД-БН лцс. 1986. – 440 Я.
  3. тХГХНКНЦХЪ ПЮЯРЕМХИ: сВЕАМХЙ/ лЕДБЕДЕБ я.я.-яоА.: хГД-БН я.оЕРЕПА. СМ-РЮ, 2004. – 336 Я.
  4. тХГХНКНЦХЪ ПЮЯРЕМХИ: СВЕАМХЙ ДКЪ ЯРСД. бСГНБ/ юКЕУХМЮ м.д., аЮКМНЙХМ ч.б., цЮБПХКЕМЙН б.т. Х ДП.; ОНД ПЕД х.о. еПЛЮЙНБЮ. – 2-Е ХГД., ХЯОП. -л.: хГДЮРЕКЭЯЙХИ ЖЕМРП «юЙЮДЕЛХЪ», 2007. – 640 Я
  5. тХГХНКНЦХЪ ПЮЯРЕМХИ: СВЕАМХЙ./ бЕПЕРЕММХЙНБ ю.б.-л.: юЙЮДЕЛХВЕЯЙХИ ОПНЕЙР, 2006.-480 Я.
  6. тХГХНКНЦХЪ ПЮЯРЕМХИ: ЕЕ ОПЕДЛЕР, ГЮДЮВХ, ЛЕРНДШ. д. ю. яЮАХМХМ. яЕПХЪ 1а. аХНКНЦХЪ. 1995 ╧ 4/ ю. р. лНЙПНМНЯНБ, б. м. фНКЙЕБХВ . л.: бЕЯРХ. лНЯЙ. сМ-РЮ, 1995.-10 Я.
  7. йЮТЕДПЮ ТХГХНКНЦХХ ПЮЯРЕМХИ лцс (1863-2010 Ц.Ц.)./х.о. еПЛЮЙНБ, к.ц. йНЯСКХМЮ. – лНЯЙБЮ: Б ОПНЖЕЯЯЕ ХГДЮМХЪ, 20(10) – 82 c.
  8. аЧККЕРЕМЭ НАЫЕЯРБЮ ТХГХНКНЦНБ ПЮЯРЕМХИ пНЯЯХХ. бШОСЯЙ 17./ НРБ. пЕД. йСГМЕЖНБ б.б., л.: 2008.- 84 Я.
  9. тХГХНКНЦХЪ ПЮЯРЕМХИ рНЛ 47 ╧3 2000 лЮИ- хЧМЭ / ОНД ПЕД. лНЙПНМНЯНБЮ ю.р. фСПМЮК, л.: хГД-БН «мЮСЙЮ», 2000 – 496 Я.

Задачи физиологии растений

Основная задача физиологии растений — познание закономерностей жизнедеятельности растений и умение управлять ею с целью получения наибольшего количества продукции лучшего качества.

Центральной проблемой физиологии растений является разработка научных основ питания сельскохозяйственных растений с целью наилучшего удовлетворения их потребностей в элементах воздушного и почвенного питания. Правильное разрешение этой проблемы обеспечивает получение высоких и устойчивых урожаев.

Для увеличения производства зерна путем повышения урожайности сельскохозяйственных культур внедряют лучшие сорта зерновых и других культур, более полно используют минеральные и органические удобрения, правильно применяют ядохимикаты для борьбы с сорняками, болезнями и вредителями. Лучшие сорта зерновых

Задачи физиологической науки заключаются в том, чтобы полнее изучать физиологические особенности растений, чтобы на этой основе выводить более урожайные, зимостойкие, засухоустойчивые и солеустойчивые сорта, обладающие способностью накапливать больше белков, жиров, углеводов, витаминов и других веществ.

Направления исследований физиологии растений[править | править код]

В современной физиологии растений различают шесть разных направлений:

  • Биохимическое направление рассматривает функциональное значение разнообразных органических веществ, образующихся в растениях в процессе фотосинтеза, дыхания, выявляет закономерности минерального (почвенного) питания растений, исследует пути биосинтеза органических соединений из простейших минеральных веществ (CO2, вода, аммиак, нитраты, серная и фосфорная кислоты, магний, кальций, калий, микроэлементы), раскрывает роль минеральных веществ как регуляторов состояния коллоидов и катализаторов и как центров электрических явлений в клетке, участие их в синтезе органических соединений.
  • Биофизическое направление изучает вопросы энергетики клетки, электрофизиологии растения, физико-химические закономерности водного режима, корневого питания, роста, раздражения, фотосинтеза и дыхания растения.
  • Онтогенетическое направление исследует возрастные закономерности развития растения, которые зависят от внутренних биохимических и биофизических процессов, морфогенез и возможные пути управления развитием растений (фотопериодизм, светокультура, закаливание растений и др.).
  • Эволюционное, или сравнительное, направление вскрывает особенности физиологии вида, особей индивидуального развития растений при определённых внешних условиях, изучает онтогенез как функцию генотипа, которая сложилась в филогенезе, в процессе возрастных изменений растений и зависит от наследственной конституции и внешних условий.
  • Экологическое направление исследует зависимость внутренних процессов растительного организма от внешней среды.
  • Синтетическое, или кибернетическое направление изучает общие закономерности роста растений, энергетики и кинетики взаимосвязанных процессов: фотосинтеза, дыхания, питания и органообразования.

НАЧАЛО ИСТОРИКО-НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Определяющую роль в переходе Ксении Викторовны от экспериментальной физиологии к истории
науки сыграл Борис Евгеньевич Райков (1880–1966), видный педагог-методист. Годы репрессий
и гонений не сломили его дух, и, уже в преклонном возрасте, он организовал в ЛО ИИЕТ
в 1953 г. группу по истории биологии. На ее научных заседаниях видные биологи выступали
с докладами по модной тогда истории науки, шли жаркие дискуссии, обсуждались новые
книги. Б.Е. Райков увлекал участников заседаний энтузиазмом, энциклопедическими знаниями,
мастерством оратора.

Первоначально по его заданиям К.В. Манойленко вела исследовательскую работу в архивах
Ленинграда, Москвы, Тарту, собирала персональные и библиографические материалы, составляла
исторические справки

Особое внимание уделялось забытым фигурам в истории ботаники,
которые не были причастны к борьбе против дарвинизма или марксизма. Б.Е

Райков тогда
работал над четвертым томом фундаментального труда “Русские биологи-эволюционисты
до Дарвина”, а также над монографиями о К.Э. фон Бэре, В.Ф. Зуеве, Х. Пандере, Г.Е.
Щуровском. Участие в этом проекте позволило молодой исследовательнице быстро обрести
энциклопедические знания о развитии биологии в России и начать самостоятельные исторические
исследования. Ее внимание привлекли практически забытые страницы истории отечественной
ботаники, связанные с развитием анатомо-морфологических и физиологических проблем.
Под руководством Б.Е. Райкова и в содружестве с другими замечательными историками
биологии И.И. Канаевым и Т.А. Лукиной Ксения Викторовна стала специалистом в истории
физиологии растений.

С конца 1950-х до середины 1960-х гг. она занимается преимущественно ботаниками второй
половины XIX в. – Н.Ф. Леваковским, Д.Н. Нелюбовым, А.Ф. Баталиным, Н.И. Железновым.
Этих ученых объединял интерес к познанию анатомо-физиологических особенностей растений
и их адаптаций к условиям среды. Эти исследования вдохновлялись учением Дарвина, подтверждая
его новыми фактами о движении и раздражимости растений, биологии цветка, механизмах
оплодотворения.

К.В

Манойленко одна из первых обратила внимание на исследования казанского ботаника
Н.Ф. Леваковского (1833–1898) – одного из основателей экологического направления в
физиологии растений, рассматривавшего морфогенез растений как эволюционный синтез
многих факторов среды (Rуazanskaуa, 1957)

В фокус ее исследований попала школа А.С.
Фаминцына. В то время оценка деятельности этого ученого была далека от объективности
в силу его противоречий с К.А. Тимирязевым, его оригинальная гипотеза симбиогенеза
оценивалась как антидарвинистская, идеологически чуждой была и его политическая деятельность
в составе партии кадетов. Первым из учеников Фаминцына, которым занялась К.В. Манойленко,
был Д.Н. Нелюбов. Изучая его труды, а также протоколы опытов по физиологии роста и
движению растений, изменениям геотропизма и т.д., она раскрыла приоритет Нелюбова
в установлении действия этилена на растения, положивший начало исследованиям физиологически
активных веществ.

Героем ее первой монографии стал другой выдающийся представитель фаминцыновской школы
А.Ф. Баталин (Manoylenko, 1962). Автор осветила усилия Баталина как предшественника
Р.Э. Регеля и Н.И. Вавилова по развитию научного семеноводства в России и систематическому
изучению сортового разнообразия культурных растений. Были проанализированы его исследования
цветения и движения растений, явлений насекомоядности, доказывающие приспособительный
характер, а также новаторские работы по солеустойчивости растений. В этой книге К.В.
Манойленко подробно рассмотрела контакты Баталина с Дарвином.

Далее в серии “Научно-биографическая литература” последовали книги о других выдающихся
фитофизиологах – Н.И. Железнове (Manoylenko, 1963), В.А. Ротерте (Manoylenko, 1978),
В.Н. Любименко (Manoylenko, 1996), Н.А. Максимове (Manoylenko, 1999). Все эти биографии
основаны на тщательном изучении рукописных источников, дневников и писем ученых, развитие
научных карьер рассматривалось в контексте социо-культурных и исторических событий
в России и СССР, а созданные ими труды оценивались с позиций мировой науки. Развитие
физиологии растений предстало в единстве эволюционных и эколого-физиологических аспектов
анализируемых проблем: фотосинтеза и его аппарата (В.Н. Любименко), водного режима
(Н.И. Железнов), движения и раздражимости (В.А. Ротерт), устойчивости растений к неблагоприятным
факторам среды (Н.А. Максимов)

Эти книги К.В. Манойленко объединяются общим подходом
– вниманием к анализу адаптивной значимости морфологических структур растения и выполняемых
ими функций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Более 70 лет Ксения Викторовна Манойленко отдала ботанике, восстановлению ее подлинной
истории и пропаганде достижений отечественных ученых. Тяжелая болезнь стала причиной
ее ухода на пенсию в январе 2018 г. Но она продолжала оказывать консультационную помощь,
щедро делясь своими энциклопедическими познаниями и знаниями архивов и библиотек.
Страстно увлеченный исследователь, ответственный и требовательный к себе человек,
Ксения Викторовна была всегда отзывчива и добра к окружающим и приходила на помощь
любому, кто в ней нуждался. Для всех она была образцом высокой культуры и интеллигентности.
В последние годы она несколько раз говорила мне: “Благодаря науке я живу…”. Будет
правильно сказать, что и наука живет благодаря таким подвижникам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Лесные поляны
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: